В 2004 году вышел в свет региональный учебник “География Якутии” для 9 класса. Рассчитанный на 68 часов (2 часа в неделю), он предназначен для изучения географии Якутии как самостоятельного предмета в учебном плане.
Но согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение регионального компонента в 9 классе выделено только 5 часов в неделю, которые в основном распределяются между двумя предметами – якутским языком и якутской литературой. Поэтому курс “География Якутии” изучается как дополнение к курсу “География России” в 8 и 9 классах, в конце изучения этих курсов.
Основываясь на этом учебнике, я приступила к разработке программы, календарного и тематического планирования, поурочных планов, системы вопросов, заданий и тестов. Программа рассчитана на 14 часов:
- 7 часов (из них 1 час – экскурсия) в 8 классе – курс “Природа Якутии”,
- 7 часов (из них 1 час – экскурсия) в 9 классе – курс “Хозяйство Якутии”.
Из-за недостаточности часов предмет “География Якутии” изучается очень сжато и поверхностно. Данный учебник будет использоваться учащимися в обоих классах, что причинит им некоторые неудобства. Программа, подготовленная мной, основана на вариативности традиционных методов обучения и различных педтехнологий. Это обуславливает достижение поставленных целей обучения при максимально сжатой программе по предмету “География Якутии”, способствует углублению знаний полученных при изучении курса “География России”.
Поскольку на данный момент по курсу “География Якутия” вышло только одно методическое пособие для учителей, и в нём даны примерные планы только традиционных уроков, я занимаюсь разработкой нетрадиционных, современных уроков. Одной из эффективных способов обучения являются модульные уроки. Их преимущество состоит в том, что:
они способствуют развитию личностных качеств учащихся, таких как самостоятельность, умение ставить цели, планировать и оценивать свою деятельность;
по модулям есть возможность работать дома, так как порой, некоторые темы по курсу “География Якутии” из-за нехватки учебного времени в конце учебного года, приходится задавать на самостоятельное изучение как домашнее задание.
Пока подготовлены инструкции модулей по нескольким блокам-циклам, таким как “Географическое положение Якутии”, “Водные ресурсы Якутии”. В дальнейшем планирую разработать модульную программу по всему курсу “География Якутии”.
Представляю разработку модульного урока на тему “Многолетняя (вечная) мерзлота” из блока-цикла “Водные ресурсы Якутии”. Я надеюсь, что эта разработка поможет моим коллегам в работе и подтолкнет их на дальнейшее совершенствование методики преподавания курса “География Якутии”, выпуску соответствующей методической литературы для учителей.
Этот же урок, при условии, что будет использоваться дополнительная литература, может быть применён учителями других регионов, как способ расширить и углубить знания по теме “Внутренние воды и водные ресурсы России”.
Тема урока: “Многолетняя (вечная) мерзлота”
Учебники:
- Жирков И.И., Жирков К.И., Максимов Г.Н., Кривошапкина О.М. География Якутии: Учебник для 9 классов средней общеобразовательной школы. Як.: Бичик, 2004.
- Раковская Э.М. География: природа России: Учебник для 8 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2001.
- Баринова И.И. География России. Природа: Учебник для 8 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 1998.
Цели и задачи урока:
- дать учащимся знания о происхождении, особенностях и размещении многолетней мерзлоты;
- познакомить с историей открытия и изучения многолетней мерзлоты;
- сформировать представление о мерзлотных формах рельефа;
- рассмотреть значение роли вечной мерзлоты в природе, жизни и деятельности населения Якутии;
- активизировать познавательный интерес учащихся и формировать у них умение работать самостоятельно.
Оборудование:
- атласы России и Республики Саха (Якутия);
- раздаточный материал для модульного урока;
- дополнительная литература.
Ход урока
Организационный момент.
Каждому ученику выдаются индивидуальный лист для самостоятельного изучения темы урока, атласы. Учащиеся выполняют задания, используя тексты учебника, карты атласа, дополнительную литературу.
Многолетняя (вечная) мерзлота
(индивидуальный лист)
Исследователь: _____________________________
Уважаемый исследователь!
Сегодня ты откроешь для себя удивительный подземный мир – мир многолетней, или как её ещё называют, вечной, мерзлоты.
В ходе своего исследования ты узнаешь об истории открытия и изучения вечной мерзлоты, узнаешь, как она образуется и её особенности. Познакомишься с формами рельефа, которые образуются вследствие влияния многолетней мерзлоты. Ты также изучишь влияние вечной мерзлоты на твою жизнь и деятельность.
Пожалуйста, записывай все результаты своего исследования в лист наблюдений. Желаю тебе успехов в твоей научной работе!
Шаг 1.
Начинается твое исследование, но сперва тебе надо узнать определение явления, который ты изучаешь и название науки, которая занимается этим явлением.
Многолетняя мерзлота – это…______________________________________________
_________________________________________________________________________
…………………………. – это наука о мерзлотных явлениях на Земле.
В науке мерзлоту первым описал Даниил Готлиб Мессершмидт, который по поручению Петра I с 1720 по 1727 года исследовал Сибирь. Но большую известность имеет имя другого человека – Федора Шергина. Укажи, какой вклад он внес в исследование вечной мерзлоты. __________________________________________________
__________________________________________________________________________
Продолжателем дела Шергина является Якутский Научно-исследовательский институт мерзлотоведения. Когда он был образован и чьё имя он носит? _______________________________________________________________
Шаг 2.
Многолетняя мерзлота является неотъемлемой частью природного комплекса. Укажи причины её образования:
__________________________
__________________________
__________________________
Мерзлота занимает большую часть территории России (см. карты). Как видишь, Якутия находится в зоне распространения сплошной многолетней мерзлоты. Мощность мерзлоты бывает разной. Где была обнаружена наибольшая мощность многолетней мерзлоты? ____________________________________________________________________
Летом верхняя часть мерзлого слоя оттаивает на глубину от 10-20 см до 5-6 м. Перечисли причины, влияющие на оттаивание сезонно-талого слоя:
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Главной особенностью многолетней мерзлоты является её льдистость. Подземный лёд имеет 2 вида. Кратко опиши их основные характеристики.
1 вид подземного льда - ____________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2 вид подземного льда - ____________________________________________________
_________________________________________________________________________
Шаг 3.
В формировании рельефа поверхности Земли большее значение имеет подземный лёд 1 вида. По текстам учебников и картам атласа нарисуй условными знаками и охарактеризуй мерзлотные формы рельефа.
Булгунняхи - ____________________________
________________________________________
________________________________________.
Быллар - ________________________________
________________________________________
________________________________________.
Байджарахи - _____________________________
________________________________________
________________________________________.
Алаас ___________________________________
________________________________________
________________________________________ .
Какое явление “послужило” тому, что о.Санникова описанный в книге “Земля Санникова” полностью исчез и стал научной легендой? _____________________________
Шаг 4.
Ты выяснил, какое влияние оказывает подземный лёд 1 вида на природу, а какое значение в природе имеет лёд 2 вида? ____________________________________________
____________________________________________
Шаг 5.
Наступила пора заканчивать твоё исследование. Осталось лишь узнать какое влияние оказывает многолетняя мерзлота на природу и на нашу с тобой жизнь и деятельность. Пожалуйста, проанализируй тексты учебника, сделай выводы и заполни таблицу.
Влияние многолетней мерзлоты на природу и человека
положительное | отрицательное |
Шаг 6. Самоконтроль.
1. Как образно называют многолетнюю (вечную) мерзлоту?
2. Расставь этапы формирования алааса в правильном порядке:
А. дюедя.
Б. алаас.
В. Быллар.
Г. Тыымпы.
3. Как ты думаешь, нужно ли изучать и охранять многолетнюю мерзлоту?