Цели.
- развивать диалогическую речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказках;
- работать над структурой повествовательного текста;
- развивать логическое мышление и умение отстаивать свое мнение.
Оборудование.
- изображение сказочной избушки с открывающимся окном;
- сказочные герои (колобок, лиса, медведь, коза, петушок);
- книга сказок; снежинки;
- чудо-дерево;
- карточки с изображением букв;
- магнитофон.
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание детей на чудо-дерево, на котором “растут” снежинки. В ходе вводной беседы воспитатель повторяет с детьми приметы зимы.
Воспитатель. Ребята, давайте с этими снежинками поиграем. Каждый возьмет себе по снежинке, положит к себе на ладошку, и будет дуть так сильно, чтобы снежинка не упала на землю, а постоянно кружилась в воздухе.
Дети выполняют игровое упражнение “Снегопад”.
Воспитатель. Вы так дружно играли со снежинками, что не заметили, как началась метель. (Аудиозапись). Тише, ребятки, я слышу, что кто-то зовет на помощь – видно, случилась беда. Посмотрите, ведь это большая книга сказок. Наверное, когда мы играли со снежинками, поднялась метель, некоторые снежинки залетели в книгу и все там перепутали. И теперь герои некоторых сказок, спрятавшись от метели в этой избушке, от страха забыли-перепутали свои слова. Поможем им разобраться? (Дети соглашаются)
Из окна сказочного домика по очереди выглядывают герои разных сказок, произнося при этом определенную фразу. Дети определяют, кто из какой сказки пришел, и “помогают” героям вспомнить свои слова.
Медведь. Не ешь меня, я тебе песенку спою: “…Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел…”
Дети. Слова и песенка колобка из сказки “Колобок”.
Коза. Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы…
Дети. Слова петушка из сказки “Лиса, кот и петух”.
Петух. Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся. Ваша мать пришла, молока принесла!
Дети. Слова и песенка козы из сказки “Волк и семеро козлят”.
Колобок. Как выскачу, как выпрыгну! Пойдут клочки по заулочкам!
Дети. Слова лисы из сказки “Заячья избушка”.
Лиса. Сяду на пенек, съем пирожок!
Дети. Слова медведя из сказки “Маша и медведь”.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Хорошо вы знаете народные сказки!
(Выставляет всех героев на стол и предлагает еще раз повторить их слова).
- Как говорил медведь из сказки “Маша и медведь”?
- А что кричал петушок, когда лиса его выманила из домика?
- А что говорил колобок?
- Вы запомнили слова лисы из сказки “Заячья избушка”?
- А про кого мы забыли?
- Подскажите мне, что пела коза, когда возвращалась домой?
(Ответы детей)
Воспитатель. Ребята! Наши сказочные герои хотят поиграть с вами. А вы хотите с ними поиграть? Первым свою историю нам расскажет колобок, а мы поможем ему в этом.
Испекла бабушка колобок. Он был такой горячий, что тронешь его – обожжешься! Поставила бабушка его на окошко. Стал колобок кататься – остужаться.
Артикуляционное упражнение “Катание шарика”: кончик языка движется между зубами и губами сначала по часовой стрелке, затем против. (5-6 раз)
Вдруг видит колобок, что крадется к нему кошечка, и решил от нее спрятаться.
Артикуляционное упражнение “Прятки”: язычок находится за нижними зубами, затем прячется вглубь рта. Рот при этом не закрывается. Язычок то выглянет, то спрячется. (5-6 раз)
Подкралась кошечка поближе и лапкой – цап! А колобок горячий! Обожгла она лапку и очень рассердилась!
Артикуляционное упражнение “Сердитая кошечка”: рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. (5-6 раз)
Колобок тоже испугался и покатился, куда глаза глядят. А впереди его ждали новые друзья! И покатился он в свою сказку.
Воспитатель. Весело вам было с колобком? Теперь настала очередь петушка поиграть с нами.
Физкультминутка.
Мы лихие петушки!
Мы задорны и легки!
Крылья поднимаем,
Весело шагаем!
Пора и петушку в свою сказку. Кто помнит, как она называется?
И лисичка перед тем, как уйти, тоже хочет с вами поиграть. Она приготовила для нас очень сложную игру “Четвертый лишний”. Но, думаю, мы с ней справимся, правда?
Будьте внимательны!
Проводится игра “Четвертый лишний” на закрепление обобщающих слов “мебель”, “овощи”, “фрукты”, “посуда”, “одежда” и пр.
Ребятки, вы отлично справились с заданием! Но медведь приготовил нам не менее трудное задание. Давайте послушаем, что он нам приготовил.
Проводится игра на словообразование “Животные и их детеныши”: медведь предлагает детям вспомнить, какие дикие животные проживают в наших лесах, затем называет животного, а дети называют его детеныша в единственном и множественном числе (например, белка – бельчонок – бельчата и т.п.).
Вот и с мишкой мы поиграли. Только коза еще не играла с нами. У нее для нас своя игра припасена.
Игра “Буквы алфавита”. Дети садятся в кружок. В руки каждому дается карточка с нарисованной буквой. Дети внимательно слушают, и, когда назовут их букву, хлопают в ладоши.
Воспитатель. Метель уже давно утихла. Пора нашим сказочным героям возвращаться в свои сказки. А нам осталось только закрыть нашу книгу сказок и сказать ей “До свидания!”. На память нам останутся эти снежинки. Февраль месяц снежный, месяц метелей.