Задачи:
- Заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий.
- Стимулировать потребность выражать свои чувства и мысли в речи, игре, рисунке.
- Помочь детям различать фантастическое и реальное, соотносить сказочные ситуации с жизненными.
- Прививать интерес к сказкам.
Цели:
- Закрепить представления детей о свойствах льда.
- Способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воды: растворимость, прозрачность, отсутствие постоянной формы; воздуха: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении.
- Стимулировать самостоятельное формулирование выводов, поощрять выдвижение гипотез.
- Воспитывать аккуратность.
Оборудование.
1. Для опытов:
Комплект № 1.
- На каждого ребенка: воздушные шарики, пустые пластиковые бутылочки (0,3 л).
- Тазик с горячей водой (не более 600С).
- Тазик с холодной водой.
Комплект № 2.
- Примороженные ко льду бусинки (2 способа: если бусинки легкие и не тонут, то замерзание произойдет на поверхности; если бусинки тяжелые и замерзание произошло на дне емкости, то форму нужно перевернуть вверх дном).
- На каждого ребенка: соль в баночке, чайная ложка, тряпочка.
Комплект № 3 (на каждого ребенка).
Пипетка.
- Чернила разных цветов.
- Колбочки или баночки с водой.
- Разные формочки для воды.
- 1/2 листа бумаги формата А 4.
- Цветные карандаши.
Комплект № 4 (на каждого ребенка).
- Соль, сахар в баночках, чайная ложка.
- Баночка с водой.
Комплект № 5 (на каждого ребенка).
- Баночки с водой.
- Баночки с молоком.
- Картинки.
2. Для дидактической игры: карточки с изображением кита, дерева, огня, птицы, человека, шишки с семенами, одуванчика и др.
3. Плакат с изображением воздушного шара, черный цилиндр, магнитофон.
Ход занятия
Приветствие детей воспитателем.
В группу входит Волшебник.
Волшебник. Ребята вы узнали меня? (Ответы детей). К сожалению, меня еще не все знают. Очень хочется стать знаменитым. А вам хочется стать знаменитыми волшебниками? Вы научитесь делать чудеса и вас будут узнавать на улице. А помогут нам в этом герои сказки “Волшебник Изумрудного города”, которую вы недавно прочитали. Ребята, а вы помните этих героев? (Ответы детей).
Воспитатель. А кто помог осуществить желания героев сказки? (Великий волшебник Гудвин). Великий Гудвин помог героям, поможет и нам! Давайте отправимся к нему! Как Элли и Тотошка попали в Волшебную страну? (Их унес ураган). А как они очутились дома? (Прилетели на воздушном шаре). Предлагаю отправиться в путешествие на воздушном шаре.
Открывается изображение воздушного шара.
Воспитатель. Чтобы начать путь, нам нужен помощник. Отгадайте загадку и узнаете помощника:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Невидимка он и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Воспитатель. Итак, наполняем воздухом шар… Но обратите внимание, зачем внизу шара располагают горелку? (Гипотезы детей).
Волшебник. Посмотрим, что происходит с воздухом, когда его нагревают. Но сначала повторим правила безопасного поведения:
- Не толкай соседа!
- Посмотри, затем повтори!
- Убери и на место положи!
- Внимание! С горячей водой будь осторожен!
Ход опыта № 1.
Пустой воздушный шарик наденьте на горлышко бутылки.
Подержите эту бутылку в течение минуты в тазике с горячей водой. Что происходит? (Шарик надувается!). Это происходит потому, что воздух в бутылке, нагреваясь, расширяется, попадает в шарик, который надувается.
Теперь поставим бутылку с шариком в холодную воду. Что произошло? (Шарик опадает!). Это потому, что воздух, охлаждаясь, сжимается.
Воспитатель. Теперь мы сможем ответить на вопрос, зачем нужна горелка нашему воздушному шару.
ВЫВОД: горячий воздух расширяется, шар не спускается. Чтобы опуститься, горелка выключается, воздух в шаре сжимается.
Воспитатель. Включаем горелку и отправляемся в полет. А чтобы лететь было не скучно, поиграем в одну полезную игру.
Проводится д/и “Зачем нужен воздух?”: дети берут карточки с изображениями (см. раздел Оборудование) и объясняют, кому и для чего нужен воздух.
Звучит музыка. Дети отправляются в путешествие.
Воспитатель. Вот мы и прилетели. Выключаем горелку. Приземляемся!
Волшебник. Но кто-то стоит у нас на пути. Это злая волшебница Гингема!
Гингема. Зачем пожаловали? (Хотим стать знаменитыми волшебниками). Вот я для вас испытание приготовила. Посмотрим, на что вы способны. У Элли были бусы, она их потеряла, а я заморозила. Терпеть не могу воду! Вот и заколдовала! Попробуйте, освободите! А не сможете – и дальше делать нечего!
Волшебник. Как же освободить бусинки? (Гипотезы детей). Вот сколько способов предложили ребята! А еще можно посыпать солью!
Гингема. Всему поверю, а вот что соль может помочь, сомневаюсь! Ничего у вас не выйдет, будете ждать, пока жаркое лето не наступит, да солнышко не пригреет!
Волшебник. Ну, ребята, покажите-докажите! (Проводится опыт № 2. Льдинки посыпаются солью). А пока лед тает, мы немного разомнемся!
Физкультминутка.
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело!
Раз, два, три, четыре, пять – (приседают)
Некогда нам здесь скучать!
Пролил воду – не беда!
Тряпка под рукой всегда.
Раз, два, три, четыре, пять – (наклоняются)
Некогда нам здесь скучать!
Волшебник. Вот наши бусинки и оттаяли!
ВЫВОД: соль растопила воду.
Волшебник. Зря ты не любишь воду, Гингема! Ребята покажут тебе, какими чудесными свойствами она обладает.
Серия опытов с водой.
Комплект № 5.
Поставьте банку с водой и банку с молоком на картинку. Что вы видите?
ВЫВОД: вода прозрачная; сквозь нее видны все предметы.
Комплект № 4.
Налейте воду в две баночки. Положите в одну ложку сахара, а в другую ложку соли.
Размешайте. Видны ли в воде соль и сахар?
ВЫВОД: некоторые вещества растворяются в воде; они в ней не видны.
Комплект № 3.
Подкрасьте воду чернилами.
ВЫВОД: некоторые вещества окрашивают воду.
Комплект № 4.
Разлейте воду по сосудам разной формы.
ВЫВОД: вода не имеет постоянной формы; она принимает форму того сосуда, в который ее налили.
Зарисуйте, какую форму приобрела вода.
Воспитатель. (Обращаясь к Гингеме). Мы советуем тебе не бояться воды, а подружиться с ней и тогда она откроет еще очень много своих секретов.
Появляется Великий Волшебник Гудвин. Приветствует детей. Интересуется, с какой целью они пожаловали в Волшебную страну.
Дети. Мы хотели стать знаменитыми волшебниками! Помоги нам в этом, пожалуйста!
Гудвин. Хорошо, ребята. Но вы разве не заметили, что дорога в нашу страну помогает исполнять желания? Кто по ней идет, получает то, что он хочет. Как и другие герои – Страшила, Железный Дровосек, Лев. По дороге вы показали волшебство с воздухом и великолепные фокусы с водой. А стать знаменитыми вам помогут книги, огромное желание все знать и искать ответы на все вопросы “Почему?”. Дарю вам символ волшебников и магов – черный цилиндр! Вы теперь члены “Клуба волшебников”. А теперь вам пора в дорогу. Я помогу вам быстрее добраться до места – ведь я все-таки волшебник! Скорейшего возвращения!
Звучит музыка. Дети “возвращаются” в детский сад.