Цели:
- обобщить знания о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев;
- познакомить с различными жанрами сказок;
- развивать умение выделять главную поучительную мысль;
- учить детей узнавать героев сказок, чувствовать и сопереживать ;
- формировать умение воссоздавать художественные образы,
- развивать творческое воображение, ассоциативную память;
- воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей;
Оборудование:
- иллюстрации различных сказок,
- карточки с названием персонажей сказок,
- детские рисунки,
- сказочные предметы (цветок, яйцо, зеркало, яблоко, клубок, игла),
- звукозапись сказок,
- сундук.
Ход занятия
I. Организация класса.
II. Сообщение темы и цели занятия.
Сегодня я приглашаю вас в гости к сказке. Ведь сказка это окно,через которое душа ребенка смотрит в мир и познаёт его с сомого раннего детства.
Беседа.
А вы любите сказки? Какие сказки вы знаете?
“Сказки это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению” (Френсис Бэкон).
Знакомимся мы со сказками по разному: вначале их рассказывают родители, мы с удовольствием смотрим сказки по телевизору , а .позже, научившись читать, зачитываемся ими сами.
Все, что создано умом
Все, к чуму душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Ведь в каждом доме есть книги и среди них обязательно найдутся сказки. Дом без книги - день без солнца.
Выставка книг. (Сказки писателей и русские народные сказки)
Сказки бывают разных жанров: бытовые, о животных и волшебные сказки. Бытовые сказки это сказки о быте и жизни людей.
(Примеры).
В сказках о животных главные герои- животные. (Примеры).
Волшебные сказки-сказки с волшебными предметами. (Примеры).
Сказка ложь, да в ней намёк- добрым молодцам урок.
Что всегда побеждает в сказках?
III. Работа над сказками.
А сейчас я хочу узнать, насколько хорошо вы знаете сказки.
Из какой это сказки?
Слушание звукозаписи сказок. (“Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”)
Предлагаю вам конкурс “А тот терем тот высокий, и кто же в нём живет?”
- “Очутилась она во дворце, во палатах высоких, каменных, на кровати из резного золота со ножками хрустальными, покрытой золотой парчой…Все её пожитки и цветочек аленький в кувшине позолоченном тут же стоят.” (С.Т.Аксаков “Аленький цветочек”)
- “Он жил в каморке под лестницей, где кроме очага, нарисованном на старом холсте, ничего не было.” (А.Н.Толстой “Золотой ключик, или приключение Буратино”)
- “В высоком тереме о двенадцати столбах, о двенадцати венцах на самом верху в окошке сидит царевна и ждет, когда добрый молодец на коне запрыгнет и поцелует её”. (Царевна Несравненная красота, русская народная сказка “Сивка-Бурка”)
О какой сказке идет речь?
1.
Гуси-лебеди летят,
Унести детей хотят,
Кто помог сестрице с братцем
От Яги домой добраться? (Русская народная сказка “Гуси- лебеди”.)
2.
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (“По щучьему велению”)
3.
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? (“Василиса Прекрасная”)
Показ соответствующих иллюстраций.
Загадки из сундучка.
- Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были…
- Как позвать Сивку-бурку?
- Какое мужское имя чаще всего дают героям сказок? (Иван)
- Кого величают по отчеству - Патрикеевна?
- Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
- Кому принадлежали эти слова? “Через много испытаний провела меня судьба: огонь и воду прошёл я, и скажу вам главное- не потерять мужества, держаться стойко, и тогда все удары судьбы можно выдержать достойно. Для меня многое значат слова: долг и честь.” (Г.Х.Андерсен. “Стойкий оловянный солдатик”) Воспитательный момент.
Путаница.
Дайте правильное название сказок и литературных героев.
Царевна-индюшка. По собачьему велению. Сивка-будка. Иван-царевич и зеленый волк. Сестрица Алёнушка и братец Никитушка. Мальчик с кулачок. У страха уши велики. Лапша из топора. |
Василиса Преглупая Елена Некрасивая Крошечка- Горошечка Сестрица Гулёнушка Баба Бяка. Кощей Бесстрашный Царевна-жаба. Жар- муха |
Персонажи сказок.
Литературный аукцион.
Назвать имена сказочных героев. (Мальчикам- мужских героев, девочкам- женских героинь.)
Игра “Составь пару”
Красная Шапочка - (волк)
Кай - (Герда)
Золушка - (принц)
Пьеро - (Мальвина)
Лиса Алиса - (кот Базилио)
Героев вы знаете,а вот узнаете ли вы из каких сказок эти предметы?
Зеркальце и яблочко - “Сказка о мертвой царевне”
Игла - “Василиса Прекрасная” (смерть Кощея Бессмертного)
Цветок - “Аленький цветочек”
А какие слова произносят в сказках, чтобы произошло волшебство?
Волшебные слова.
“Крекс, фекс, пекс.” - (“Золотой ключик”)
“Сивка-Бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой” - (“Сивка- Бурка”)
“По щучьему велению, по моему хотению”
Вот так слова. Действительно волшебные. Посмотрите, кто к нам в гости пожаловал. (Лиса, заяц, собака, медведь, петушок)
Из какой сказки эти герои? (“Заюшкина избушка” )
Показ сказки на теневом театре.
IV. Итог занятия.
Чему учит эта сказка? Что всегда побеждает в сказках?
На этом мы не прощаемся со сказками, ведь с ними мы всегда можем встретиться открыв книгу сказок. Сказки любят все, но есть среди ребят даже такие, которые пробуют сочинять сказки. Желающим попробовать себя в роли писателей предлагаю принять участие в конкурсе юных сказочников “ДАЖЕ СОЛНЦУ СНЯТСЯ СНЫ”. Сочините, что может присниться нашему северному солнышку во время долгой полярной ночи. Вашу сказку мы попробуем сыграть на теневом театре.