Цели курса:
- Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
- Развитие образного мышления (ощущение, восприятие, представление).
- .Развитие вариативного мышления, творческих способностей, фантазии, воображения, конструктивных умений.
- Развитие речи, умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения.
- Формирование умения обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их, строго подчиняться заданным правилам и алгоритмам.
Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребёнка.
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того, чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задача педагога, используя разнообразные методы обучения, систематически и целенаправленно развивать у детей природные способности и таланты, учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Занятия по интеллектуальным играм строятся в занимательной, игровой форме с использованием развивающих игр, головоломок, кроссвордов, математического моделирования, что позволяет овладеть логическими операциями.
В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач я делю урок на 4 этапа, где дети работают не только индивидуально, но и в группах.
1 этап: разминка.
Форма игры: предлагаю ответить на вопросы при помощи сигнальных карточек. Время на обдумывание ограниченно (2-3 секунды). Вопросы чередуются из разных областей знаний и подбираются в соответствии с уровнем знаний и умений данного класса.
Ход игры: отвечать быстро, не обдумывая ответ.
- Сколько дней в неделе? Из них выходных?
- Сколько пальцев на ноге?
- Сколько задних лап у утки?
- Сколько месяцев в году, кроме летних?
- Сколько глаз и бровей у человека?
- Сколько букв в названии нашей страны?
- Сколько букв в названии птицы белобоки?
- Каким по счёту является,,ь” в названии последнего месяца осени?
- Какое число считается несчастливым?
Итог: Эта разминка способствует быстрому переключению внимания, развитию сообразительности, гибкости, нестандартности мышления.
На 2 этапе даю задания, которые способствуют развитию трех видов памяти: зрительной, слуховой, ассоциативной. Форма игры: даю карточку со словами, за одну минуту нужно постараться их запомнить, а затем ответить на вопросы.
Ход игры
|
- Сколько букв в последнем слове?
- Сколько слов состояло только из одного слога?
- Какое слово третье от начала?
- Сколько слов заканчивается на согласную букву?
- Какие слова-существительные женского рода вы запомнили?
Итог: Задания можно видоизменять. Этот вид работы способствует развитию зрительной,слуховой памяти.
Можно дать текст для прослушивания и задать вопросы по содержанию. Некоторые вопросы могут быть компромитирующими (изменить имя, времена года и т.д.).
На развитие ассоциативной памяти можно предложить поработать в группах (по уровню способностей детей).
Форма игры: раздаю слова на карточках. Ассоциации вызванные этими словами дети зарисовывают.
Ход игры
1 ГРУППА | 2 ГРУППА | ||||||
|
|
После этого предлагаю детям отдохнуть (физ. минутка, шутки или разгадать ребус).
Итог: затем возвращаюсь к заданию и предлагаю восстановить слово по рисунку. Этот вид работы закрепляет ассоциации у ребёнка, которые помогают найти суждение об отношении разных предметов.
На 3 этапе занятия предлагаю задания на тренировку внимания и быстроты реакции.
Форма игры: (раздаю карточки). Нужно найти буквы соответствующие цифрам, не водя рукой по линиям, лишь отслеживая глазами. Выпиши их по порядку и прочитай слово.
Ход игры
Для проверки быстроты реакции можно предложить следующее задание.
|
Нужно за три минуты найти по три числа в ряду,сумма которых равна числу выделенному жирным шрифтом.
Итог: Эти задания помогают развить способность анализировать, группировать предметы по определенным признакам.
4 этап – очень разнообразен и направлен на развитие логического мышления детей. Предлагаю на этом этапе анаграммы, игры со спичками, шарады, кроссворды, головоломки.Предлагаю сыграть в такую игру.
Форма игры: Из набора букв нужно выделить слова по определенному заданию.
Ход игры
1) Отделите плод от растения.
C О Ш И С Н Ш А К А
2) Растворите белое в прозрачном.
С В О А Д Х А Р А
3) Уберите горячее – останется холодное.
К И А Й П Я С Т О Б Е К Р Г
4) Зачеркните ядовитое – останется съедобное.
П О О П Г А Н Е Н О К К А
Итог: Этот вид работы развивает сообразительность логическое мышление, зрительную память. На этом этапе можно предложить разгадывание ребусов.
Такие задания побуждают детей рассуждать, анализировать, выбирать правильное решение, планировать свои действия, учиться обосновывать свой ответ.
Познавательные задания должны составлять систему позволяющую формировать и развивать всё многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся. Дети с увлечением выполняют задания на уроках интеллектуальных игр, поэтому на дом задаю придумать самим аналогичные задания тем, которые больше всего понравились на уроке. Всё это способствует развитию любознательности, познавательной активности, творческого воображения ребёнка.