Урок в 10-м классе по алгебре и началам анализа на тему: "Решение тригонометрических уравнений"

Разделы: Математика


Тема: « Решение тригонометрических уравнений»

Тригонометрия - это просто

Цели урока:

  • углубление понимания сущности решения тригонометрических уравнений;
  • формирование умений строить логическую цепочку рассуждений, осуществлять самоконтроль;
  • воспитание у учащихся познавательного интереса к учебному предмету; культуры мышления.

Ход урока.

I Организационный момент.

Рассадить учащихся следующим образом: три группы , в каждой группе сильный – средний – слабый ученики.

II Повторение изученного материала. Устная работа.

1. Установите с помощью стрелок соответствие:

2. Назовите хотя бы одно уравнение , решением которого является число:

Методы решения тригонометрических уравнений.

1) sin2 x – 2 sin x=0 – разложение на множители. При решении тригонометрических уравнений , решаемых разложением на множители, нужно использовать все известные способы разложения на множители; внесение общего множителя за скобки, группировка, применение формул сокращенного умножения и деления , искусственные приемы.

2) 8cos2 x-2cos x -1=0 – введение новой переменной: сведение к квадратному уравнению. При решении уравнения можно не вводить новую переменную, а решать квадратное уравнение относительно tg x.

3) 2 sin 2 x – sin x cos x –cos2 x=0

sin x + cos x = 0 - деление на одну из функций в однородных уравнениях второго и первого порядка.

При решении однородных уравнений обязательно нужно обосновать, что cos x = 0

Ш. Тест, соответствующий структуре Единого государственного экзамена.

Каждой группе учащихся выдается карточка:

1-группа

Решите уравнение

2-группа

Решите уравнение

3- группа

Решите уравнение

IV. Решение однородных уравнений, на крыльях доски выполняют три человека от каждой группы:

1-группа

Решите уравнение

1) 2sin2 x + sin x – 1 = 0

2) 2cos 2 x – 3 sin x cos x +sin2 x =0

 

2-группа

Решите уравнение

1) 6cos2 x + cos x – 1 = 0

2) 9sin x cos x – 7 cos 2 x =2sin2 x

3-группа

Решите уравнение

1)5sin2 x + 6 cos x – 6 = 0

2) 3sin2 x – 5 sin x -2 =0

V. Физкультурная пауза:

а) дыхательное упражнение;
б) упражнение для позвоночника;
в) упражнение для глаз.

VI. Самостоятельная работа с помощью тестов с последующей проверкой и объяснением. ( Два человека выполняют работу на крыльях доски). В журнал выставляются только хорошие отметки. Учитель проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками. Оценки оглашает учитель на следующем уроке.

VII. Подведение итогов урока:

Тригонометрия в ладони.

VIII. Задание на дом.

Базовый уровень. Решите уравнение:

1) cos(x/2 – п/7) = 3 /2,

2) cos 2 x – sin2 x = cos п

3) ctg 3 x = - 1

Повышенный уровень.

1) Найдите tg t , где t – сумма корней уравнения 4cos2 x + cos 2x =5 на промежутке [ 0 ;2 п]

2) Найдите 2sin t , где t- сумма корней уравнения cos7 x cos 10 x = cos 2 x cos 15 x из промежутка (0; п) .

IX. Для тех, кому интересно.

Сколько решений имеет уравнение tg x = x +1?

Ответ:

1) Одно.
2) Нет решений.
3) Три.
4) Бесконечно много.