“Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей,
подростков и юношества от одной из самых больших бед –
пустоты души, бездуховности…
Настоящий человек начинается там,
где есть святыни души…” (В.А.Сухомлинский)
Повестка дня:
- Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях.
- Основы нравственности у младших школьников.
- Нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного цикла.
- Воспитание нравственности и духовности во внеурочной деятельности.
- Нравственные основы семейного воспитания.
1. Выступление заместителя директора по воспитательной работе.
В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи, поскольку это затрагивает как судьбы самих молодых людей, так и судьбу России. На каком фоне сегодня идёт формирование молодёжи? Роль семьи в воспитании сегодня чрезвычайно низка, общеобразовательная школа как социальный институт воспитания в настоящее время также испытывает определённые трудности. Кроме того, происходит коммерциализация сфер молодёжного досуга, туризма и спорта, которые всё менее доступны для средне- и малообеспеченных молодых людей. Серьёзное влияние на формирование ценностных ориентаций молодёжи оказывают СМИ, особенно телевидения—наиболее влиятельного из них. Чему учить и как воспитывать? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный вечный образец—общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А.Сухомлинского.
Нравственный идеал в понимании В.А.Сухомлинского
- Умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца;
- Гармоническое единство общественного и личного, большого и малого в духовной жизни личности;
- Богатство духовного мира, интересов и потребностей;
- Потребность человека в человеке как в носителе духовных ценностей;
- Чувство человеческого достоинства – уважение самого себя, умение дорожить своей честью, стремление к нравственному совершенствованию;
- Любовь к труду;
- Открытость сердца радостям и горестям других людей;
При определении направлений нравственного воспитания старшеклассников очень важно понять как сегодня молодое поколение определяет характер и содержание завтрашнего дня России, насколько несёт в себе дух нового времени. Для полноты картины освоения старшеклассниками основных нравственных ценностей был проведён мониторинг учащихся.
Какие проблемы личного плана волнуют Вас больше всего?
(Расположите в порядке снижения важности проблемы.)
- Взаимоотношения в семье - 49
- Здоровье - 44
- Учёба - 28
- Будущая карьера - 13
- Любовь - 12
- Взаимоотношения с одноклассниками - 4
- Взаимоотношения с учителями - 3
- Возможность заработка - 2
- Проведение свободного времени - 2
- Нормальное питание - 0
- Покупка одежды и других вещей - 0
Анализ данных показывает, что приоритетными вопросами личного плана являются взаимоотношения в семье, здоровье, образование и карьера. В процессе изучения особенностей освоения нравственных ценностей старшеклассниками важно знать уровень ориентации на традиционные гуманистические ценности. Ученикам был предложен перечень гуманистических ценностей, с тем, чтобы выразить своё отношение к ним методом ранжирования.
- Справедливость - 23
- Счастье - 16
- Свобода - 15
- Добро - 12
- Честь, достоинство и совесть - 11
- Дружба -6
- Миролюбие -5
- Патриотизм -8
- Милосердие -3
- Вера и идеалы - 2
- Истина -2
- Коллективизм -1
Обращает на себя внимание факт, что такие ценности как милосердие, патриотизм и коллективизм имеют сравнительно низкий рейтинг.
Интересны результаты и следующего исследования среди старшеклассников.
Чему жизненно важному учит Вас школа?
- Самостоятельности и уверенности в себе - 65
- Умению общаться-58
- Уважению к людям, человеколюбию - 46
- Дружбе - 44
- Самопознанию - 39
- Доброте - 35
- Творческому отношению к жизни - 32
- Организаторским умениям - 30
- Жизнелюбию - 11
- Преданности – 10
- Ничему не учит - 11
- Затрудняюсь ответить – 12
Таковы основные результаты освоения нравственных ценностей старшеклассниками. Эти данные объективно отражают картину и помогут нам спланировать воспитательную работу, как на уровне классного коллектива, так и на уровне школы.
2. Выступление преподавателя начальной школы Ибрагимовой С.М.
Для формирования у младших школьников нравственного идеала решет следующие задачи в процессе духовно-нравственного воспитания:
- Развитие эмоциональной восприимчивости, т.е. умения видеть и оценивать доброе и злое, истинное и ложное и т.д.
- Формирование нравственных чувств, понимания таких категорий, как сострадание, долг, ответственность, совесть и т.д.
- Воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Младшие школьники знакомятся с тем, что нравственная культура имеет два аспекта: ценности и правила поведения. Нравственные ценности - это то, что древние греки именовали “этическими добродетелями”. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Процесс формирования нравственных ценностей длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителем младших школьников, поможет заронить драгоценное зерно в душу ребёнка. Дети любят, когда для обсуждения предлагаются проблемные вопросы: обсуждая и аргументируя, они формируют и для себя какие-то нравственные понятия и правила, особенно, если обсуждается близкое, тревожащее душу. Таким образом, нравственные знания приобретают важное значение в процессе сознательного выбора поступка.
3. Выступление учителя русского языка и литературы Солдатовой И.С.
Над вопросом “Как нам спасти новое поколение, чтобы оно не пополнило ряды лишённых сострадания и Бога?” задумывается каждый учитель литературы, открывая страницы литературного произведения и преподнося его ценности сегодняшним детям. Современный подросток, живущий в пространстве агрессивной разрушительной культуры и неустоявшихся социальных отношений, хочет тем не менее войти в подлинный, достоверный мир. Именно поэтому так важно максимально использовать воспитательные функции литературы, подхватывая библейское: “Не хлебом единым жив человек, но всяким словом Божьим”. Исходя из собственной педагогической практики, задачу свою видит в том, чтобы подвести детей к восприятию произведения, научить детей отличать ценное от наносного, вечное от временного, преходящего.
В выступлении остановилась на краткой характеристике учебников литературы, на примерах из собственного опыта: изучении творчества русских писателей, совместных исследовательских проектах учеников общеобразовательной и воскресной школ.
4. Выступление педагога дополнительного образования Старовойтовой Т.И.
Планируя работу кружка “Рукодельница”, уроков по рукоделию, старается видеть не только практическую пользу этих занятий, но и пользу для души. Свою задачу видит в том, чтобы привить интерес к народному творчеству, к традициям разных народов. Праздник светлого Рождества, праздник Пасхи, исполненные глубокого смысла, как никакие другие дают детям ощутить свои духовные корни, прикоснуться к великой тайне бытия. В течение нескольких лет в школе проходят ежегодные Рождественские и Пасхальные выставки декоративно-прикладного творчества. Каждая работа есть результат погружения в эпоху, изучения культурных традиций и мастерства предыдущих поколений, особый духовный настрой. Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными традициями, формирование собственной картины мира.
5. Выступление классного руководителя 8-а класса Осиповой А.Ю.
Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Её значимость определяется тем, что семья—один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, и этот институт в настоящее время переживает кризис.
Кризисные явления в жизни семьи:
- Разрушены нравственные представления о браке к семье: супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, но выродились в проявление пристрастия человека к своему “я”;
- Повреждены устои семьи: утрачен традиционный уклад семейной жизни; традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.
- Утрачено традиционное восприятие родительства и детства: культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства; продолжает снижаться рождаемость.
- Деформация коснулась и сферы семейного воспитания: утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует к нему.
- Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала; у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;
- Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии: массовая культура и средства массовой информации пропагандируют насилие, цинизм.
Культ наслаждений и порока, искусственная беззаботность, “психология Диснейленда” с непрестанными развлечениями и бегством от реальной жизни в мир иллюзий — все это ожесточенно атакует неокрепшие души.
В силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью “тусовкой” в компании сверстников. Всё это приводит к вступлению в жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей. Для России с её многовековой культурой это противоестественно и гибельно. Выход из этой кризисной ситуации один: содействовать укреплению семьи посредством восстановления в общественном сознании традиционной ценности семьи, возрождения культурно-исторической и религиозной традиций, воссоздания традиционного уклада жизни общества и семьи.
Решение педагогического совета:
- С целью совершенствования духовно-нравственного воспитания методическому объединению классных руководителей разработать программу освоения нравственных и духовных ценностей учащимися младшего, среднего и старшего звена с учётом преемственности.
- В рамках родительского лектория организовать цикл лекций по проблемам нравственного и духовного воспитания с привлечением широкого круга специалистов.
- Классным руководителям запланировать и провести родительские собрания “Духовное и нравственное воспитание в семье”, изучить опыт семей в этом вопросе.
- Учителям-предметникам при отборе материалов к уроку руководствоваться воспитательными целями, ориентированными на духовность и нравственность.