Цель урока: систематизация, закрепление и обобщение знаний учащихся по заданной теме урока.
Задачи:
- Образовательные - развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения.
- Развивающие - развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.
- Воспитательные - воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств – коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.
Оборудование и реактивы.
- Электронное пособие по химии 8класс «Просвещение-Медиа»2004.
- Таблица «типы химических реакций»;
- набор соответствующих реактивов, пробирки, спиртовка и т.п.
Методы и приемы. Самостоятельная работа, использование электронного носителя, лабораторная работа.
Эпиграф.
Без химических реакций невозможна жизнь и все многообразие веществ.
Ход урока
1. Мотивационный этап
Учитель. Посмотрите свои рабочие карты, прочитайте цели урока.
Как вы думаете – почему мы дышим? Чем мы дышим? Для чего нам нужен кислород?
Что происходит с кислородом в нашем организме? Наш организм представляет собой огромный химический завод. Для протекания химических реакций в каждой клеточке нашего организма необходим кислород. В результате сложных реакций окисления выделяется энергия (экзотермические реакции), необходимая для поддержания постоянной температуры тела, для движения, для мышления, т.е для жизни.
Поэтому подходит ли эпиграф к нашему уроку? Да, действительно, без химических реакций невозможна жизнь.
Различаются ли химические реакции друг от друга; могут ли некоторые реакции в чем-то быть схожими? Чтобы нам ориентироваться в огромном царстве химических реакций необходимо знать типы химических реакций.
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель. Что такое химическая реакция? Явление, в ходе которого из одних веществ (реагентов) получаются другие (продукты реакции). В чем заключается сущность химической реакции? Атомы не разрушаются, а перегруппировываются.
Давайте вместе посмотрим на проведение химической реакции меди с серой в лабораторных условиях (демонстрация опыта).
Итак, каковы условия данной реакции? Нагревание. Каковы признаки реакции? Сколько веществ вступило в химическую реакцию? Сколько образовалось?
А теперь посмотрим комментарий этой реакции на микроуровне (демонстрация электронного пособия по этой реакции- анимация атомов). Разрушились ли атомы в ходе химической реакции? Нет, в чем и заключается сущность химической реакции.
К доске вызвать желающего – записать уравнение реакции.
По каким признакам можно классифицировать химические реакции? По выделению или поглощению теплоты, по изменению числа исходных и конечных веществ (соединение, разложение, замещение и обмен) и т.д
Итак, любую химическую реакцию можно записать на бумаге, на доске. Каким образом? С помощью уравнений химический реакций (условная запись химических реакций с помощью химических формул и математических знаков). Но не зная формулу вещества, невозможно правильно составить уравнение химической реакции. Поэтому давайте проведем небольшой химический диктант.
Химический диктант (обычно 2 варианта).
- Кислота, которая вырабатывается во время принятия пищи. Способствует пищеварению (ферменты). HCl
- Основное вещество мела, известняка, мрамора. СаСО3
- Едкий натр. Мылкое на ощупь, входит в состав мыла. Разъедает кожу, ткани.NaOH
- Оксид водорода, самый распространенный оксид. Н2О
- Молекулярный кислород, поддерживающий дыхание и горение. О2
- Калийная селитра. Минеральное удобрение, избыток которого в овощах и фруктах вредит здоровью. КNO3
- Пищевая соль. NaCl
- Отработанный газ, который мы выдыхаем (все живое). СО2
- Входит в состав кремнезема, горного хрусталя, стекла. SiO2
- Активное вещество йодомарина. Иодид калия. КI
В рабочей карте учащиеся выставляют себе оценки
Самооценка (за хим. диктант): см. рабочую карту
3. Самостоятельная работа по группам.
Класс разбиваю на 4 группы: 1 группа – лабораторный опыт по реакции соединения, 2 группа – лабораторный опыт по реакции замещения, 3 группа – лабораторный опыт по реакции разложения, 4 группа – лабораторный опыт по реакции обмена.
Результаты работы оформляют в виде таблицы:
Исходные вещества | Условия реакции | Признаки реакции | Уравнение химической реакции | Тип реакции. Вывод |
По одному человеку от группы отчитываются. Записывают на доске уравнения реакций с комментарием.
Дополнительное задание: решение расчетной задачи или генетической цепочки. Если делать генетическую цепочку, то определить тип каждой реакции в цепочке.
4. Проверка результатов. Обсуждение. Коррекция.
В результате проверки самостоятельной работы учащиеся оценивают друг друга, оценки вносят в таблицу самоконтроля знаний в рабочей карте. За активное участие тоже выставляется дополнительная оценка учителя. Затем ученик подсчитывает свою итоговую оценку за урок (среднее арифметическое, округляем).
5. Домашнее задание.
Провести химическую реакцию с уксусной кислотой (СН3СООН) и содой (Na2СО3). Результат также оформить в виде таблицы. См. выше.
6. Выводы и итоги урока.
Итак, добились ли мы цели урока? Что мы узнали?
По изменению числа реагентов и продуктов реакции бывают реакции разложения, соединения, замещения и обмена. А по выделяемой и поглощаемой теплоте - экзо-, эндотермические. Таким образом, среди множества классификаций безумного количества химических реакций мы сегодня обобщили классификацию по изменению числа реагентов и продуктов реакции.