Тема блока: “Мир животных”.
Тема урока: "Насекомые-гиганты (Меганевра)".
Задачи:
- Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру насекомых. Педагог формирует у детей умение восхищаться красотой и многообразием разных насекомых.
- Передача и преумножение опыта творческой деятельности, при работе с восковыми мелками. Педагог развивает творческую индивидуальность, учит детей давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выразить не чужую, а свою точку зрения. "Я не такой, как все". (Я - художник - зритель - критик). Педагог стимулирует в ученике (ах) стремление использовать адекватное средство художественного выражения (точка, линия, пятно) для осуществления своего замысла.
- Обучение способам деятельности, закрепление умений работы восковыми мелками, маркером, а также навыков работы с восковыми мелками (работа плашмя, сильным и слабым нажатием на восковой мелок) и маркером в графических видах творчества.
- Сообщение знаний учащихся в области истории жизни на планете Земля. (Знания людей о развитии животного мира на планете Земля, на примере стрекозы меганевры).
Материалы: Бумага А3, маркер, восковые мелки.
Зрительный ряд: Работы детей, иллюстрации из книг.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте. Встаньте, пожалуйста, красиво. Давайте поприветствуем друг друга. Сейчас, я загляну каждому в его глаза и увижу, готовы ли вы к уроку изобразительного искусства. И узнаю, можем ли мы начать работу. Молодцы. Все готовы. Мы можем начать работу.
Повторение пройденного материала.
Ребята, давайте вспомним, что мы изображали на предыдущем уроке? (Машину времени).
Каким художественным материалом, мы изображали машину-времени? (Фломастерами).
Скажите, пожалуйста, какие выразительные средства графического материала – фломастера вы знаете? (Точка, линия, пятно).
Скажите, пожалуйста, а какими еще художественными материалами мы работали на уроках изобразительного искусства? (Фломастерами, гелевой ручкой, восковыми мелками, соусами, сангиной, сепией, углем, гуашью, акварелью, тушью и др.).
Молодцы. Давайте узнаем, чем занят наш художник. Что он делает?
Введение в новую тему.
А наш художник решил почитать книги о том, что было на планете Земля миллионы лет назад до нашей эры. Узнать какие животные населяли землю. Взял он книги в разных библиотеках и сел их изучать. Очень много интересной, познавательной информации нашел он в этих книгах. Оказывается, миллионы лет назад на нашей планете не было ни растений, ни животных, ни самого человека. Наша Земля выглядела так: из недр выплескивались огненные языки пламени, лава разливалась по безжизненным скалам, в воздухе летал пепел. Повсюду сверкали молнии. Но вскоре начался дождь, он шел на Земле несколько лет. Капля за каплей образовали мощные водные потоки, которые преобразовались в огромные моря и океаны. Именно в океане зародилась первая жизнь, в воде появились первые живые существа. Прошло время и животные океана вышли на сушу. Первые из них были членистоногие: многоножки, паукообразные, насекомые. Ихтиостеги древние земноводные вышли в связи с пересыханием водоемов, в которых обитали. Вслед за амфибиями на сушу вышли пресмыкающиеся (рептилии). Климат на земле с каждым годом становился более мягким, он начал способствовать появлению разнообразных видов растений: хвощей, плаунов, папоротников. Появились первые насекомые. И решил художник отправиться на машине времени и посмотреть на первых насекомых, которые осваивали землю. Машина времени остановилась. Художник вышел и увидел красивейший пейзаж. Вокруг него было большое количество папоротника, хвощей, плаунов, которые были огромных размеров, причудливой формы. Они заполоняли всю поверхность земли. И вдруг художник увидел гигантскую стрекозу МЕГАНЕВРУ. Размах её крыльев достигал одного метра. Несмотря на свой изящный, красивый вид, безобидной МЕГАНЕВРУ назвать было нельзя. Огромные стрекозы были опасными хищниками, безжалостно поедавшие своих меньших собратьев, обитавших на земле и в воздухе. Любовался, восхищался художник большой стрекозой, пока она не села. И решил изобразить ее. Взял он восковые мелки и принялся за работу.
И нам, ребята, пора приниматься за работу.
Задание.
Ребята, давайте изобразим МЕГАНЕВРУ, которая была большой, но красивой стрекозой с сетчатыми, переливающимися на солнце разными цветами крыльями. Она может перелетать с цветка на цветок.
Давайте подумаем, как нам нужно расположить лист бумаги, чтобы показать выразительность нашего образа стрекозы, который мы будем изображать. Выслушать несколько детей.
Приступаем к работе. Каждый из вас создает свою работу, ваша работа не должна быть похожа на работу вашего соседа.
Практическая работа.
Сегодня мы работаем с вами двумя художественными материалами. Маркером и восковыми мелками. Маркером мы изобразим контуры растительности, стрекозы Меганевры, поверхность земли и неба, а восковыми мелками раскрасим.
Индивидуальная работа с учащимися.
Подведение итогов урока.
На доску вывешиваются результаты деятельности учащихся.
Давайте посмотрим на наши работы, и скажем, что мы сегодня изображали.
Спросить несколько детей о сюжете их произведения.
Понравились ли вам работы других художников, объясните почему?
Получилось ли нам передать движение в наших работах?
На этом наш урок подошел к концу.
Педагог вывешивает работы учащихся на стенд.
Уборка рабочих мест.
Тема урока: “Планета Земля в прошлом (Пейзаж с динозаврами)”.
Задачи:
- Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру животных. Развитие способности проявлять свои познания в области изобразительного искусства (с помощью заданий педагога).
- Передача и преумножение опыта творческой деятельности, при работе с восковыми мелками (приемами плашмя, торцом). Педагог развивает творческую индивидуальность, учит детей давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выразить не чужую, а свою точку зрения. "Я не такой, как все". (Я - художник - зритель - критик). Педагог стимулирует в ученике(ах) стремление использовать адекватное средство художественного выражения (точка, линия, пятно) для осуществления своего замысла.
- Обучение способам деятельности, формирование умений работы с восковыми мелками, а также навыков работы с этими же художественными материалами (работа плашмя, сильным и слабым нажатием на материал) в графических видах творчества.
- Сообщение знаний учащихся из истории жизни на планете Земля. (Знания людей о развитии жизни на планете Земля, на примере жизни много миллионов лет назад динозавров).
Материалы: Бумага А3, восковые мелки, возможны другие художественные материалы по желанию детей и педагога.
Зрительный ряд: Работы детей, копии иллюстраций из книг с изображением динозавров: Диплодока, Стегозавра, Птеранодонтов и др.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Я очень рад видеть вас на сегодняшнем уроке изобразительного искусства. Встаньте, пожалуйста, аккуратно и красиво. Сейчас я посмотрю каждому в глаза и обязательно увижу, кто сегодня готов к работе на уроке изобразительного искусства, а кто нет. Молодцы ребята все готовы к уроку. Садитесь.
Ребята, давайте познакомимся сегодня с интересными книгами, из которых мы узнаем очень много интересной информации о том, как миллионы лет до нашей эры, в те далекие времена жили на планете Земля динозавры.
На следующий урок, вы тоже можете принести книги из вашей домашней библиотеке о динозаврах.
А теперь переходим к конкурсу домашних рисунков.
Конкурс домашних рисунков.
Домашнее задание: Принести рисунки, нарисованные (по желанию) дома на свободную тему или тему, которую изучали на уроке. На магнитную доску вывешиваются работы детей, педагог вместе с детьми оценивает работы.
Повторение пройденного материала.
Давайте вспомним, что мы изображали на предыдущем уроке?
Каким художественным материалом мы работали?
Молодцы, вы справились со всеми вопросами. И мы можем отправиться на машине-времени, а куда – сейчас узнаете.
Введение в новую тему.
Ребята, сядьте поудобнее, и послушайте интересную историю. Итак, в некотором царстве, в некотором государстве, а может быть в тридесятом Новоподрезковском королевстве живет, добрый, умный художник, который больше всего на свете любит изображать и путешествовать. С помощью своей замечательной супермашины времени он решил отправиться в незапамятные времена, когда на земле жили динозавры. Нажал он на волшебную кнопку и очутился на нашей планете миллионы лет назад. Идет художник, смотрит по сторонам, а вокруг растут диковинные растения. Вдруг вдали он увидел извергающийся вулкан, и повсюду летали, плавали, ходили и прыгали огромные динозавры. Тут нашему художнику стало очень страшно, ведь только подумайте – самый гигантский травоядный динозавр – питался водными растениями – ДИПЛОДОК, он был в высоту 12 метров это с четырех этажный дом, а в длину 20 метров, маленькая головка на длинной шее, громадное туловище, ноги как у слона и длинный хвост. Педагог демонстрирует изображения динозавров. Но вот художник повернул голову назад и увидел СТЕГОЗАВРА. На спине у него много разных отростков, которые служили ему как орудие защиты от других хищных динозавров. А в небе летали ПТЕРАНОДОНТЫ с крыльями как у летучей мыши и с головой как у птицы. И решил художник побыть немного художником-анималистом. Ребята, а вы знаете кто такие художники-анималисты? (Да, это художники, которые изображают животных). Молодцы. Вы правы. Давайте повторим все вместе, как называют художника, который изображает животных - АНИМАЛИСТ (от латинского: animal - животное). И решил художник изобразить столь красивых и удивительных животных, которых он увидел в своем путешествие с натуры, чтобы в настоящее время мы смогли увидеть его работы и подивиться этими замечательными, красивыми, большими животными, которые жили на планете Земля миллионы лет назад. Взял он бумагу и восковые мелки и устроился недалеко от того места, где питались динозавры. И принялся за работу.
И нам, ребята, пора приниматься за работу.
Задание.
Сегодня мы изобразим динозавров, которые питаются растительностью и живут стадами ДИПЛОДОК и СТЕГОЗАВР. Изображая динозавров, мы должны будем обратить внимание на особенности растительного мира характерного тому времени. На земле произрастали Хвощи, Плауны и Папоротники гигантских размеров, достигавшие несколько метров в высоту.
Практическая работа.
Приступаем к работе. Сегодня мы работаем восковыми мелками. Проверьте у всех ли на партах имеется этот художественный материал. Рассмотрите свой лист и подумайте, как лучше его расположить – вертикально или горизонтально.
Педагог демонстрирует приемы работы восковыми мелками – растирка, плашмя, торцом. Подпишите свои работы с обратной стороны карандашом, напишите фамилию, имя, класс, год. Пока будете изображать, подумайте над названием своей работы.
Индивидуальная работа с учащимися.
Подведение итогов урока.
На доску вывешиваются результаты деятельности учащихся.
Давайте посмотрим на наши работы, и скажем, что мы сегодня изображали? Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Понравились ли вам работы других художников, объясните почему?
Выставление отметок в журнал и дневники. Педагог вывешивает работы учащихся на стенд, а дети убирают рабочие места.
Тема урока: “У динозавров-гигантов тоже были папы и мамы (Семейство динозавров)”.
Задачи:
- Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру животных. Развитие способности проявлять свои познания в области изобразительного искусства (с помощью заданий педагога).
- Передача и преумножение опыта творческой деятельности, при работе с черной гелевой ручкой – графическим материалом (основные средства выразительности: точка, линия, пятно). Педагог развивает творческую индивидуальность, учит детей давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выразить не чужую, а свою точку зрения. "Я не такой, как все". (Я - художник - зритель - критик). Педагог стимулирует в ученике(ах) стремление использовать адекватное средство художественного выражения (точка, линия, пятно) для осуществления своего замысла.
- Обучение способам деятельности, формирование умений работы с восковыми мелками, а также навыков работы с этими же художественными материалами (работа плашмя, сильным и слабым нажатием на материал) в графических видах творчества.
- Сообщение знаний учащихся из истории жизни на планете Земля. (Знания людей о развитии жизни на планете Земля, на примере жизни, которая была много миллионов лет назад динозавров).
- Развитие индивидуального суждения, мышления, оригинальности, творческой активности; активизирование процесса восприятия посредством рассматривания изображений динозавров, различных композиций с ними, иллюстраций в книгах; формирование представления детей о многообразии форм и способов выражения;
Материалы: Бумага формата А5, черная гелевая ручка.
Зрительный ряд: Работы детей, педагога, копии иллюстраций из книг с изображением динозавров.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учителя.
Обсуждение домашнего задания.
На дом было задано посмотреть в своей библиотеке книги о динозаврах и о том времени, когда эти животные жили. Все, кто принес книги сейчас по одному нам кратко расскажут о них. А кто заинтересуется книгами, сможет посмотреть их на перемене после урока.
Ребята, спасибо, что принесли очень интересные, красочные книги.
Конкурс домашних рисунков.
Ребята, кто принес рисунки, нарисованные дома? Педагог прикрепляет рисунки на магнитную доску и вместе с детьми оценивает работы.
Повторение пройденного материала.
Ребята, сегодня перед уроком художник передал мне для вас вопросы. Сейчас я буду вам задавать вопросы, а вы будете на них отвечать. Будьте внимательны. Слушайте.
Как называют большую, гигантскую стрекозу, которая жила на планете Земля?
С какими динозаврами мы познакомились на уроках изобразительного искусства?
А каких еще динозавров вы знаете?
Введение в новую тему.
Послушайте третью историю, которая случилась с нашим художником, когда он снова очутился в те далекие времена, когда на Земле обитали динозавры.
Изобразил художник Диплодока и Стегозавра графическим художественным материалом – восковыми мелками и сел отдохнуть. Как вдруг, откуда не возьмись, появился большой, огромный, ужасно злой, с большими зубами ТИРАНОЗАВР. Как только увидел его художник, то испугался и пустился убегать, что было мочи. Убежал художник и спрятался в зарослях. Посидел. Отдышался. И услышал какие-то непонятные звуки. Решил посмотреть. И что же он видит? А увидел он вот что!
Его взору открылась такая картина: у подножия какой-то возвышенности был насыпан небольшой холм из земли, а в этом холме лежали яйца, прикрытые от похитителей, а рядом с ними стояла самка динозавра, которая на взгляд художника была очень-очень доброй и милой. И вдруг хруст – это из яиц вылупились маленькие динозаврики. А мама начала их нежно, нежно облизывать, ходить вокруг них и даже кормить только что родившихся детенышей. Покормив детенышей, мама стала ласкать их. Облизывать им носик, глазки, хвостики. И художник сразу вспомнил свою кошку Мурку, которая живет у него дома. Его кошка точно также как и динозавры ласкает, лижет, играет и кормит своих котят. И понял художник, что динозавры, так же, как и современные животные, очень любили, оберегали, кормили своих детенышей. И решил художник зарисовать этот трогательный момент в жизни этих больших, но таких милых и внимательных мам динозавров к своим детенышам.
Задание.
Ребята, перед нами сегодня стоит непростая задача! Мы должны будем постараться передать те чувства, которые испытывали заботливые динозавры – родители к их детенышам. Мы, каждый в своей ни на кого непохожей работе, должны будем выразить (передать) нежное отношение матерей к своим чадам и наоборот.
Практическая работа.
Приступаем к работе. Подпишите свои работы с обратной стороны карандашом, напишите фамилию, имя, класс, год. Пока будете рисовать, подумайте над названием работы.
Педагог демонстрирует приемы работы с гелевой ручкой. Выразительные свойства – точку, линию, пятно. Показывает штриховку.
Будьте оригинальными, не срисовывайте друг у друга, а наоборот, проявите себя, нарисуйте свое произведение такое, как вы считаете, которое ближе лично вам.
Учитель ходит по рядам и помогает учащимся, если они испытывают затруднения.
Подведение итогов.
Просмотр и оценка работ (выставление отметок в журнал).
Спасибо, вы отлично сегодня поработали.
Давайте уберем свои рабочие места. Уборка рабочих мест.
Урок окончен.
До свидания.