Интегрированный урок: математика + география по теме: "Квадратные уравнения и мой город"

Разделы: Математика


Цели:

  • Закрепить алгоритм решения квадратных уравнений, познакомить со свойствами корней квадратных уравнений (связь корней с коэффициентами и свободным членом квадратного уравнения), данные корней связать с географией, усилить прикладную направленность математики, изучение специализации и достопримечательностей нашего города.
  • Воспитывать интерес к математике и географии, коллективизм, умение ценить прекрасное.
  • Знать свой край, город, в котором живешь.

Оборудование: Для работы выставка книг о Зее и Зейском районе, материалы из школьного музея об истории города Зеи, материалы учащихся, посвященные дню рождения города, с урока Мировой Художественной Культуры по теме “Люби свою маленькую Родину”.

Урок начинает учитель математики с сообщения темы урока, его целей. После этого предлагается первая самостоятельная работа по вариантам.

В-I

Решите уравнения:

1) ;

2) ;

3) ;

4) .

В-II

Решите уравнения:

1) ;

2) ;

3) ;

4) .

Задание: Из положительных корней уравнений составьте число.

В-I

1913

В-II

1879

Вопрос учителя: “Назовите числа, которые вы получили при решении уравнений”. После ответов ребят, которые звучат (выбирает учитель по вариантам) называются 2 числа: 1879 и 1913.

Вступает в разговор учитель географии. Идет рассказ о том, что 1879 – год рождения Зеи (дата его основания), 1913 – дан статус города.

После этого ребятам предлагается подумать и определить специализацию города Зеи и Зейского района.

К работе приступает учитель математики. Учащимся предлагается кроссворд по математике, чтобы ответить на вопрос учителя.

Кроссворд 1.

 

1. Представление числа в виде произведения.

2. Сумма одночленов.

3. Компонент деления.

4. Расстояние от начала отсчета до точки.

5. Равенство, верное при любых значениях аргумента.

6. Число, при подстановке которого в уравнение, получается верное равенство.

После работы с кроссвордом у учащихся получается ответ (ключевое слово выделено в рамку):

Кроссворд 2

1. Компонент сложения.

2. Равенство, содержащее неизвестное число.

3. Результат сложения.

У учащихся ответ:

Кроссворд 3

1. Множество точек координатной плоскости, абсцисса которых значения аргумента, а ординаты – значения функций.

2. Числовой множитель букв.

3. Результат деления.

Ответ:

После ответов ребят учитель подводит итог: богатство города и района: золото, ГЭС и лес. Учитель географии предлагает выступление ребят, которые готовили сообщение по темам:

1) Лесная промышленность

2) Золотодобывающая промышленность

3) Зейская ГЭС

Читает стихотворение о Зейской ГЭС Тимофеева Анна.

Дает дополнения учитель географии, касаясь достопримечательностей города Зеи:

1) Школьный музей

2) Краеведческий музей

3) Музей золотодобычи

4) Городской парк

5) Почетные жители города

6) Экологическая работа (Коробушкина Ольга заняла 3-е место в городской конференции по научной работе)

В это время 4 ученицы решают у доски уравнения.

I ученица

x1 = 6;

x2 = 1.

II ученица

x1 = 3;

x2 = 1.

III ученица

x1 = -1;

x2 = 5.

IV ученица

x1 = -1;

x2 = 6.

После ответов I и II идет беседа учителя математики и учеников класса о связи корней с коэффициентами и свободным членом уравнения.

Итог: запись свойства корней квадратного уравнения

1), если а не равно 0

a + b + с = 0

x1 = 1;

x2 = .

После ответов III и IV учеников и беседы появляется запись 2-я.

аb + c = 0

x1 = -1;

x2 = - .

После этого предлагается самостоятельная работа по 8-и вариантам, но решить его можно по формулам или с использование свойств корней уравнения.

I. x1 = 1 и x2 = 124

II. x1 = -1 и x2 = 124

III. x1 = 1 и x2 = 17

IV. x1 = -1 и x2 = 17

V. x1 = 1 и x2 = 3

VI. x1 = -1 и x2 = 3

VII. x1 = 1 и x2 = 2

VIII. x1 = -1 и x2 = 2

Затем учитель математики просит назвать корни, отличные от 1 или -1. Звучат ответы: 124, 17, 3, 2. Учитель географии просит связать эти ответы с нашим городом. Итак, 124 года нашему городу, 17 почетных граждан, 3 учителя носят имя почетного гражданина города, 2 учителя из нашей школы (Максимова З. А. и Сухарев М. В.).

Домашнее задание задается в начале урока.

  • Математика: знать формулы, №539 (е), 534 (д), 541 (б,в).
  • География: подготовить сообщения

В-I – О фауне

В-II – О флоре Амурской области.

В заключении урока звучит стихотворение ученицы класса о родном городе.

Зея

Город Зея, мой любимый ,
Родина моя!
Я люблю твои просторы,
Реки и поля.

Город Зея! Твои люди
Славятся умом,
Славятся смекалкой
Выдержкой ,трудом.

Я люблю твои просторы
В девственной красе!
С днем рожденья , милый город,
Я скажу тебе.