Цели:
- Закрепить алгоритм решения квадратных уравнений, познакомить со свойствами корней квадратных уравнений (связь корней с коэффициентами и свободным членом квадратного уравнения), данные корней связать с географией, усилить прикладную направленность математики, изучение специализации и достопримечательностей нашего города.
- Воспитывать интерес к математике и географии, коллективизм, умение ценить прекрасное.
- Знать свой край, город, в котором живешь.
Оборудование: Для работы выставка книг о Зее и Зейском районе, материалы из школьного музея об истории города Зеи, материалы учащихся, посвященные дню рождения города, с урока Мировой Художественной Культуры по теме “Люби свою маленькую Родину”.
Урок начинает учитель математики с сообщения темы урока, его целей. После этого предлагается первая самостоятельная работа по вариантам.
В-I
Решите уравнения:
1) ;
2) ;
3) ;
4) .
В-II
Решите уравнения:
1) ;
2) ;
3) ;
4) .
Задание: Из положительных корней уравнений составьте число.
В-I
1913
В-II
1879
Вопрос учителя: “Назовите числа, которые вы получили при решении уравнений”. После ответов ребят, которые звучат (выбирает учитель по вариантам) называются 2 числа: 1879 и 1913.
Вступает в разговор учитель географии. Идет рассказ о том, что 1879 – год рождения Зеи (дата его основания), 1913 – дан статус города.
После этого ребятам предлагается подумать и определить специализацию города Зеи и Зейского района.
К работе приступает учитель математики. Учащимся предлагается кроссворд по математике, чтобы ответить на вопрос учителя.
Кроссворд 1.
1. Представление числа в виде произведения.
2. Сумма одночленов.
3. Компонент деления.
4. Расстояние от начала отсчета до точки.
5. Равенство, верное при любых значениях аргумента.
6. Число, при подстановке которого в уравнение, получается верное равенство.
После работы с кроссвордом у учащихся получается ответ (ключевое слово выделено в рамку):
Кроссворд 2
1. Компонент сложения.
2. Равенство, содержащее неизвестное число.
3. Результат сложения.
У учащихся ответ:
Кроссворд 3
1. Множество точек координатной плоскости, абсцисса которых значения аргумента, а ординаты – значения функций.
2. Числовой множитель букв.
3. Результат деления.
Ответ:
После ответов ребят учитель подводит итог: богатство города и района: золото, ГЭС и лес. Учитель географии предлагает выступление ребят, которые готовили сообщение по темам:
1) Лесная промышленность
2) Золотодобывающая промышленность
3) Зейская ГЭС
Читает стихотворение о Зейской ГЭС Тимофеева Анна.
Дает дополнения учитель географии, касаясь достопримечательностей города Зеи:
1) Школьный музей
2) Краеведческий музей
3) Музей золотодобычи
4) Городской парк
5) Почетные жители города
6) Экологическая работа (Коробушкина Ольга заняла 3-е место в городской конференции по научной работе)
В это время 4 ученицы решают у доски уравнения.
I ученица
x1 = 6;
x2 = 1.
II ученица
x1 = 3;
x2 = 1.
III ученица
x1 = -1;
x2 = 5.
IV ученица
x1 = -1;
x2 = 6.
После ответов I и II идет беседа учителя математики и учеников класса о связи корней с коэффициентами и свободным членом уравнения.
Итог: запись свойства корней квадратного уравнения
1), если а не равно 0
a + b + с = 0
x1 = 1;
x2 = .
После ответов III и IV учеников и беседы появляется запись 2-я.
а – b + c = 0
x1 = -1;
x2 = - .
После этого предлагается самостоятельная работа по 8-и вариантам, но решить его можно по формулам или с использование свойств корней уравнения.
I. x1 = 1 и x2 = 124
II. x1 = -1 и x2 = 124
III. x1 = 1 и x2 = 17
IV. x1 = -1 и x2 = 17
V. x1 = 1 и x2 = 3
VI. x1 = -1 и x2 = 3
VII. x1 = 1 и x2 = 2
VIII. x1 = -1 и x2 = 2
Затем учитель математики просит назвать корни, отличные от 1 или -1. Звучат ответы: 124, 17, 3, 2. Учитель географии просит связать эти ответы с нашим городом. Итак, 124 года нашему городу, 17 почетных граждан, 3 учителя носят имя почетного гражданина города, 2 учителя из нашей школы (Максимова З. А. и Сухарев М. В.).
Домашнее задание задается в начале урока.
- Математика: знать формулы, №539 (е), 534 (д), 541 (б,в).
- География: подготовить сообщения
В-I – О фауне
В-II – О флоре Амурской области.
В заключении урока звучит стихотворение ученицы класса о родном городе.
Зея
Город Зея, мой любимый ,
Родина моя!
Я люблю твои просторы,
Реки и поля.
Город Зея! Твои люди
Славятся умом,
Славятся смекалкой
Выдержкой ,трудом.
Я люблю твои просторы
В девственной красе!
С днем рожденья , милый город,
Я скажу тебе.