Современный интерес к народным промыслам в нашей жизни

Разделы: МХК и ИЗО


Форма урока: обобщающий урок в виде беседы с использованием практической части.

Методы обучения: иллюстративно-репродуктивный, частично-поисковый.

Задачи урока:

  • дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
  • понимание особенностей декоративно-прикладного искусства;
  • осмысление места декоративного искусства в жизни общества;
  • осознание своей причастности к судьбам культуры, проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию наших предков.

Учащиеся должны:

  • учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практической работы обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать его с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;
  • умело пользоваться языком декоративного искусства в практической деятельности;
  • понимать значение древних корней народного искусства;
  • понимать особенности народного искусства своего края;
  • видеть содержательную взаимосвязь между декоративным и музыкально-поэтическим фольклором.

Задание на урок: роспись миниатюрной тарелочки по типу хохломской росписи.

Материалы: заготовка – тарелочка с основой из бумаги; акварельные краски, гуашь, кисти, баночка для воды.

Зрительный ряд: выставка рисунков учащихся 7-х классов по декоративно-прикладному искусству, предметы декоративных промыслов (Хохлома, Гжель, Жостов, Городец, Дымка, Сергиев Посад, Касли), работы учащихся из соломки.

Музыкальный ряд: весёлая народная музыка.

Литературный ряд: стихи о народных промыслах.

Межпредметные связи: музыка, литература, история, трудовое обучение.

Оформление на доске:

  • Виды народных промыслов:
    • посуда из фарфора – Гжель,
    • игрушка – Дымка, Филимоново, Богородское, Каргополь,
    • матрёшки – Сергиев Посад, Полховский Майдан, Семёнов,
    • чугунное литьё – Касли,
    • подносы – Жостов,
    • миниатюры – Федоскино, Палех,
    • платки – Павловский Посад,
    • деревянная посуда - Хохлома.
  • Виды орнамента:
    • геометрический,
    • растительный,
    • зооморфный,
    • антропоморфный,
    • фольклорно-поэтический.
  • Виды декоративного искусства:
    • монументально-декоративное,
    • декоративно-прикладное,
    • оформительское искусство.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1 минута)

II. Обобщающая беседа (7 минут)

– Сегодня мы побываем в музее декоративного искусства. Декоративные искусства играют особую роль в жизни человека. Человек сталкивается с ними ежедневно, ощущая на себе силу их воздействия. Они мгновенно реагируют на идеи своего времени – религию, мировоззрение. Например, в Палехе используется красный цвет Октября.
Народу издавна было свойственно не только шить одежду, изготовлять предметы быта, строить дома, но и украшать их.
В наше время мы часто разгадываем “загадочные письмена – узоры”, украшающие изделия, которые создавались веками. Вот старинная (XVII–XVIII в.) песня о девице-вышивальщице с Севера:

1-й учащийся:

Она шила ширинку с четырёх углов:
На первом -то углу шила чисто поле со травами,
На втором-то углу шила тёмные леса со древами,
На третьем-то расшивала красно солнце с маревами,
На четвёртом – расшивала сине море с волнами.

– В этой песне тоже плетётся узор, но словесный. Таковы же и русские хороводные пляски. А вот описание русского двора с домом-теремом:

2-й учащийся:

Хорошо в теремах изукрашено:
На небе солнце – в терему солнце,
На небе месяц – в терему месяц,
На небе звёзды – в терему звёзды,
На небе заря – в терему заря –
И вся красота поднебесная.

– Как видим, символические знаки используются в народных промыслах (см. Виды орнамента на доске).
Обратимся к учебнику Н.И. Сокольниковой “Основы композиции” (см. Используемая литература).
На стр.11, 12, 13, 14 показаны приёмы росписи изделий Палеха, Гжели, Хохломы [3].
На стр. 58, 59, 62 показана роспись изделий Городца, Дымки [3].

III. Вопросы на закрепление (3 минуты)

  • Какие виды орнаментов использовались в изделиях?
  • Какой цвет использовался в изделиях?
  • Какие образы использовались?

– Беседу завершим стихами о дымковской игрушке:

3-й учащийся:

Точно в дымке всё кругом:
Голубые дали…
И село большое
“Дымково” назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки,
Вечера зимой длинны…
И лепили там из глины
Всё игрушки непростые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой казалось бы узор.,
Но отвести не в силах взор.

IV. Практическая часть (25 минут)

– Возьмём наши заготовки – тарелочки. Мы будем выполнять орнамент по типу “Хохломская роспись”. Традиции этого орнамента сложились из искусства украшать рукописные книги и иконы. Используем три цвета: красный, чёрный (можно зелёный или коричневый), жёлто-золотой для фона. Сначала красим фон акварелью, затем делаем набросок “хохломской травки”.

V. Физкультминутка (2 минуты, пока высыхает фон)

Зайцы

Зайцы скачут:
Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают:
Не идёт ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.

VI. Практическая часть

– Чтобы не было скучно и работалось веселей, на Руси мастера и мастерицы пели песни. Мы послушаем весёлую народную музыку. Подсохшие заготовки продолжаем раскрашивать гуашью красным или коричневым цветом. Делаем “усики”, “завитки”, “капельки”, “травинки” и обводим чёрным. Работа готова.

VII. Подведение итогов (5 минут)

Выставка готовых работ и самооценка с точки зрения правильно выбранного цвета, орнамента.

VIII. Домашнее задание (2 минуты)

Cобрать свои рисунки для изготовления альбома по декоративно-прикладному искусству.

Используемая литература:

1. Алексахин Н.Н. “Художественные промыслы России”, Москва, Народное образование, НИИ школьных технологий, 2005.
2. Жегалова С. “Росписи Хохломы”, Москва, “Детская литература”, 1991.
3. Сокольникова Н.И. “Основы композиции”, Москва, “Титул”, 1996.
4. Рогов А.П. “Кладовая радости”, Москва, Просвещение, 1982.
5. “Фольклор в школе”, Нижнетагильский филиал областного института развития регионального образования, Нижний Тагил, 1993.