Развитие патриотических чувств гимназистов посредством вовлечения их в поисковую деятельность школьного музея
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Положительная тенденция роста связана с введением, в соответствии с Законом РФ “Об образовании”, национально-регионального компонента школьного образования. Конечно, у учащихся разных регионов России конкретные знания о своем крае будут различными, но они должны войти в состав обязательных базисных знаний по истории Отечества. Это отвечает требованиям школьного исторического образования.
В прошлом учебном году в гимназии № 24 г. Междуреченска Кемеровской области (директор Берсенева М.Б.) проводилось исследование с целью выяснения жизненных ценностей молодого поколения. Результаты показали, что молодёжь на последнее место в иерархии жизненных ценностей ставит такие понятия как патриотизм, готовность исполнения воинской обязанности. Если провести аналогичную работу по городу, результаты будут не намного расходиться. Возможно это происходит из-за недостаточной пропаганды в средствах массовой информации, недостатков работы в школе, позиции взрослых по данному вопросу.
В настоящее время возрастает интерес к вопросам поиска наиболее эффективной формы программы патриотического воспитания школьников. Это связано, прежде всего, с тем, что выпускники школ, должны иметь сформированную устойчивую гражданскую позицию, развитое чувство любви к малой Родине.
Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: “Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры”, “Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам” (статья 44, часть 3; статья 58).
Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного города и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность. Справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия.
Одним из эффективных способов решения проблемы патриотического воспитания, считаем организацию работы факультатива “Археология и музейное дело” на I ступени (8 класс) и участие в работе школьного музея – II ступень (9 класс).
Посещение учащимися факультатива “Археология и музейное дело” позволит им не только освоить навыки музейного работника, но и расширит представление об истории как науке, подготовит к деятельности на II ступени, где полученные знания будут применятся на практике; на данной ступени изучение истории родного края школьниками будет проходить в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес (в этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей).
Школьный музей позволяет решить вопросы:
- Накопление материалов по истории родного города;
- Вовлечения большого числа школьников в поисковую деятельность;
- Обеспечения наглядности для проведения уроков мужества;
- Привития чувства уважения и любви к Отечеству, к своей семье, родному дому, семье;
- Повышения в сознании школьников значимости армии;
- Развития положительного отношения к несению воинской обязанности, формированию образа защитника Отечества;
- Способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем городе, области, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении.
Учащиеся 8–9-х классов для реализации данного проекта выбраны не случайно. Этот возраст позволяет наиболее эффективно использовать внедрение методов групповой работы на I ступени (теоретической), где учащиеся будут иметь возможность выступать в роли исследователя, краеведа, проникающего в суть проблемы, умеющего её логически излагать; готовить отчёты о проделанной работе.
На II ступени (практической), где будут участвовать школьники, особо увлеченные историей, глубоко интересующиеся родным краем, предоставляется возможность применить полученные знания на практике. Работа в музее воинов-афганцев – это не только умение дизайнерски, исторически и хронологически грамотно оформить экспозицию, но и возможность более глубокого изучение истории города, формирование гражданской позиции. В ходе подготовки выставки гимназисты работают с каждым экспонатом: производят описание; если необходимо проводят реставрационные работы (на доступном уровне); выясняют его историю. Данные мероприятия способствуют тому, что учащиеся более глубоко и на длительное время усваивают краеведческий материал; воспитывают чувство патриотизма к большой и малой Родине.
Кроме перечисленного учащиеся проводят экскурсии по отдельным разделам экспозиции для своих сверстников, что позволяет пробудить живой интерес к истории города у широкого круга школьников. Одновременно эта работа позволяет развивать коммуникативные навыки и умение простраивать монологическую речь.
План-график реализации проекта
№ п./п. | Мероприятия | Сроки | Ожидаемые результаты |
1 | Презентация факультатива “Археология и музейное дело” | Сентябрь | Привлечение учащихся 8 классов |
2 | В рамках реализации теоретической
части:
|
Сентябрь – октябрь | Заинтересованность учащихся |
3 |
|
Октябрь – декабрь | |
4 |
|
Январь – февраль | Предоставление отчётов о проделанной работе |
5 |
|
Февраль – март | Изготовление планшетов, заполнение их научными материалами |
6 |
|
Март – апрель | Создание проекта “Дизайн экспозиции” |
7 |
|
Апрель – май | Проведение экскурсий по разделам выставки |
8 | В рамках реализации практической
части:
|
Сентябрь – октябрь | Создание поисковых отрядов из числа учащихся 9-х классов |
9 |
|
Октябрь – ноябрь | Восстановление музейных экспонатов |
10 |
|
Ноябрь – декабрь | Создание планшетов |
11 |
|
Январь – февраль | Оформление экспозиции по разделу |
12 |
|
Февраль – март | Защита проектов |
13 |
|
Март – апрель | Создание путеводителей, проведение экскурсий по разделу |
14 |
|
Апрель – май | Создание путеводителей, проведение экскурсий по разделу |
Оценка результатов
Реализация проекта может быть оценена по нескольким направлениям:
- эффективность работы поисковых отрядов – количество собранного материала, его полнота, объём, достоверность; увеличение числа поисковых отрядов, вовлечённости в них школьников;
- увеличение числа заинтересованных слушателей факультатива “Археология и музейное дело”; возможна переработка факультатива в элективный курс и выход с ним в городскую сеть для привлечения учащихся из других школ;
- качественная подготовка исследовательских работ учащихся для выступления на научно-практических конференциях, краеведческих чтениях;
- качественный уровень подготовки экскурсий.
- количество проведённых экскурсий в течение года, число посетителей школьного музея;