Цели:
- уметь давать оценку основных природных ресурсов Кузбасса;
- знать их хозяйственное использование и проблемы рационального природопользования;
- совершенствовать работу с картами Кузбасса;
- воспитывать любовь к своему краю.
Оборудование: карты Кемеровской области; магнитная доска, условные знаки.
Ход урока
Организация класса. Представление гостей.
Представляет Вам Кузбасс
В этом кабинете
Наш веселый, дружный класс
И другие дети.
Девятнадцать человек
В дружном нашем классе
Понемногу скажут все
О родном Кузбассе.Не судите строго нас
Мы же еще дети.
И стараемся для Вас
Как нельзя на свете.Ну, пора нам начинать
Урок-круиз Кузбасса
И с любовью рассказать
О его запасах.
Объявление темы и целей урока (учитель).
Серебром окно расписано
Сад и улица в снегу
Край Кузнецкий! Только мысленно
Я обнять тебя могу.
Словно в поезде за шторами
Вновь за снежной пеленой
Бесконечными просторами
Ты плывешь передо мной.
Вижу гор хребты могучие
В белом поле спят стога
Слышу: шепчется задумчиво
Мариинская тайга.
Над землею утро раннее
Сизо-дымчатый покой
Терриконов очертания
Показались над рекой.
Любо видеть, очень любо мне
Это ж дело наших рук
Как дышит заводы трубами
Стройки высятся вокруг.
Как над тихими равнинами
Виснут нити проводов
Как бегут составы длинные
Мимо сел и городов.
Ветры, будьте провожатыми,
Запевайте с песней в лад
Как за городом, над шахтами
На копрах огни горят.
Где б мы в это утро раннее
Не успели побывать
Не измерить расстояния
Обо всем не рассказать.
(М. Небогатов)
Краткий экскурс по Кузбассу
(географическое положение, границы, площадь, богатства и т.д.)
Ученица: Добрый день дорогие гости! Сегодня мы расскажем Вам о природных ресурсах Кузбасса, совершим увлекательный круиз по родному краю.
Учитель говорит о том, что класс был разделен на группы, которые побывали в разных местах Кузбасса и собрали ценные сведения о природных ресурсах Кузбасса, а также приготовили образцы полезных ископаемых, виды металлов производимых в Кузбассе, вода “Борисовская”, “Терсинка”.
Ученица: Освоение земли Кузнецкой связано с открытием полезных ископаемых. А их в нашем крае очень много.
Учитель: На наш урок были приглашены ученые из Древней Греции: Эратосфен и Бекайм. (они задают вопросы, обсуждают ответы)
1 ученый: А не скажете ли Вы мне, уважаемые исследователи, какими полезными ископаемыми богат Кузбасс? В наше время мы ничего не слышали об этом крае, действительно ли он так богат?
Ученица: Да. Удивительна по-своему. Своеобразна и красота природы Кемеровской области. В недрах ее таятся богатейшие запасы полезных ископаемых: это горные системы Кузнецкого Алатау, Горной Шории, Салаирского кряжа. О том, какие это полезные ископаемые вы сейчас узнаете.
(К магнитной доске выходит ученик, и в течение всех выступлений молча прикрепляет условные знаки)
Руководитель 1 группы: Моя группа побывала на юге Кузбасса. Большую хозяйственную деятельность, о которой мы узнали, представляют железорудные месторождение магматического происхождения. Основные из них находятся в Горной Шории и поставляются на КМК.
2 ученый: Прекрасно, прекрасно дорогие друзья. Прекрасно, что в наше время в вашем крае есть такой металлургический гигант. Что же производит этот комбинат?
Ученик: Мы встретились с генеральным директором КМК. Он нам рассказал, что сейчас комбинат производит чугун, всевозможные сплавы, сталь, прокат. Все это идет на изготовление современных машин, станков, тракторов (картинки). В годы ВОВ комбинат поставлял металл в город Рубцовск на Алтае, где на тракторном заводе производилось оружие, танки.
1 ученый: Да, коллега, приятно слышать, что в таком маленьком по площади крае в годы ВОВ билось огненное сердце, что этот край вносил такой вклад в дело победы над врагами. А что еще вы, дорогие исследователи можете нам рассказать о богатствах Кузбасса.
Ученик: Изучая природные богатства нашего Кузбасса, мы узнали, что важнейшим промышленным сырьем для выплавки металла являются марганцевые руды, найдены они в бассейне реки Усы (прикрепить значок). По запасам они занимают первое место в России и третье после Украины и Грузии. Запасы оценивают в 180 – 200 млн. тонн.
Выступает 2 группа – запад Кузбасса.
Руководитель 2 группы: Моя группа побывала на западе Кузбасса, в городе Салаире. Мы много узнали о Салаирском кряже. Природа щедро одарила отроги Салаирского кряжа, вблизи села Красного запасами марганцевой руды. Добавление марганцевой руды при выплавке стали резко повышает твердость, ковкость металла. Вот почему это месторождение было срочно освоено в 1943 году, руда доставлялась на КМК для изготовления танковой брони.
Ученый: “Броня крепка и танки наши быстры” - так поется одной из ваших песен, наверное, ваш металл был в этих танках? Кто бы мог подумать, что такое сырье имеется в Салаирском кряже. А еще какие-то ископаемые есть там?
Ученик: В 1925 году известный геолог Разугин, а в 1930 году Лабазин обнаружили на Салаире тальку и запасы бокситов.
Ученик: А я расскажу, чем еще богат Салаирский кряж. Там найдено крупнейшее месторождение полиметаллических руд, содержащих в себе Zn, Pb, Ag, Cu. Эти месторождения были открыты Дмитрием Поповым в 1781 году. Они снабжают заводы Кузбасса и страны сырьем для выплавки цветных металлов. По соседству с нашим городом Полысаево, в городе Белово есть цинковый завод.
1 ученый: О, друзья мои, вы упомянули о драгоценных металлах – серебре, золоте. Не смогли бы вы поподробнее рассказать нам о них, где их добывают, где используют?
Ученик: О золотых приисках Кузбасса было известно царскому двору еще в VIII веке, и царский двор смотрел на Кузбасс как на золотое дно. В настоящее время золотых месторождений в Кузбассе – 26, которые дают большой доход нашей области. Они находятся: в Кузнецком Алатау, по рекам Кия, Тисуль, Яя, Золотой Китат, Барзас, Тельбес.
Выступает 3 группа – юг и восток Кузбасса.
Ученик: Да, есть у нас и нерудные полезные ископаемые. Например, в 25 километрах от города Таштагола было найдено несколько месторождений фосфоритов, а в верховьях реки Камзас залегают апатиты. Фосфориты перерабатывают в фосфорную муку, при внесении в почву урожайность зерновых культур повышается.
Ученик: Есть у нас и строительные материалы: известняк, огнеупорные , песок.
Ученик: Важным богатством Кузбасса являются реки, озера. Рек только более 1600 больших, средних и малых, которые богаты рыбой. Найдено 3 месторождения минеральных вод: Терсинское, Борисовское, Берчикульское. На базе минеральных вод вблизи села Борисово построен санаторий. Вблизи села Берчикульского запасы лечебных грязей. (Рекламируют образцы полезных ископаемых, воду “Борисовская”, “Терсинка”)
1 ученый: Друзья, у меня голова пошла кругом от всего этого богатства вашего края. Но мы с коллегой, слышали, что есть еще у вас какой-то горючий камень?
Ученик:
Блестит как смоль
В изломах – как стекло
Тяжелый, черный
Впрямь – горючий камень.
И это моего труда тепло
В нем спрессовалось
В будущее пламя.
Он мертвым камнем здесь лежал века,
Землею тяжкой сжатый в пласт огромный.
Он извлечен руками горняка
Он запылал огнем в Кузнецких домнах.
“Горючий камень” (Измайлов)
Ученик: В 1721 году на берегу реки Томи Михайло Волков обнаружил уголь Кузнецкого бассейна. С тех пор стало известно о горючем сибирском камне. В городе Кемерово, бывшем Щегловске, воздвигнут памятник Михайло Волкову.
Ученик: В 1842 году были исследованы угольные отложения в районе Кузнецка. Были высоко оценены богатства нашего края, составлена первая геологическая карта Кузнецкого угольного бассейна,
Сценка
(Вбегает мальчик с газетой в русском костюме)
Новости, “Петербургские новости”! Англичане пробрались на пароходе по Томи в поместье царицы. Вблизи Верхотомского острога нашли уголь и увезли больше 10 тыс. пудов. Её величество Екатерина II требует от начальника острога объяснений! (убегает)
Учитель: Да, ребята, англичане действительно хотели сделать Кузбасс своей колонией, если бы не вмешался царский двор.
Сценка
(В костюме входит начальник острога, читает царский указ)
“Указ императрицы Екатерины II. Год 1764. Приказано строго запретить самовольную добычу угля англичанами в Кузнецком крае. Крестьяне переходят под управление императрицы Екатерины II, а земли становятся ее вотчиной. Её величество Екатерина II является помещицей этих мест. (уходит)
Ученик: И только после царского указа стала развиваться добыча угля в Щегловске. Жители Щегловска и не подозревали, какие перемены произойдут в их укладе жизни в ближайшее будущее время в связи с разработкой и добычей каменного угля. В настоящее время общегеологические запасы углей в Кузбассе оцениваются в 679 млрд. тонн. Средняя мощность угольных пластов – 4 метра, максимальная мощность пластов в Прокопьевско-Киселевском районе – 21 метр, в Бачатстком – 32 метра.
Ученик: Большим достоинством Кузнецких углей является их высокое качество и разнообразный марочный состав – это энергетические и коксующиеся угли.
1 ученый: Друг мой, объясни мне, старику, чем отличается коксующийся уголь от энергетического?
Ученик: Объясню я. В коксующихся углях можно увидеть блестящие стекловидные полоски. Этот блеск зависит от наличия в нем витрена (от лат. – “стекло”). При высокой температуре витрен способен плавиться в плотную массу – кокс. Чем больше в угле витрена, тем выше его качество коксования. Запасы этих углей сосредоточены в Ленинске-Кузнецком районе, Ерунаковском, Прокопьевско-Киселевском, Осинниковском.
2 ученый: Хочу я спросить друзья, каким способом добывают ваш Кузнецкий уголь?
Ученик: Добывается уголь двумя способами: закрытым и открытым. Закрытый – уголь добывается из шахт, глубина Кузбасских шахт - небольшая, не более 150 метров. В недрах Кузбасса имеются запасы угля для открытой разработки – разрезы. Глубина залегания угля 3 – 6 метров.
1 ученый: Прекрасно, прекрасно друзья мои, что в вашем крае нет заботы, чем отапливать дома, и даже ток электрический вырабатывает уголь. Это очень хорошо.
Ученик: Ведущие рабочие профессии на шахте – горнорабочие очистного забоя, они непосредственно занимаются выемкой угля, а также проходчики, которые готовят очистной фронт.
Простой шахтер, а не его ли
Дела под стать богатырю?
Не по его ли доброй воли
Включает ночь огней зарю?
Он властелин тепла и света
Крушит пластов глухую тьму.
Он смел, настойчив и за это –
дары подземные - планета бросает под ноги ему.
2 ученый: Ну что же, дорогие мои, вижу, что вы хорошо поработали, много узнали о своем крае, его природных богатствах. Только мне вот что кажется, что при обилии таких полезных ископаемых и их добыче, нарушается природа и экология. В наше время природа была нетронутой и чистой. Что же делается в вашем крае по вопросу охраны природы.
Ученик: Любая деятельность человека связана с природой. Многие природные ресурсы невозобновимы, поэтому рациональное их использование является одной из важнейших задач нашего государства.
От шахт и заводов
Копоть и сажа
От наших машин
Выхлопы газов.
И как мы живем
В этом облаке смерти?
Мы дышим же ядом
Сами проверьте!
Наш снег уже не белый
Он серый и тусклый
Вы видите это -
Становится грустно.
Зачем загрязнили природу и воздух?
Мы сами же пьем эту грязную воду?
А что будут видеть наши дети и внуки?
Я вас заклинаю, одумайтесь, люди!
Ученик: Мы побывали на шахте “Октябрьская” и познакомились с работой очистных сооружений этой шахты. Вся вода насосами перекачивается на фильтры и очищается. Часть воды идет на предприятие, а часть сбрасывается в реку Иня.
Ученик: В области ведутся работы по охране и восстановлению лесного богатства. Одно из таких мероприятий - лесопосадки. Каждый гражданин нашей Родины, каждый ученик нашего края призван беречь и охранять природу. Мы должны думать о будущем, о далеких потомках, им жить на этой земле.
Ученик: Они не поймут нас, если мы не оставим им песню соловья, птичий гам в лесу, сладкую прохладу родников, животворную воду рек, синеву чистого неба и гармонию природы. Все мы, взрослые, должны стать защитниками природы, а не нахлебниками её.
Ученик:
Поэт Александр Яшин писал:
Когда-то и я не убить не мог
Чтоб ни летало над головой.
Садился за весла – ружье у ног,
Шел в чащу – заранее взводил курок,
На жатву брал дробовик с собой
Стрелял и коршуна, и воробья
Не разбираясь – друзья, враги.
А ныне – на так хожу без ружья!
Катаюсь на озере без остроги,
Доверие птиц умею ценить,
Бывает легко на душе
Когда случайно удастся
Жизнь сохранить птенцу,
Упавшему из гнезда.
Себя самого узнать не могу,
Осинки в лесу зазря не срублю,
В корнях родничок, как клад берегу,
На муравейник не наступлю.
Люблю все живое,
Живых люблю!
Заключение (ученые благодарят участников экспедиций за все услышанное, высказывают пожелания)
Учитель: Земля Кузнецкая богата не только природными ресурсами, но и замечательными людьми. (Показать портреты таких людей – почетные горожане, ветераны труда предприятий, заслуженные учителя, почетные шахтеры и т.д.)