Цели:
Обучающие:
- Повторить, углубить, систематизировать полученные знания о тепловых двигателях, КПД, опираясь на расчетные данные, полученные в ходе урока.
- Совершенствовать ранее приобретенные знания по нахождению КПД с использованием понятий температура, количество теплоты.
Развивающие:
- Развивать коммуникабельные способности, уметь выделить главное.
Воспитательные:
- Развивать культуру речи, взаимопомощь и сотрудничество.
- Воспитывать эстетический вкус, толерантность
- Воспитывать нравственное отношение к любым явлениям в любой среде.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Опрос
- Какие виды тепловых машин помните? (ДВС, реактивный, паровой, паровая турбина) см. КиМ 10 класс “физика”
- Как работают тепловые двигатели? (превращение внутренней энергии топлива в механическую)
- Вам предлагается вспомнить особенности работы каждого двигателя, проверить ваши знания помогут тесты, лежащие на партах. На это вам дается 1-2 минуты (1.Г; 2.А; 3.Б; 4.В)
- Назовите основные элементы теплового двигателя (Нагреватель, рабочее тело, холодильник) ) см. КиМ 10 класс “физика”
- Как вычислить работу рабочего тела? Выйди и напиши.
- Что называется коэффициентом полезного действия?
- Исправьте формулы
Конструкция реальных тепловых двигателей не позволяет достичь максимального КПД в силу больших тепловых потерь. В зависимости от типа двигателя, его конструкции КПД современных двигателей составляет примерно 25-65%
А сейчас мы приступим к решению задач. Каждый ряд представляет собой команду, положительный результат зависит от каждого. За небольшой промежуток времени (15 минут) необходимо решить по три задачи каждой паре. Одна задача – оценка “3”, Две задачи - “4”, справились со всеми – “5”. Посмотрите на доску. Сейчас это три белых листка с цифрами. К концу задания вас ждет сюрприз. Решив первую задачу подходите и приклеиваете карточку с задачей к ячейке с соответствующим ответом. (Если все карточки наклеены верно, вы соберете паззл с фотографией)
Посмотрите, что у нас получилось. Прекрасные якутские цветы – сардаана, подснежник, занесенные в Красную Книгу Якутии, и чудесный вид на нашу Великую реку Лену.
Что надо, чтобы нашим детям и внукам тоже видеть неописуемую красоту природы?
Создание тепловых машин оказало существенное влияние на технический прогресс и сегодня велика их роль в развитии промышленности, энергетики, транспорта. В настоящее время серьезно рассматриваются проблемы предотвращения загрязнения окружающей среды их вредными выхлопами. Ведь топки тепловых электростанций, ДВС непрерывно выбрасывают в атмосферу вредные для растений, животных и человека вещества. Особую опасность представляют автомобили, число которых непрерывно растет, а очистка отработанных газов затруднена (см. КиМ 10 класс “физика”).
Давайте попробуем обозначить основные направления борьбы с отрицательными последствиями применения тепловых двигателей:
- Добиваться полного сгорания топлива.
- Повысить эффективность сооружений, препятствующих выбросу в атмосферу отходов.
- Электромобили.
- Горючее из безвредных веществ.
- Замкнутый цикл водоснабжения электростанций.
- Экономное расходование электроэнергии.
Почему выключая лишнее освещение мы помогаем охране окружающей среды?
- Уменьшаем использование полезных ископаемых.
- Меньше потребление – меньше выбросы.
Д/З Глава 6. Повторить, упр. 6 докончить, подготовить сообщение по вопросам:
Возможные изменения климата в результате деятельности человека.
Проблемы воздействия человека на биосферу.