Цели мероприятия:
- Раскрыть знания и способности учащихся;
- Узнать новое в области информатики;
- Повысить интерес учащихся к информатике;
- Воспитывать аккуратность и четкость в работе, упорство в достижении цели, тесное общение детей;
- Развивать творческое мышление детей, чувство взаимовыручки.
Тип мероприятия: игра-соревнование команд.
Методы: конкурс, создание ситуации успеха, поощрение.
Оборудование:
- Слайд-фильм “X-карта” <приложение 1>;
- Файл с таблицей подведения итогов конкурса;
- Дискеты;
- 2 стула с табличками “Истина”, “Ложь”;
- Бейджики с именами участников;
- Дипломы, призы.
Участники: команды 10-х классов (5-6 учащихся в каждой команде).
Продолжительность мероприятия:50 мин.
Жюри: учителя, классные руководители, родители.
Как подготовить игру
Данное мероприятие проводится в компьютерном классе с локальной сетью. Это необходимо для демонстрации слайд-фильма с условиями заданий и результатов команд, обеспечения наглядности и зрелищности игры, а также проверки у учащихся навыков работы на ПК. Можно провести игру и в классе, оснащенном компьютером, видео-проектором, большим настенным экраном.
Перед проведением конкурса необходимо выполнить следующие действия:
- Скопировать <Приложение 1, Приложение 2>, состоящее из файлов: X-Files.ppt, X-Марафон.ppt, Таблица результатов.xls, на компьютер, с которого будет выполняться демонстрация по локальной сети. Открыть общий доступ к этой папке. В Приложении 1 в файл X-Марафон.ppt вставлен только один вопрос данного конкурса в связи с условиями оформления конкурсных работ.
- В презентации X-Files.ppt проверить гиперссылки “X-марафон” на файл X-Марафон.ppt, “Финал” на файл Таблица результатов.xls.
- Распечатать для команд тексты заданий: “Жеребьевка”, “Х-папа”, “Х-театр”.
- Для ведущего напечатать тексты конкурсов: “Х-марафон”, “Х-игра”.
- Для жюри напечатать ответы в конкурсах: “Жеребьевка”, “Х-папа”, “Х-марафон”, “Х-ребус”, “Х-игра”, “Х-тест”.
- Для ведения игры необходимы 3 человека: ведущий игры, показывающий слайд-фильм и секретарь, вносящий результаты конкурсов в таблицу и подводящий итоги игры.
- Дать участникам игры домашнее задание: подготовить слайд-фильм (3 слайда) о своей команде и сочинить стихотворение о компьютере.
Секретарь работает с файлом Таблица результатов.xls, открыв его на выбранном компьютере через Сетевое окружение. Для команд просмотр X-Files.ppt проводится в режиме демонстрация. Можно использовать программу Netop или другую подобную программу.
Ход конкурса
1. Командам было дано домашнее задание: подготовить слайд-приветствие. Для того чтобы определить порядок показа домашнего задания, проводится жеребьевка. Команда, давшая правильный ответ быстрее всех, получает право выступить первой, вторая – второй и т. д.
Задание: Расположить номера приведенных названий носителей информации в хронологическом порядке их появления:
- Магнитный диск.
- Перфокарта.
- Оптический диск CD-ROM.
- Перфолента.
- Магнитная лента. [1]
2. Домашнее задание. Команды по очереди покажут презентацию команды, подготовленную заранее. Максимальное количество баллов 5
3. Следующий конкурс называется Х-марафон.
Правила следующие:
- в Х-марафоне принимает участие капитан команды,
- ведущий дает поочередно три подсказки для ответа,
- если ответ дан после первой подсказки, то команда получает 3 очка, после второй – 2 очка, после третьей – 1 очко,
- в случае неверного ответа команда лишается права повторного ответа на данный вопрос.
Вопросы и подсказки (по порядку) демонстрируются на экране монитора.
Вопросы:
Вопрос 1
- Это или 1 или 0, иного быть не может.
- Об этом говорят, когда идет речь о данных, об объеме информации.
- Единица измерения информации.
Ответ: бит.
Вопрос 2
- Она встречается в программе, в вычислениях, в рассуждениях.
- Хорошие ученики ее находят сразу, а плохие ее вообще не могут найти.
- Она появляется из-за того, что вы неправильно думали, неправильно вычисляли.
Ответ: ошибка.
Вопрос 3
- В персональном компьютере ее много. Она есть внутри и наружи.
- О ней говорят, что в молодости она хорошая, а в старости пропадает. Ее можно тренировать.
- В ней хранится информация.
Ответ: память.
Вопрос 4
- Она может быть у вас дома и у компьютера.
- Появление ее дома – редкое явление, а у компьютера – обычное дело.
- А в компьютерной графике без нее как без рук!
Ответ: мышь.
Вопрос 5
- Это бывает в каждой программе.
- Оно помогает вам выбрать нужные команды.
- Это подают в ресторане.
Ответ: меню.
Вопрос 6
- Это нужно и программисту, и пользователю, и секретарю.
- Так называют дяденьку, который создает газету.
- Без него нельзя создать текст.
Ответ: редактор.
Вопрос 7
- Это есть у каждого человека.
- Он бывает формальный и естественный.
- На нем объясняются все программисты с ЭВМ.
Ответ: язык.
Вопрос 8
- Это бывает на экране.
- Его можно перемещать.
- Он отмечает позицию, куда вводим информацию.
Ответ: курсор.
4. Х-ребус. Командам дается подсказка: Ищите задание по адресу: D:/New/X-Files. Можно заработать 6 баллов.
Задание. Предлагаем набор ребусов. Отгадайте слова, которые зашифрованы и запишите ответ в таблицах под рисунками. Но это еще не все…(просмотрите файл до конца)
Ответ: монитор.
Ответ: винчестер.
Ответ: дисковод.
Ответ: сканер.
Вам, наверное, приходилось разгадывать числовые ребусы, в которых некоторые цифры чисел были зашифрованы звёздочками. Теперь попробуйте сделать то же самое, но с числами, записанными в двоичной системе счисления. В приведенных заданиях необходимо вместо звездочек записать соответствующие цифры этой системы.
(и это еще не все!)
Сохраните файл с ответами на диске 3,5’ и передайте жюри.
5. Х-папа. Найти соответствие (кто был папой?) [1]
Задание. Перед вами – таблица с двумя колонками текста. В левой колонке перечислен ряд фамилий известных людей и название фирмы, а в правой – формулы, названия алгоритмов, программ, ЭВМ, языков программирования и т.п. Необходимо найти связи между ними – указать пары номеров фамилий (фирмы) и номеров соответствующих им названий формул и т.п.
|
|
Ответы | ||||||||||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. | 12. | 13. |
Н | Г | И | А | Б | К | В | Д | Е | З | М | Ж | Л |
6. Проводим Х-игру.
Правила следующие:
- Приглашаются по 1 участнику от команды.
- В двух местах расположены стулья с надписями “ИСТИНА” и “ЛОЖЬ”.
- Ведущий проговаривает повествовательное предложение.
- Цель игроков – определить: данное высказывание - ложь или истина и первым занять соответствующий стул.
- За каждый правильный ответ выставляется 1 балл.
Его получает та команда, игрок которой правильно определил истинность высказывания и первым занял стул.
Пример: Компьютер – электронная машина (истина)
№ | Вопрос | Ответ |
В ноябре 31 день | Ложь, 30 дней | |
В слове КЛАВИАТУРА 11 букв | Ложь, 10 букв | |
Элементы, из которых состоит компьютер, называют устройствами. | Истина | |
В Англии есть города Винчестер и Адаптер. | Ложь | |
У первых версий ПК отсутствовал жесткий магнитный диск. | Истина | |
Операционная система Windows допускает, чтобы на одном диске находились два файла с абсолютно одинаковыми именами. | Истина (в разных папках) |
|
Река Тигр носит имя домашнего животного. | Ложь (дикого) | |
Число, определяющее систему счисления, называют основанием. | Истина | |
Машина Блеза Паскаля быстро выполняла умножение многозначных чисел. | Ложь (сложение) | |
Один байт больше одного мегабайта. | Ложь |
7. Х-тест. Участники команд по очереди отвечают на вопросы. [1]
Правило следующее: если ответа на вопрос не последовало, то вопрос передается другой команде, если ответа нет, то вопрос снимается. За каждый правильный ответ начисляется один балл.
Вопрос | Ответ | |
Какая связь между городом в Англии, ружьем калибра 30х30 и одним из элементов компьютера. | Они все связаны со словом винчестер. | |
Что такое кульбит? | Пакет с битами (если с восемью, то это байт) | |
Что такое парадокс? | Два документа Microsoft Word. | |
О какой компьютерной программе идет
речь в песне: Он мне дорог с давних лет И его милее нет — Этих окон негасимый цвет. |
Речь идет об операционной системе Windows, хотя некоторые слова песни изменены (Windows — англ. окна) | |
Сведения, которые человек получает из окружающей природы и общества. | Информация | |
Последовательность действий со строго определенными правилами выполнения | Алгоритм | |
Поименованная область на диске со строго определенными правилами выполнения | Файл | |
Как 1 бит изменяет неопределенность | Уменьшает вдвое | |
То же “кило”, но на 24 единицы больше | Килобайт | |
Каким информационным процессом связаны книги, фотографии и годовые кольца на деревьях | Хранением | |
Устройство, позволяющее печатать информацию, хранящуюся в памяти компьютера | Принтер | |
Цифра, появление которой произвело переворот в системах счисления | Ноль | |
Перевод слова Pentium | Пятый | |
Родина Ч. Беббиджа | Англия | |
Объем информации, равный 8 битам | Байт | |
Название какой известной компьютерной фирмы может быть переведено с английского языка на русский как “Мелкомягкая”. | Microsoft |
8. Х – поэт.
Задание. Информатики-лирики познакомят нас со своим творчеством. Участники команд прочитают стихотворения о компьютере, которые они подготовили заранее.
9. Х-театр.
Задание: Используя пантомиму, команды подготовят выступление по одной из тем:
- Информационные процессы.
- Правила техники безопасности.
- ОС Windows.
- Работа с фрагментами текста в Word.
10. Подведение итогов.
Литература
- Златопольский Д.М. Внеклассная работа по информатике // Информатика № 23/2004.
- www.scools.keldysh.ru