Место урока в системе: 1 урок по теме “Ломаная”.
Цели:
Образовательная: ознакомление учащихся с понятием ломаной, как фигуры соединённых под углом отрезков; знакомство с понятиями звено, замкнутая, незамкнутая ломаная. Формирование умения строить ломаные линии.
Развивающая: развитие мыследеятельности: сравнения, классификации, анализа.
Воспитывающая: воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга.
Основание урока: общее развитие ребёнка: его ума, воли и чувств.
Формы проведения урока: индивидуальная, групповая, учебный диалог.
Логика проведения урока:
- нахождение собственной мысли о ломаной и её отличии от других линий;
- сравнение своей мысли с культурным аналогом;
- открытие нового своего понимания ломаной, как геометрической фигуры.
Оборудование:
- учебник математики 3 часть;
- карточки с линиями для каждой группы;
- отрезки (звенья) для каждой группы;
- лист для каждого ребёнка.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Выход на проблему.
Работа в группах. У каждой группы на столе лежат листочки, на каждом листочке одна линия (ломаная, кривая, прямая, замкнутая кривая, замкнутая ломаная).
У. Посмотрите на карточки и подумайте какое задание можно предложить?
Д. Разделить на группы.
У. Разделите на группы.
Дети выполняют группировку с обсуждением в группа. (по цвету, ломаные, прямые, кривые).
У. Для темы нашего урока мы выберем группировку “прямые, кривые, ломаные”.
Для её демонстрации мы пригласим одну из групп.
Дети на доске на больших образцах выполняют группировку.
3. Нахождение собственной мысли о ломаной и её отличии от других линий.
У. Я тоже хочу поучаствовать в в процессе группировки.
Учитель выполняет группировку на прямые и непрямые линии.
У. Кто догадался по какому признаку я их разделила?
А почему одни линии называем кривые, а другие ломаные? Обсудите это в группах.
Д. Ломаная линия состоит из палочек, отрезков, полосок. Они должны быть под углом, они образуют угол.
У. А теперь посмотрите на геометрические фигуры, которые лежат у вас на столе. Образуйте из них ломаную.
Из каких фигур вы складывали ломаную? (Из отрезков)
4. Сравнение с культурным аналогом
У. Теперь переверните отрезки так, чтобы не нарушить ломаную, прочитайте.
Какое слово вы прочитали?
Д. Звено.
У. Именно так называются отрезки, когда являются частью ломаной.
Откройте учебник и сравните наши выводами с выводами учебника.
Дети читают и обсуждают в группах.
У. Я посмотрела на ваши линии и увидела, что они все разные, но их можно разделить на 2 группы. Посмотрите на работу соседней группы и подумайте по какому признаку это сделать?
Д. На замкнутые и незамкнутые линии.
У. Теперь посмотрите на свои линии и поменяйте их вид на противоположный.
Работа по учебнику с. 26 №60
У. Напишите сколько звеньев в каждой линии.
Чертёж каких линий мы видим в учебнике.?
Возьмите листы бумаги и начертите каждый на листке ломаную из трёх звеньев.
Дети чертят линии и показывают друг другу. Линии получились замкнутые и незамкнутые.
Открытие нового своего понимания ломаной
У. Над какой темой мы работали сегодня на уроке?
Д. Мы изучали ломаные линии.
У. Что вы теперь знаете о ломаной линии?
Но наш урок ещё не окончен, мы сегодня ещё не считали на уроке, для этого выполним задание № 62.
Дети раскрашивают карандаши. Задание на состав числа пять.
У. А теперь я попрошу вас включить своё воображение. Как можно связать это задание с темой нашего урока?
Д. Из карандашей можно составить ломаную.
У. Составьте и посчитайте сколько звеньев у вас получилось?
Рефлексия
Что я узнал сегодня?
Что я смог?
Как оцениваю работу группы?
У. Урок окончен. Спасибо всем за работу.