Цели: закрепить изученные свойства числа 0, составление равенств на сложение и вычитание с нулем; закрепить навыки счета в пределах 9; воспитывать чувство взаимопомощи; развивать интерес к математике, активность и внимание учащихся.
Оборудование:
- Истомина Н.Б., учебник “Математика”, 1-й класс, Изд. “Ассоциация XXI век” Смоленск 2002.
- Истомина Н.Б., Шмырева Г.Г., Дидактические карточки-задания по математике. 1 кл., Изд. АСТ “Астрель” Москва 2003.
- Истомина Н.Б. Тетрадь по математике 1 кл, часть 1, “Ассоциация XXI век” Смоленск 2004 г.
- План – карта путешествия.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- Ребята, я очень рада вас видеть. Послушайте, что я вам расскажу.
Далеко, далеко, за горами, за морями, за высокими лесами есть удивительная страна Математика. В ней живут различные числа и служат они королеве Математике. Однажды все узнали, что один злодей похитил королеву и заточил ее в темницу. Жалко вам королеву?
Дети: Да.
Учитель: Хотите ей помочь?
Дети: Да.
Учитель: Тогда мы должны отправиться в путешествие, найти и спасти королеву от злодея. Для этого путешествия вам понадобится ум, смекалка и быстрота.
На нашей доске расположена план-карта путешествия. (Рис.1)
На нашем пути будет много препятствий, которые приготовил злодей. Только преодолев их, мы сможем найти и спасти королеву. Путешествие мы начнем от нашей школы, поэтому сейчас откройте тетради и запишите число, “Классная работа”.
II. Устный счет
Учитель: Внимание! Мы подходим к лесу чисел. Посмотрите, здесь очень много тропинок. Чтобы все тропинки пройти надо дружными быть.
1 тропинка. (3-4 чел.) работают по индивидуальным карточкам (Дидактические карточки с.32 №33;с.34 №38)
2 тропинка. (2 чел.) работают у доски, заполняют пропуски-окошки по составу чисел 8, 9 и таблицы уменьшаемое, вычитаемое, разность.
- Заполни пустые клетки и понаблюдай, как изменится разность. Почему?
Уменьшаемое | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 |
Вычитаемое | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Разность |
(Данное задание проверяется путем взаимопроверки)
3 тропинка. (Все остальные дети). Математический диктант (проверяется учителем после сбора тетрадей).
- Запишите число предыдущее числу 8.
- Запишите число последующее числу 5.
- Какое число стоит между 1 и 3?
- На сколько 6 меньше 8?
- Найдите сумму чисел 3 и 2.
- Найдите разность чисел 9 и 3.
- Уменьшаемое 4, вычитаемое 2. Чему равна разность?
- Первое слагаемое неизвестно, второе слагаемое 5, сумма 9. Найдите первое слагаемое.
4 тропинка. (Весь класс). Прочитайте выражения различными способами и найдите их значения (На доске записаны выражения).
1 + 7 =
9 – 5 =
6 + 2 =
8 – 4 =
5 + 3 =
Что интересного заметили?
5 тропинка. Составьте выражения по рисунку. По каким признакам можно разбить фигуры на группы?
Рис. 2
По размеру: 4 + 1 1 + 4 5 - 4
5 - 1
По цвету: 2 + 3 3 + 2
5 - 2 5 - 3
- Составьте задачу по выражению 5 - 1.
(Было 5 треугольников, из них 1 большой. Сколько было маленьких треугольников?)
- Составьте задачу к выражению 3 + 2.
(Было 3 синих треугольника и 2 красных. Сколько всего треугольников было?)
Ученики выполняют все задания.
Учитель: Мы выбрались из леса, можем продолжить наше путешествие. Смотрите, на пути озеро с интересным названием – Расшифруй. У берега есть лодка, в которой мы могли бы переправиться на другой берег, но нет весел. Вместо весел – задание. Значит, лодка волшебная.
III. Подготовительные упражнения к новой теме
Учитель: Что изменилось в каждой паре картинок?
Дети сравнивают пары картинок, размещенных на магнитной доске.
Рис. 3
Дети с готовностью начинают описывать те изменения, которые научились быстро и безошибочно находить (количество точек изменяется на 2).
Учитель: Вот мы и на другом берегу озера. Можем продолжать путешествие, но давайте отдохнем на поляне Физкультминутка.
IV. Физкультминутка
Дети выполняют физкультминутку.
V. Работа над новым материалом
Учитель: Отдохнули и теперь идем дальше. Подходим к болоту “Новых заданий”.
Добавляю еще одну пару картинок к имеющимся на доске и вижу озадаченные лица учеников.
Рис. 4
Но вскоре идея появляется у некоторых из них.
Дети: Здесь тоже происходит уменьшение количества предметов, и снова на 2.
Дети: Только в результате ничего не остается.
Учитель: Значит, записать равенство, описывающее такое изменение, мы не сможем?
Подвожу к итогу рассуждений 2 – 2 = 0
Учитель: Итак, если из числа вычесть такое же число, получим ноль.
Подобное равенство со значением ноль есть и в задании № 244 на с.108 учебника.
Найдите его и выберите картинку, к которой запись относится.
№ 244. Расскажи, что изменится в каждой паре картинок. Выбери равенства, которыми можно записать эти изменения.
Рис. 5
5 – 1 = 4 4 + 2 = 6 9 – 9 = 0 4 + 0 = 4
7 – 2 = 5 7 + 0 = 7 4 - 0 = 4 7 – 0 = 7
Задание выполняется устно с объяснением.
Выделяются выражения и записываются в тетрадь
7 + 0 = 7
9 – 9 = 0
4 – 0 = 4
4 + 0 = 4
Делается вывод: “Число и цифра 0 необходимы в математике и для того, чтобы показать с их помощью отсутствие изменений в количестве предметов”.
Учитель: Мы сможем использовать это число наряду с остальными, уже изученными, в записях различных математических действий.
- Давайте обратимся к заданию 245.
Запишите равенства, соответствующие каждому рисунку.
Рис. 6
Учитель: Где стоит число 0 на луче? Что обозначает?
Дети: 0 стоит в начале луча. Он показывает, что еще не отложили ни одной мерки.
Учитель: Запишем равенства, отмеченные на лучах, убедимся в правильности наших выводов.
Дети объясняют и делают записи в тетрадях:
0 + 6 = 6 3 – 3 = 0 1 + 6 = 7
Учитель: Вот мы прошли “Болото” справились с “Новыми заданиями”.
VI. Закрепление
Учитель: Дальше у нас “Лабиринт”. Нам надо его преодолеть!
Убедившись, что всем ученикам удалось понять суть рассмотренного нового материала, предлагаю самостоятельно выполнить задание в тетради с печатной основой (№ 121 и № 122). Три ученика выполняют задание на индивидуальных досках.
Содержание № 121 соответствует уже имеющимся у ребят к этому моменту умениям находить значения выражений, содержащих несколько последовательно выполняемых действий сложения и вычитания.
(8 – 2 + 1 – 3 и 5 + 4 – 2 + 1)
В задании №122, требуется вставить пропущенные числа в “окошки”, чтобы получить верные равенства, причем значением выражения или одним из его компонентов может быть число 0.
Далее следует проверка.
Учитель: Посмотрите на доску и проверьте свои выражения. У кого выражения решены так же? Молодцы! У кого есть ошибки – исправьте.
- Вот мы преодолели “Лабиринт”.
VII. Итог урока
Учитель: Как вы думаете, кого прячет злодей в темнице этого домика?
Дети: Королеву Математики.
На доске учитель открывает окошко домика, а в ней видна королева.
Учитель: Вот мы и спасли королеву Математики. Сколько трудностей и препятствий нам пришлось преодолеть! Но нам было очень интересно! А королева дарит нам волшебный конверт. Что там мы узнаем на следующем уроке математики.
В конверте таблица:
Рис. 7
Анализ и работа с данной таблицей будет идти на последующих уроках.
Учитель:
Скоро прозвенит звонок,
Пора заканчивать урок.
Оцените свою работу: кому на уроке все понравилось, кто не испытывал затруднений, хорошо отвечал? А кто испытывал трудности, чувствовал себя не уверенно? (Дети показывают карточки с изображением улыбающегося человечка или грустного).
Учитель: Урок окончен, спасибо!