Возможности использования компьютерных технологий в преподавании школьного курса географии (информационные технологии в методике преподавания географии)

Разделы: География


В географии, наряду с традиционными технологиями обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий и мультимедиа. Использую в своей работе общедоступные средства MS Office. Текстовой редактор MS Word, программы Ms Power Point, MS Explorer, MS Outlook, MS Photoshop, Drimweaver, Intel "Обучение для будущего" Очень нужна для учителя географии программа MS Map Point для внедрения геоинформационных систем в обучение географии для создания динамичных картографических образов.

На уроке использую мультимедийные интерактивные средства (проектор и экран), что позволяет проводить обучение с безусловным соблюдением санитарных норм использования компьютерной техники, поскольку отсутствует ее вредное воздействие на учеников. Большую поддержку в создании материалов и проведении уроков оказывает учитель информатики Е.Н. Тяпкина.

Основные направления использования компьютерных технологий и мультимедиа в преподавании географии.

1. Демонстрация на уроке материалов: карт, иллюстраций ландшафтов, географических объектов из источников не доступных всем ученикам.

В презентации "Природа Дальнего Востока" (урок в 8 классе) с успехом использовался этот прием при изучении нового материала. С помощью мультимедиа, карты и иллюстрации, которые боле ярко отображали природу края, демонстрировались на экран.

С применением мультимедиа более эффективно может решаться проблема междисциплинарного мышления учеников. В 5 классе на уроках "Природоведение" изучая темы "Мир физики" и "Мир химии" использую электронный учебник на CD диске. Средства мультимедиа позволяют направить внимание учеников на важнейшие объекты и явления, возможен переход от одних объектов к другим в любой последовательности. Возможно его использование и на уроках изучения новой темы, и закрепления пройденного материала.

2. Показ географических процессов,о которых должен иметь представление школьник, разнообразны и многочисленны. Можно создавать свои презентации, веб-страницы, используя интернет, а можно воспользоваться электронными учебниками по географии для 6класса,7 класса, географической энциклопедией стран для 10 класса, энциклопедией Кирилла и Мефодия. Мультимедийное представление последовательности извержения вулкана, возникновение цунами, образование складчатых и глыбовых гор, циклона и антициклона и т. д., удачно использованное в структуре урока лучше усваивается учениками.

3. На одном экране можно компоновать различную информацию, сопоставляя явления и процессы в наглядной демонстрации. Например, в 6 классе, изучая тему "Реки", - использование человеком вод рек, типы питания рек. Используется прием сопоставления методом наложения. В 9-м классе при изучении вопросов экологии в отраслях экономики накладываются карты районов распространения загрязнения металлургическим, целлюлозно-бумажным комбинатами или при изучении темы "Исторические особенности заселения и освоения территории России" накладываются друг на друга карты разных периодов формирования территории Российского государства.

4. При помощи компьютерных технологий на уроках провожу проверку знаний учащихся.

Это могут быть компьютерные тесты для 10 класса по теме "Политическая карта мира" или тест по теме урока в 6 классе "Строение Земли" или использование вопросов из электронного учебника по географии, по природоведению, задания с CD "Подготовка к Единому экзамену по географии"

5. Для развития интереса к географии, для расширения кругозора учеников предлагаю творческие, самостоятельные домашние задания с использованием компьютерных технологий: создание презентаций, веб-страниц. Например, в 8 классе по теме "Природа Дальнего Востока", в 9-м классе – "Города России". На экзаменационной защите Рефератов по экономической и социальной географии мира в 10 классе ученики использовали дискеты с видеорядом образа страны. Подборка материалов с помощью Интернета по теме "Население России (цифры переписи населения) и т. п.

6. При помощи компьютерных технологий создаю дидактические материалы для урока. Например, для уроков в 6 классе создан буклет "Горные породы родного края".

7. Можно создавать веб-сайты и размещать их в Интернете. Мой веб-сайт называется " Знатокам и любителям географии (настоящим и будущим)", его адрес http//www.geosbor.narod.ru Он рассказывает о работе кабинета географии в школе №2.

Интернет и география (интересные адреса для географов).

www. travel.ru-сервер о туризме и путешествиях, есть обзор географ. журналов

www.etur.ru-компас в мире путешествий без турфирм

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3