Организация и проведение научно-исследовательской работы студентов в Пермском авиационном техникуме им. А.Д. Швецова

Разделы: Внеклассная работа


Уровень среднего профессионального образования не подразумевает проведения серьёзных и фундаментальных научных исследований или глубинной проработки научных проблем. Для этого в учреждениях среднего профессионального образования, как правило, нет ни технической базы, ни уровня подготовки кадров, да и задача такая не ставится. Прежде всего, это приоритет Российской государственной академии наук, высших учебных заведений, специализированных научно-исследовательских институтов.

Другая сторона медали базируется на трёх очевидных фактах:

  1. Многие выпускники техникумов и колледжей поступают для продолжения образования в высшие учебные заведения, где исследовательская (теоретическая и практическая) база может оказаться серьёзным подспорьем в естественнонаучной деятельности.
  2. Юношеский возраст студентов предрасполагает к поиску признания у взрослых, делаются попытки социализироваться и найти себя в мире взрослых. И если человек в этом возрасте получает определенный “вкус” к исследовательской деятельности, то это оставляет глубокий след в сознании.
  3. Деятельность в этой области даёт определённый толчок педагогу для углубления своих знаний через самообразование и самосовершенствование. Строго научный подход не терпит дилетантского и некомпетентного отношения, поэтому педагог будет вынужден тянуться к этой высокой планке, чтобы соответствовать этому уровню.

Существует ещё один базисный аспект этой проблемы: взаимоотрицание двух противостоящих друг другу культур (естественнонаучной и гуманитарной). Такое взаимоотрицание не выдерживает никакой критики. Подготовка студентов любой специальности должна включать в себя обе культуры в их разумной мере. В современных условиях всеобщей гуманитаризации, основанной на социальных и общечеловеческих ценностях, требуется оптимальный баланс двух культур, где достойное место должны занять естественные науки, в частности, такой элемент, как исследование.

Из вышесказанного следует сделать вывод, что необходимость проведения в учреждениях среднего профессионального образования научно-исследовательских работ является достаточно очевидной.

Здесь следует обозначить важный аспект, что научно-исследовательская работа в учебных заведениях среднего профессионального образования может проводиться не только при осуществлении внеучебной деятельности. В Пермском авиационном техникуме им. А.Д. Швецова накоплен богатый опыт проведение данной деятельности в рамках изучения учебных дисциплин.

Цели научно-исследовательской работы студентов в учреждениях среднего профессионального образования:

  1. Вызвать заинтересованность у преподавателей и студентов к научному естествознанию (это не ошибка в утверждении; только занимаясь научным естествознанием, студент развивает заинтересованность к такой деятельности).
  2. Формировать и прививать студентам компетенции необходимые для научно-исследовательской деятельности.

Я вижу три основных условия для практического осуществления данной деятельности со стороны преподавателей и научных руководителей:

  • иметь добровольную и искреннюю заинтересованность в такой деятельности;
  • мотивировать и постоянно стимулировать студентов к научным исследованиям;
  • проводить исследования на должном и достаточно высоком научном уровне (студенты должны получат моральное удовлетворение от проделанной ими работы).

В основе данной деятельности должны лежать следующие принципы:

  1. Научность;
  2. Системность;
  3. Многоуровневость.

Рассмотрим эти основополагающие принципы подробней.

I. Научность.

Наука — это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности. Ученый, а точнее, научный работник, — это профессионал, который строит свою деятельность, руководствуясь критерием “истинность—ложность”.

Цель науки — постижение истины, а способ постижения истины — научное исследование. От любой другой сферы человеческой деятельности наука отличается своими целями, средствами, мотивами и условиями, в которых научная работа протекает.

Наука присуща только высокоразвитому обществу. Она является сложным и специализированным познанием. Кроме того, термин “наука” относят ко всей совокупности знаний, полученных на сегодняшний день научным методом. Многообразие научного познания можно представить следующим образом:

  • научная картина мира;
  • фундаментальная теория;
  • научная теория;
  • эмпирические законы;
  • факты науки.

Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказания процессов и явлений, которые выражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависимости, формулы и т. д. Идеалом научного поиска считается открытие законов — теоретическое объяснение действительности.

Однако научное познание не исчерпывается теориями. Все виды научных результатов можно условно упорядочить на шкале “эмпирическое — теоретическое знание”:

  • единичный факт;
  • эмпирическое обобщение;
  • модель;
  • закономерность;
  • закон;
  • теория.

Наука как система знаний и как результат человеческой деятельности характеризуется полнотой, достоверностью, систематичностью, кроме этого, она характеризуется методом. Метод научного исследования рационален. Человек, претендующий на членство в научном сообществе, должен не только разделять ценности этой сферы человеческой деятельности, но и применять научный метод как единственно допустимый. Совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности — такое определение понятия “метод” можно чаще всего встретить в литературе. Следует лишь добавить, что эта система приемов и операций должна быть признана научным сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей поведение исследования.

Теория естественнонаучного исследования опирается на ряд очевидных предположений:

Во-первых, мы считаем, что время непрерывно, направлено от прошлого в будущее. События необратимы. Следствие не может быть раньше причины.

Во-вторых, мы полагаем, что пространство, в котором происходят события, изотропно. Процесс в одной из областей пространства происходит так же, как в любой другой области.

В-третьих, мы предполагаем, что события в мире происходят независимо от нашего знания о них. Мир реален и объективен.

Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности — научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.

II. Системность.

Рассматривая организацию научно-исследовательской деятельности ПАТа, с точки зрения системного анализа, следует заметить, что эта система является социальной. Её особенностями являются органичность и целенаправленность. Важным свойством данной системы является её открытость, способность взаимодействовать с внешней средой. Эффективность работы такой системы зависит не только от её собственных качеств, но и от условий среды, которые непрерывно изменяются. Следовательно, сама система должна подстраиваться под эти условия, причём эти изменения должны осуществляться в каждой части не изолировано, а совместно с другими её частями.

Для описания системности организации НИР в ПАТе, в соответствие с системным анализом, можно выделить следующие системные объекты:

  • вход – факты и явления (собранная информация);
  • выход – научное знание;
  • процесс – многоуровневая деятельность;
  • обратная связь – влияние на процесс обработки входной информации;
  • ограничения – требования к проведению НИР и оформлению её.

С позиции системного анализа описать какой-либо объект действительности как систему – значит определить его системные объекты, их связи и свойства.

III. Многоуровневость.

Для описания связей и свойств объектов следует рассмотреть многоуровневый подход организации НИР в ПАТе, который также отражает и структуры данной деятельности.

1) Уровень учебного заведения.

На этом уровне проводятся следующие мероприятия:

  • информационное обеспечение научной деятельности;
  • обучения и подготовка студентов и научных руководителей к данному виду деятельность;
  • работа студенческого научного общества;
  • проведение научно-практических конференций в рамках учебного заведения;
  • отбор достойных работ для участия в областных, всероссийских и международных конкурсах и конференциях.

2) Уровень отделения и предметно-цикловой комиссии.

На этом уровне ведётся:

  • координация научной деятельности студентов;
  • обмен опытом и повышение квалификации научных руководителей на заседаниях предметно-цикловой комиссии;
  • проведение отборочных конференций на уровне отделения техникума.

3) Уровень взаимодействия в системе “студент-руководитель”.

  • является базисным, т.к. основная деятельность осуществляется на этом уровне.

Кроме того, данное взаимодействие должно опираться на основополагающие методологические аспекты науки и научного исследования.

Студенты и преподаватели Пермского авиационного техникума им. А.Д. Швецова в своей деятельности руководствуются следующим алгоритмом в научной работе:

  1. Определение темы исследования (тема ограничивает область исследований, круг проблем, выбор предмета, объекта и метода).
  2. Работа с научной литературой.
  3. Уточнение гипотезы и определение переменных (независимая, зависимая, внешняя переменные):
  4. - независимая переменная – характеристики заданий;
    - зависимые переменные – точность, скорость исполнения и продуктивность.

  5. Выбор экспериментального инструментария, позволяющий:
  6. а) управлять независимой переменной;
    б) регистрировать зависимую переменную.

  7. Выбор условий эксперимента (помещение, ситуация, время и др.)
  8. Планирование экспериментального исследования.
  9. 6.1. Организация процедуры экспериментального исследования.
    6.2. Формирование экспериментальной выборки (выбор объекта исследования), контрольное.
    6.3. Выявление способов контроля экспериментальных переменных (независимые, зависимые, внешние).
    6.4. Составление экспериментальных планов.

  1. Отбор и распределение испытуемых в соответствии с принятым экспериментальным планом.
  2. Проведение “пилотажного исследования”.
  3. Проведение эксперимента.
  4. 9.1. Подготовка эксперимента.
    9.2. Инструктирование и мотивирование испытуемых.
    9.3. Экспериментирование.

  1. Статистическая обработка и интерпретация результатов эксперимента.
  2. Выводы и интерпретация результатов исследования.
  3. Составление отчёта, текстовое оформление реферативной работы и подготовка материала к научно-исследовательской работе студентов.
  4. Выступление и защита работы.

Рассматривая систему организации научно-исследовательской деятельности в Пермском авиационном техникуме им. А.Д. Швецова и доказывая её состоятельность с точки зрения теоретического моделирования, не следует забывать, что каждый уровень представляет собой группу людей, объединённых общими задачами и целями.

Необходимо отметить положительное влияние научно-исследовательской деятельности на качественный уровень подготовки студентов:

  1. Повышение качества образования студентов.
  2. Развитие у студентов логически обоснованного и последовательного мышления, что открывает новые горизонты для дальнейшей деятельности.
  3. Приобретение компетенций проведения научно-исследовательской работы студентами.

Подводя итог, следует указать, что научно-исследовательская деятельность в Пермском авиационном техникуме им. А.Д. Швецова является научной, системной и многоуровневой.