Уровень среднего профессионального образования не подразумевает проведения серьёзных и фундаментальных научных исследований или глубинной проработки научных проблем. Для этого в учреждениях среднего профессионального образования, как правило, нет ни технической базы, ни уровня подготовки кадров, да и задача такая не ставится. Прежде всего, это приоритет Российской государственной академии наук, высших учебных заведений, специализированных научно-исследовательских институтов.
Другая сторона медали базируется на трёх очевидных фактах:
- Многие выпускники техникумов и колледжей поступают для продолжения образования в высшие учебные заведения, где исследовательская (теоретическая и практическая) база может оказаться серьёзным подспорьем в естественнонаучной деятельности.
- Юношеский возраст студентов предрасполагает к поиску признания у взрослых, делаются попытки социализироваться и найти себя в мире взрослых. И если человек в этом возрасте получает определенный “вкус” к исследовательской деятельности, то это оставляет глубокий след в сознании.
- Деятельность в этой области даёт определённый толчок педагогу для углубления своих знаний через самообразование и самосовершенствование. Строго научный подход не терпит дилетантского и некомпетентного отношения, поэтому педагог будет вынужден тянуться к этой высокой планке, чтобы соответствовать этому уровню.
Существует ещё один базисный аспект этой проблемы: взаимоотрицание двух противостоящих друг другу культур (естественнонаучной и гуманитарной). Такое взаимоотрицание не выдерживает никакой критики. Подготовка студентов любой специальности должна включать в себя обе культуры в их разумной мере. В современных условиях всеобщей гуманитаризации, основанной на социальных и общечеловеческих ценностях, требуется оптимальный баланс двух культур, где достойное место должны занять естественные науки, в частности, такой элемент, как исследование.
Из вышесказанного следует сделать вывод, что необходимость проведения в учреждениях среднего профессионального образования научно-исследовательских работ является достаточно очевидной.
Здесь следует обозначить важный аспект, что научно-исследовательская работа в учебных заведениях среднего профессионального образования может проводиться не только при осуществлении внеучебной деятельности. В Пермском авиационном техникуме им. А.Д. Швецова накоплен богатый опыт проведение данной деятельности в рамках изучения учебных дисциплин.
Цели научно-исследовательской работы студентов в учреждениях среднего профессионального образования:
- Вызвать заинтересованность у преподавателей и студентов к научному естествознанию (это не ошибка в утверждении; только занимаясь научным естествознанием, студент развивает заинтересованность к такой деятельности).
- Формировать и прививать студентам компетенции необходимые для научно-исследовательской деятельности.
Я вижу три основных условия для практического осуществления данной деятельности со стороны преподавателей и научных руководителей:
- иметь добровольную и искреннюю заинтересованность в такой деятельности;
- мотивировать и постоянно стимулировать студентов к научным исследованиям;
- проводить исследования на должном и достаточно высоком научном уровне (студенты должны получат моральное удовлетворение от проделанной ими работы).
В основе данной деятельности должны лежать следующие принципы:
- Научность;
- Системность;
- Многоуровневость.
Рассмотрим эти основополагающие принципы подробней.
I. Научность.
Наука — это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности. Ученый, а точнее, научный работник, — это профессионал, который строит свою деятельность, руководствуясь критерием “истинность—ложность”.
Цель науки — постижение истины, а способ постижения истины — научное исследование. От любой другой сферы человеческой деятельности наука отличается своими целями, средствами, мотивами и условиями, в которых научная работа протекает.
Наука присуща только высокоразвитому обществу. Она является сложным и специализированным познанием. Кроме того, термин “наука” относят ко всей совокупности знаний, полученных на сегодняшний день научным методом. Многообразие научного познания можно представить следующим образом:
- научная картина мира;
- фундаментальная теория;
- научная теория;
- эмпирические законы;
- факты науки.
Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказания процессов и явлений, которые выражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависимости, формулы и т. д. Идеалом научного поиска считается открытие законов — теоретическое объяснение действительности.
Однако научное познание не исчерпывается теориями. Все виды научных результатов можно условно упорядочить на шкале “эмпирическое — теоретическое знание”:
- единичный факт;
- эмпирическое обобщение;
- модель;
- закономерность;
- закон;
- теория.
Наука как система знаний и как результат человеческой деятельности характеризуется полнотой, достоверностью, систематичностью, кроме этого, она характеризуется методом. Метод научного исследования рационален. Человек, претендующий на членство в научном сообществе, должен не только разделять ценности этой сферы человеческой деятельности, но и применять научный метод как единственно допустимый. Совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности — такое определение понятия “метод” можно чаще всего встретить в литературе. Следует лишь добавить, что эта система приемов и операций должна быть признана научным сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей поведение исследования.
Теория естественнонаучного исследования опирается на ряд очевидных предположений:
Во-первых, мы считаем, что время непрерывно, направлено от прошлого в будущее. События необратимы. Следствие не может быть раньше причины.
Во-вторых, мы полагаем, что пространство, в котором происходят события, изотропно. Процесс в одной из областей пространства происходит так же, как в любой другой области.
В-третьих, мы предполагаем, что события в мире происходят независимо от нашего знания о них. Мир реален и объективен.
Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности — научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.
II. Системность.
Рассматривая организацию научно-исследовательской деятельности ПАТа, с точки зрения системного анализа, следует заметить, что эта система является социальной. Её особенностями являются органичность и целенаправленность. Важным свойством данной системы является её открытость, способность взаимодействовать с внешней средой. Эффективность работы такой системы зависит не только от её собственных качеств, но и от условий среды, которые непрерывно изменяются. Следовательно, сама система должна подстраиваться под эти условия, причём эти изменения должны осуществляться в каждой части не изолировано, а совместно с другими её частями.
Для описания системности организации НИР в ПАТе, в соответствие с системным анализом, можно выделить следующие системные объекты:
- вход – факты и явления (собранная информация);
- выхо д – научное знание;
- процесс – многоуровневая деятельность;
- обратная связь – влияние на процесс обработки входной информации;
- ограничения – требования к проведению НИР и оформлению её.
С позиции системного анализа описать какой-либо объект действительности как систему – значит определить его системные объекты, их связи и свойства.
III. Многоуровневость.
Для описания связей и свойств объектов следует рассмотреть многоуровневый подход организации НИР в ПАТе, который также отражает и структуры данной деятельности.
1) Уровень учебного заведения.
На этом уровне проводятся следующие мероприятия:
- информационное обеспечение научной деятельности;
- обучения и подготовка студентов и научных руководителей к данному виду деятельность;
- работа студенческого научного общества;
- проведение научно-практических конференций в рамках учебного заведения;
- отбор достойных работ для участия в областных, всероссийских и международных конкурсах и конференциях.
2) Уровень отделения и предметно-цикловой комиссии.
На этом уровне ведётся:
- координация научной деятельности студентов;
- обмен опытом и повышение квалификации научных руководителей на заседаниях предметно-цикловой комиссии;
- проведение отборочных конференций на уровне отделения техникума.
3) Уровень взаимодействия в системе “студент-руководитель”.
- является базисным, т.к. основная деятельность осуществляется на этом уровне.
Кроме того, данное взаимодействие должно опираться на основополагающие методологические аспекты науки и научного исследования.
Студенты и преподаватели Пермского авиационного техникума им. А.Д. Швецова в своей деятельности руководствуются следующим алгоритмом в научной работе:
- Определение темы исследования (тема ограничивает область исследований, круг проблем, выбор предмета, объекта и метода).
- Работа с научной литературой.
- Уточнение гипотезы и определение переменных (независимая, зависимая, внешняя переменные):
- Выбор экспериментального инструментария, позволяющий:
- Выбор условий эксперимента (помещение, ситуация, время и др.)
- Планирование экспериментального исследования.
- независимая переменная – характеристики
заданий;
- зависимые переменные – точность, скорость
исполнения и продуктивность.
а) управлять независимой переменной;
б) регистрировать зависимую переменную.
6.1. Организация процедуры экспериментального
исследования.
6.2. Формирование экспериментальной выборки
(выбор объекта исследования), контрольное.
6.3. Выявление способов контроля
экспериментальных переменных (независимые,
зависимые, внешние).
6.4. Составление экспериментальных планов.
- Отбор и распределение испытуемых в соответствии с принятым экспериментальным планом.
- Проведение “пилотажного исследования”.
- Проведение эксперимента.
9.1. Подготовка эксперимента.
9.2. Инструктирование и мотивирование испытуемых.
9.3. Экспериментирование.
- Статистическая обработка и интерпретация результатов эксперимента.
- Выводы и интерпретация результатов исследования.
- Составление отчёта, текстовое оформление реферативной работы и подготовка материала к научно-исследовательской работе студентов.
- Выступление и защита работы.
Рассматривая систему организации научно-исследовательской деятельности в Пермском авиационном техникуме им. А.Д. Швецова и доказывая её состоятельность с точки зрения теоретического моделирования, не следует забывать, что каждый уровень представляет собой группу людей, объединённых общими задачами и целями.
Необходимо отметить положительное влияние научно-исследовательской деятельности на качественный уровень подготовки студентов:
- Повышение качества образования студентов.
- Развитие у студентов логически обоснованного и последовательного мышления, что открывает новые горизонты для дальнейшей деятельности.
- Приобретение компетенций проведения научно-исследовательской работы студентами.
Подводя итог, следует указать, что научно-исследовательская деятельность в Пермском авиационном техникуме им. А.Д. Швецова является научной, системной и многоуровневой.