Успешная коррекционная работа в ДОУ может осуществляться только при наличии достаточно высокого уровня сформированности основных психических процессов, познавательных интересов и полноценного речевого развития детей. Для этого необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений у дошкольников.
С этой целью в нашем Центре развития ребенка была создана модель коррекционно-развивающей деятельности, которая включала:
1. Создание команды единомышленников из всех специалистов Центра (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, преподавателя изобразительной деятельности, медицинского персонала) и повышение их профессионального уровня.
2. Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
3. Разработка интегрированного коррекционно-развивающего, календарно-тематического плана, построенного на основе комплексной диагностики.
Предлагаемый тематический план взаимодействия специалистов Центра предназначен для подготовительной логопедической группы и рассчитан на год. Основное назначение тематического плана – комплексное воздействие на детей, направленное на подготовку их к полноценному овладению устной и письменной речью и в конечном итоге – к успешному обучению в школе.
С помощью блочно-тематического материала мы не только обогатили лексику детей, сделали их речь грамматически правильной, но и способствовали развитию и повышению интереса к родному языку, раскрыли его многообразие и богатство.
Перспективный тематический план взаимодействия специалистов ДОУ на учебный год
( подготовительная логопедическая группа)
Месяц | № занятия | Тема | Воспитатели | Логопед | Музыкаль ный руководитель |
Преподава тель ИЗО |
Сентябрь | 1 | Осень – время года | Чтение худ. произведений “У природы нет плохой погоды” (по произведениям У.Трутневой, А. Плещеева, А. Пушкина) | “Прогулка в осеннем лесу” Звук Л’. Цель: составле-ние коллектив-ного рассказа “Прогулка в лес” |
Ю Слонова “Здравствуй, осень” | Рисование “Очарован лес стоит”. Цель: знакомство детей с осенним пейзажем |
2 | Составление рассказа “Здравствуй,
осень золотая”. Цель: обуче-ние состав-лению корот-кого рассказа по данному началу и пла-ну с опорой на предметные картинки. |
Рассказывание по картине И. Левитана “Золотая осень”. Цель: активизация словаря по теме; развитие монологической речи; закрепление навыка словоизменения. | Логоритмика “Вальс осенних листьев”. Логоритмика “Листопад”. Слушание музыки “Осень” из цикла “Времена года” П.Чайковского |
Рисование “Унылая пора! Очей
очарованье!” Цель: развитие умения отражать в рисунке приз-наки осени соответствующим поэтическим строкам; развитие эмоционально-эстетического чувства, воображения |
||
октябрь | 1 | Осенняя ярмарка | Овощная ярмарка. Д\и “Что вырастили люди?” |
Слова –признаки “Овощи”. Цель: знаком-ство со словами-признаками предметов. |
Логоритмика “Огород на круглый год” Развлечение “Праздник урожая” |
Рисование с натуры “Что нам осень подарила”. |
2 | Огород на целый год. Цель: закрепление знаний об овощах и фруктах | Предложение “Сад”, “Огород” Цель: ознакомление с понятием “предложение” |
Логоритмика “Что нам осень принесла?” | Аппликация “Дары осени” | ||
3 | Пересказ худ. произведения Я.Тайц “По грибы” | Слово и Предложение “По грибы мы в лес
пойдем”. Цель: дифферен-циация понятий “Слово” и “Предложение” |
Логоритмика “По грибы” Этюд “На осенней полянке” |
Лепка “На грибной поляне”. Цель: обучение приемам лепки разных видов грибов | ||
4 | Хлеб-всему голова | Беседа “Хлеб-наше богатство” | Придумывание сказки “Я – колосок”. Цель: развитие связной речи |
Логоритмика “Колоски и комбайнеры” Литературно – музыкальная гостиная “Чем пахнет хлеб” |
Рисование “Уборка хлеба”. Цель: развитие у детей интереса к труду хлебо-робов; развитие творческих способностей | |
ноябрь | 1 | Перелетные птицы | Познавательное занятие “Пернатые друзья” Цель: знакомство с перелетными птицами | Составление описательного рассказа “Ласточка” по предметной картинке. Цель: обучение составлению описательного рассказа по плану | Логоритмика “Птичьи голоса” Слушание “Птицы нашего леса” “Полет птиц” К. Вербер |
Аппликация коллективная “Отлет птиц”. Цель: обучение детей вырезыванию разных птиц из бумаги, сложенной вдвое |
2 | Пересказ Е. Чарушина “Грач”. Цель: обучение самостоятельному пересказу текста | Интегрированное занятие “Перелетные птицы”. Цель: активизация знаний о жизни птиц | Интегрированное занятие “Перелетные птицы” | |||
3 | Звери наших лесов | Путешествие в мир животных “Как звери готовятся к зиме” | Составление описательного рассказа по картине “Ежи” | Логоритмика “Ребятам о зверятах” “На лесной полянке” |
Рисование на тему: “Не обижайте животных” | |
4 | Позд няя осень (обобще ние) |
Комплексное занятие “Интервью у осени”. Цель: систематизация знаний по теме “Осень” | Загадки художника (Итоговое занятие). Цель: обобщение представлений о типичных осенних явлениях в природе | Утренник “Осенние посиделки” | Интегрированное занятие “Загадки художника” (итоговое занятие) | |
декабрь | 1 | Зима – время года. Сезонные изменения. Звери зимой. Человек |
Познавательное занятие “Здравствуй, гостья-зима!”. Цель: систематизация знаний детей о зиме | Звуки [З], [З’] “Зима”. Цель: упражнение в составлении предложений о зиме | Логоритмика “Вот и зимушка пришла” Развлечение “Зимние загадки” |
Рисование “Моя любимая погода зимой”. Цель: упражнение в отображении состояния погоды в рисунках детей |
2 | Зимующие птицы | Пересказ “Дятел” М. Пришвина. Цель: закрепление представлений о зимующих птицах | Составление описания снегиря и синицы по предметной картинке | Упражнения на развитие дыхания
“Перекличка птиц” Логоритмика “Птицы зимой”. “Синичкины заботы” |
Аппликация (коллективная) “Кормушка для птиц”. Цель: обучение детей вырезыванию образа зимующих птиц | |
3 | Но вый год |
Творческое рассказывание “Сочиняем сказку про Деда Мороза”. | Письмо слов и коротких предложений “Письмо Деду Морозу”. | Логоритмика “Зима” Подготовка к утреннику |
Конструирование “Сказочный бал”. Цель: расширение представлений о скульптуре | |
4 | Викторина Праздник сказки | Звуки [Л] [Л’] Приключения колобка | Новогодний бал-маскарад | Аппликация “Новогоднее веселье” | ||
январь | 1 | Творческое рассказывание “Как мы на бал собирались” | Пересказ р.н.сказки “В гостях у дедушки Мороза” | Развлечение “Коляда на кануне Рождества” | Аппликация “Новогоднее веселье” | |
2 | Как звери зиму ют |
Пересказ И .Соколова-Микитова “В берлоге” |
Составление описания зайца | Слушание “Почему зимой медведь спит?”
П. Книппера “Белка” из оперы “О царе Солтане”. Инсценировка “Медведь” |
Лепка “Медвежья семья” | |
февраль | 1 | Зим ние заба вы |
Работа по картинно-графическому плану “Зимние развлечения” | Рассказывание из личного опыта “Как мы играли зимой на участке” | Логоритмика “Зимние забавы” “Снежинка” |
Лепка (коллективная) “Дети на прогулке”. |
2 | Мой край родной - Якутия | Рассказывание по картине “Дети Севера” | Путешествие по Северу. Звуки Р-Л | Развлечение “Мой край родной” | Рисование “Вот эта улица, вот этот дом…” | |
3 | Животные Севера | Энциклопедическое познавательное путешествие в Мир животных | Составление описаний Северных зверей по плану | Логоритмика “Звери Севера” | Рисование “Тюлени на льдинах” | |
4 | Итоговая беседа о зиме “Зимушка хрустальная” | Звуки Р-Л. “Зимняя поездка в Простоква-шино” | Развлечение “Путешествие на санях” (тема “Зима”) |
Рисование декоративное “Моя любимая снежинка” | ||
март | 1 | Женские профессии | Беседа “Мамин труд всегда в почете” | 8 Марта. Рассказы детей “Как я помогаю маме, бабушке” | Утренник “Мамин день” | Рисование портрета “Мамочка милая, мама моя” |
2 | Профессии | Кем быть? (по мотивам стих-я В. Маяков-ского) | Составление рассказа “Кем хочу стать” | Логоритмика “Строители” Музыкальная инсценировка по произведению “Кем быть?” В. Маяковского |
Рисование “Профессия, которая мне нравится” | |
3 | Живая природа. Деревья | Беседа “Что такое дерево?” | В гостях у “нашего дерева”. Цель: закрепление и обобщение знаний детей о хвойных деревьях | Логоритмика “Деревья” “Посадим аллею из деревьев” |
Рисование свечой “Березовая роща”. Цель: закрепление умений детей рисовать свечой и акварелью; развитие умения создавать образ березовой рощи; развитие чувства композиции | |
4 | Познавательное занятие “Дуб и сосна” (по карточкам Н Рыжовой) “Невидимые ниточки природы” | Описательный рассказ по предметной картинке “Ель”, “Сосна” | Вечер загадок “В гостях у бабушки
Загадушки” (тема “Деревья”) |
Рисование “Я в волшебном еловом лесу” | ||
апрель | 1 | Весна – время года | Творческое рассказывание “Интервью у весны” | Рассказывание по репродукции картины А. Саврасова “Грачи прилетели” | Логоритмика “Прилет птиц” “Птичья столовая” |
Рисование “Звездное небо” |
2 | Пересказ рассказа “Грачи открыли весну” | Связная речь. Придумывание конца к рассказу Н. Сладкова “Птицы весну принесли”. | Встреча Масленицы | Аппликация по сюжету рассказа Н. Сладкова “Птицы весну принесли”. | ||
3 | Насекомые | Беседа: “Какие бывают насекомые” | Придумывание сказки “День рождения Мухи-Цокотухи” | Логоритмика “Утренние лучи” (тема “Насекомые”) | Рисование “Не обижайте муравья!” | |
4 | Пересказ рассказа К.Д. Ушинского “Утренние лучи” | Страна Жужжандия. Цель: произношение звука [Ж] в чистоговорках и потешках | Интегрированное занятие “К нам весна в окошко постучала” | Конструирование “Бабочка”. Цель: знакомство детей с методом оригами | ||
май | 1 | Скоро в школу | Экскурсия в школу | Итоговое занятие “Лесная школа” (звуки З-Ж) | Встреча в музыкальной гостиной. Тема: “Школа” | Аппликация “Приглашение на праздник”. |
2 | Рассказывание по картине “В школу” | Рассказывание о школьных принадлежностях. Реклама магазина “У Знайки”. Цель: совершенствование структуры простых и сложных предложений | Праздник “До свиданья, детский сад!” |
Рисование “Рисуем рекламу магазина “У Знайки”” |
Литература
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. Развитие речи. ТЦ “Учитель”, 2004 г.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО. ТЦ “Учитель”, 2004 г.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М.,2001г.
- Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. “Феникс”,2002 г.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.,Владос,1999 г.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М., Изд-во Гном и Д, 2001 г.