Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками

Разделы: Работа с дошкольниками


Успешная коррекционная работа в ДОУ может осуществляться только при наличии достаточно высокого уровня сформированности основных психических процессов, познавательных интересов и полноценного речевого развития детей. Для этого необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений у дошкольников.

С этой целью в нашем Центре развития ребенка была создана модель коррекционно-развивающей деятельности, которая включала:

1. Создание команды единомышленников из всех специалистов Центра (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, преподавателя изобразительной деятельности, медицинского персонала) и повышение их профессионального уровня.

2. Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

3. Разработка интегрированного коррекционно-развивающего, календарно-тематического плана, построенного на основе комплексной диагностики.

Предлагаемый тематический план взаимодействия специалистов Центра предназначен для подготовительной логопедической группы и рассчитан на год. Основное назначение тематического плана – комплексное воздействие на детей, направленное на подготовку их к полноценному овладению устной и письменной речью и в конечном итоге – к успешному обучению в школе.

С помощью блочно-тематического материала мы не только обогатили лексику детей, сделали их речь грамматически правильной, но и способствовали развитию и повышению интереса к родному языку, раскрыли его многообразие и богатство.

Перспективный тематический план взаимодействия специалистов ДОУ на учебный год

( подготовительная логопедическая группа)

Месяц № занятия Тема Воспитатели Логопед Музыкаль

ный руководитель

Преподава

тель ИЗО

Сентябрь 1 Осень – время года Чтение худ. произведений “У природы нет плохой погоды” (по произведениям У.Трутневой, А. Плещеева, А. Пушкина) “Прогулка в осеннем лесу”

Звук Л.

Цель: составле-ние коллектив-ного рассказа “Прогулка в лес”

Ю Слонова “Здравствуй, осень” Рисование “Очарован лес стоит”.

Цель: знакомство детей с осенним пейзажем

2 Составление рассказа “Здравствуй, осень золотая”.

Цель: обуче-ние состав-лению корот-кого рассказа по данному началу и пла-ну с опорой на предметные картинки.

Рассказывание по картине И. Левитана “Золотая осень”. Цель: активизация словаря по теме; развитие монологической речи; закрепление навыка словоизменения. Логоритмика “Вальс осенних листьев”.

Логоритмика “Листопад”.

Слушание музыки “Осень” из цикла “Времена года” П.Чайковского

Рисование “Унылая пора! Очей очарованье!”

Цель: развитие умения отражать в рисунке приз-наки осени соответствующим поэтическим строкам; развитие эмоционально-эстетического чувства, воображения

октябрь 1 Осенняя ярмарка Овощная ярмарка.

Д\и “Что вырастили люди?”

Слова –признаки “Овощи”.

Цель: знаком-ство со словами-признаками предметов.

Логоритмика

“Огород на круглый год”

Развлечение “Праздник урожая”

Рисование с натуры “Что нам осень подарила”.
2   Огород на целый год. Цель: закрепление знаний об овощах и фруктах Предложение “Сад”, “Огород”

Цель: ознакомление с понятием “предложение”

Логоритмика “Что нам осень принесла?” Аппликация “Дары осени”
3   Пересказ худ. произведения Я.Тайц “По грибы” Слово и Предложение “По грибы мы в лес пойдем”.

Цель: дифферен-циация понятий “Слово” и “Предложение”

Логоритмика

“По грибы”

Этюд “На осенней полянке”

Лепка “На грибной поляне”. Цель: обучение приемам лепки разных видов грибов
4 Хлеб-всему голова Беседа “Хлеб-наше богатство” Придумывание сказки “Я – колосок”.

Цель: развитие связной речи

Логоритмика

“Колоски и комбайнеры”

Литературно – музыкальная гостиная “Чем пахнет хлеб”

Рисование “Уборка хлеба”. Цель: развитие у детей интереса к труду хлебо-робов; развитие творческих способностей
ноябрь 1 Перелетные птицы Познавательное занятие “Пернатые друзья” Цель: знакомство с перелетными птицами Составление описательного рассказа “Ласточка” по предметной картинке. Цель: обучение составлению описательного рассказа по плану Логоритмика

“Птичьи голоса”

Слушание

“Птицы нашего леса”

“Полет птиц” К. Вербер

Аппликация коллективная “Отлет птиц”. Цель: обучение детей вырезыванию разных птиц из бумаги, сложенной вдвое
2   Пересказ Е. Чарушина “Грач”. Цель: обучение самостоятельному пересказу текста Интегрированное занятие “Перелетные птицы”. Цель: активизация знаний о жизни птиц   Интегрированное занятие “Перелетные птицы”
3 Звери наших лесов Путешествие в мир животных “Как звери готовятся к зиме” Составление описательного рассказа по картине “Ежи” Логоритмика

“Ребятам о зверятах”

“На лесной полянке”

Рисование на тему: “Не обижайте животных”
4 Позд

няя осень (обобще

ние)

Комплексное занятие “Интервью у осени”. Цель: систематизация знаний по теме “Осень” Загадки художника (Итоговое занятие). Цель: обобщение представлений о типичных осенних явлениях в природе Утренник “Осенние посиделки” Интегрированное занятие “Загадки художника” (итоговое занятие)
декабрь 1 Зима – время года. Сезонные изменения.

Звери зимой.

Человек

Познавательное занятие “Здравствуй, гостья-зима!”. Цель: систематизация знаний детей о зиме Звуки [З], [З’] “Зима”. Цель: упражнение в составлении предложений о зиме Логоритмика

“Вот и зимушка пришла”

Развлечение “Зимние загадки”

Рисование “Моя любимая погода зимой”. Цель: упражнение в отображении состояния погоды в рисунках детей
2 Зимующие птицы Пересказ “Дятел” М. Пришвина. Цель: закрепление представлений о зимующих птицах Составление описания снегиря и синицы по предметной картинке Упражнения на развитие дыхания “Перекличка птиц”

Логоритмика “Птицы зимой”. “Синичкины заботы”

Аппликация (коллективная) “Кормушка для птиц”. Цель: обучение детей вырезыванию образа зимующих птиц
3 Но

вый год

Творческое рассказывание “Сочиняем сказку про Деда Мороза”. Письмо слов и коротких предложений “Письмо Деду Морозу”. Логоритмика

“Зима”

Подготовка к утреннику

Конструирование “Сказочный бал”. Цель: расширение представлений о скульптуре
4   Викторина Праздник сказки Звуки [Л] [Л’] Приключения колобка Новогодний бал-маскарад Аппликация “Новогоднее веселье”
январь 1   Творческое рассказывание “Как мы на бал собирались” Пересказ р.н.сказки “В гостях у дедушки Мороза” Развлечение “Коляда на кануне Рождества” Аппликация “Новогоднее веселье”
2 Как звери зиму

ют

Пересказ

И .Соколова-Микитова “В берлоге”

Составление описания зайца Слушание “Почему зимой медведь спит?” П. Книппера

“Белка” из оперы “О царе Солтане”.

Инсценировка “Медведь”

Лепка “Медвежья семья”
февраль 1 Зим

ние заба

вы

Работа по картинно-графическому плану “Зимние развлечения” Рассказывание из личного опыта “Как мы играли зимой на участке” Логоритмика “Зимние забавы”

“Снежинка”

Лепка (коллективная) “Дети на прогулке”.
2 Мой край родной - Якутия Рассказывание по картине “Дети Севера” Путешествие по Северу. Звуки Р-Л Развлечение “Мой край родной” Рисование “Вот эта улица, вот этот дом…”
3 Животные Севера Энциклопедическое познавательное путешествие в Мир животных Составление описаний Северных зверей по плану Логоритмика “Звери Севера” Рисование “Тюлени на льдинах”
4   Итоговая беседа о зиме “Зимушка хрустальная” Звуки Р-Л. “Зимняя поездка в Простоква-шино” Развлечение “Путешествие на санях”

(тема “Зима”)

Рисование декоративное “Моя любимая снежинка”
март 1 Женские профессии Беседа “Мамин труд всегда в почете” 8 Марта. Рассказы детей “Как я помогаю маме, бабушке” Утренник “Мамин день” Рисование портрета “Мамочка милая, мама моя”
2 Профессии Кем быть? (по мотивам стих-я В. Маяков-ского) Составление рассказа “Кем хочу стать” Логоритмика “Строители”

Музыкальная инсценировка по произведению “Кем быть?” В. Маяковского

Рисование “Профессия, которая мне нравится”
3 Живая природа. Деревья Беседа “Что такое дерево?” В гостях у “нашего дерева”. Цель: закрепление и обобщение знаний детей о хвойных деревьях Логоритмика “Деревья”

“Посадим аллею из деревьев”

Рисование свечой “Березовая роща”. Цель: закрепление умений детей рисовать свечой и акварелью; развитие умения создавать образ березовой рощи; развитие чувства композиции
4   Познавательное занятие “Дуб и сосна” (по карточкам Н Рыжовой) “Невидимые ниточки природы” Описательный рассказ по предметной картинке “Ель”, “Сосна” Вечер загадок “В гостях у бабушки Загадушки”

(тема “Деревья”)

Рисование “Я в волшебном еловом лесу”
апрель 1 Весна – время года Творческое рассказывание “Интервью у весны” Рассказывание по репродукции картины А. Саврасова “Грачи прилетели” Логоритмика “Прилет птиц”

“Птичья столовая”

Рисование “Звездное небо”
2 Пересказ рассказа “Грачи открыли весну” Связная речь. Придумывание конца к рассказу Н. Сладкова “Птицы весну принесли”. Встреча Масленицы Аппликация по сюжету рассказа Н. Сладкова “Птицы весну принесли”.
3 Насекомые Беседа: “Какие бывают насекомые” Придумывание сказки “День рождения Мухи-Цокотухи” Логоритмика “Утренние лучи” (тема “Насекомые”) Рисование “Не обижайте муравья!”
4 Пересказ рассказа К.Д. Ушинского “Утренние лучи” Страна Жужжандия. Цель: произношение звука [Ж] в чистоговорках и потешках Интегрированное занятие “К нам весна в окошко постучала” Конструирование “Бабочка”. Цель: знакомство детей с методом оригами
май 1 Скоро в школу Экскурсия в школу Итоговое занятие “Лесная школа” (звуки З-Ж) Встреча в музыкальной гостиной. Тема: “Школа” Аппликация “Приглашение на праздник”.
2 Рассказывание по картине “В школу” Рассказывание о школьных принадлежностях. Реклама магазина “У Знайки”. Цель: совершенствование структуры простых и сложных предложений Праздник

“До свиданья, детский сад!”

Рисование “Рисуем рекламу магазина “У Знайки””

Литература

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. Развитие речи. ТЦ “Учитель”, 2004 г.
  2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО. ТЦ “Учитель”, 2004 г.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М.,2001г.
  4. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. “Феникс”,2002 г.
  5. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.,Владос,1999 г.
  6. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М., Изд-во Гном и Д, 2001 г.