Модернизация российского образования

Разделы: Администрирование школы


“Новизна прибавляет много напрасных страхов, а привычка уменьшает робость даже перед тем, что действительно страшно”.

Марий.

Я, как педагог, общаюсь с выпускниками нашего детского сада на протяжении всего их обучения в школе. Мне близки их школьные радости и проблемы.

Меня, как мать 6-летнего мальчика, волнует и пугает негативная сторона школьной жизни. Я хочу, чтобы мой сын учился в красивой школе, школе мира.

Я, как гражданин нашего государства, хочу реализовать свое право на участие в развитии системы российского образования. Поэтому я предлагаю модернизировать российское образование через коренное изменение организации системы обучения.

Сегодня вся педагогическая общественность ищет пути оптимизации учебного процесса, стимулирования деятельности учеников и учителей. Объем информации, которую хотелось бы дать детям, стремительно растет и уже не помещается ни в рамки учебных планов, ни в детские головы. Интегрирование уже не спасает ситуацию. Видимо, пути оптимизации теперь надо искать не в объеме содержания и методах обучения, а в организации процесса обучения детей, а “под него” уже искать содержание и методы.

Ставшая традиционной классно-урочная система обучения берет начало в царские времена, тогда она была оправдана и оптимальна. Очень удобна она была и в период насаждения коллективизма. Сейчас же много говорится о переходе на личностно-ориентированную модель обучения, но парадокс состоит в том, что это пытаются делать в условиях стабильного коллектива.

Вызывает серьезные опасения растущая заболеваемость детей школьного возраста, причинами которой являются неадекватные учебные нагрузки. Все дети разные. Одна и та же учебная нагрузка для кого-то оптимальна, для кого-то велика, а для кого-то недостаточна на конкретный момент. Иными словами, перед ребенком стоит общая для всех планка, часто выше или ниже его возможностей на конкретный момент. Невозможность ее покорить или легкость ее преодоления кроме психосоматических отклонений развивает у детей комплексы, отбивает интерес к учебе, формирует неадекватную самооценку. Новые подходы к содержанию образования предполагают использование научно-обоснованных параметров индивидуальной нагрузки на ученика, а нагрузка изложена в едином для всех перечне предметов в аттестате. Где уж тут индивидуальность?

Школы провозглашают очень красивую цель своей деятельности – воспитание свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной знаниями, способной к творческой деятельности в нашем сложном, изменяющемся мире. И при этом, чтобы повысить свои показатели, школы после 9 класса “отсеивают” до 80% своих учеников, ничуть не заботясь об их будущем благополучии. Общеизвестно, что наиболее перспективными, одаренными считаются дети, у которых четко выражены “пятерки” по 2–3 предметам, и “тройки” – по остальным. Но именно эти дети не имеют перспектив остаться в 10–11-х классах. Тот факт, что многие великие люди плохо учились в школе, наводит на мысль, что среди двоечников-мальчишек много тех, кто так и не сможет реализовать то, что подарила им природа. Правильно сказал еще Сенека: “Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни”.

Я предлагаю создать единое образовательное пространство по территориальному принципу, куда войдут 4–6 школ, несколько учреждении дополнительного образования. Ребенок будет пользоваться образовательными учреждениями свободно, например, вместо урока пения он будет посещать музыкальную школу, вместо урока физкультуры – секцию в спортивной школе, вместо природоведения – станцию юных натуралистов. Достижения ребенка оцениваются и учитываются как равнозначные в соответствующем направлении в школьных предметах и не требуют дублирования в школе. Победы на спортивных соревнованиях, фестивалях и т.п. оцениваются соответствующим баллом в аттестате.

Я предлагаю также определить следующие основные направления развития личности ребенка: через предметы художественно-эстетического цикла, через предметы физкультурно-спортивного цикла, предметы естественно-научного (гуманитарного) цикла, предметы лингвистического цикла, предметы интеллектуального (логического) цикла, предметы социального цикла (трудовое воспитание, развитие организаторских способностей). Они должны быть структурно и методически разработаны с учетом разновидностей интеллекта (телесный (физический), лингвистический, математический (логический), визуальный (пространственный), музыкальный, интеллект натуралиста, межличностный (социальный), внутриличностный.

По каждому из перечисленных основных направлений разделить содержательную часть образования на 3 ступени:

1 ступень – обязательна для всех детей, направлена на обеспечение всестороннего обучения и развития детей, выявление способностей и интересов, обеспечение равных возможностей получения полноценного образования. Ее содержание может составлять примерно половину от полного курса по каждому предмету современной общеобразовательной школы.

2 ступень преследует цель – помощь в развитии выявленных способностей . Обязательна для каждого ребенка по группе предметов не менее одного направления (цикла). На эту ступень обучения переводится ребенок, успевающий по данному направлению на 1 ступени не ниже “4” и “5” (или можно в качестве критерия определить средний балл, например, не ниже 3,8 балла). Ее содержательный объем может составлять примерно еще треть от полного курса по каждому предмету современной общеобразовательной школы.

3 ступень – практически профильная подготовка ребенка. На эту ступень обучения переводится ученик, успевающий по данному направлению на 2 ступени не ниже “4” и “5” (можно обозначить границу по среднему баллу). По содержанию она составляет последнюю пятую часть от полного курса по каждому предмету современной общеобразовательной школы и может его превышать.

Каждая ступень обучения определена по содержанию, но не “привязана” к классу в современном его понимании. То есть длительность освоения материала будет индивидуальна, например, один ребенок 1 ступень предметов естественно-научного цикла осваивает в течение 5 лет, а первую ступень предметов лингвистического цикла – в течение 1 года. Считаю, что таким образом будет решена проблема узко одаренных детей, и перед ними больше не будет стоять преграда в форме необходимости подтягивания несвойственных им предметов и ожидания “созревания” сверстников.

Таким образом будет создаваться индивидуальная программа обучения и развития ребенка, где предполагается не фронтальный переход из класса в класс, а индивидуальный переход от одной ступени к другой. При этом временной минимум освоения школьной программы определяется индивидуальными особенностями и способностями конкретного ребенка, а максимум – законом (например, 12-летнее обучение или до достижения ребенком 18 лет).

Бывает, что ребенок не “созрел” до усвоения предметов какого-либо цикла. Если ученик закончил первую (или вторую) ступень обучения с баллом ниже пропускного, само наличие этого факта не должно стать окончательным для отказа в переходе на следующую ступень обучения. Школьник в пределах допустимых законом временных рамок обучения может вернуться к этому направлению и посредством, например, повторных контрольных работ доказать свою “зрелость” и продолжить обучение по этому направлению на следующей ступени.

Соответственно аттестат зрелости будет выглядеть так:

Основные направления и предметы 1 ступень 2 ступень 3 ступень
1. Предметы художественно-эстетического цикла      
А.      
Б.      
В.      
2. Предметы линвистического цикла      
А.      
Б.      
В.      

И т.д.

Для установления факта успеваемости ребенка в школе достаточно успешного обучения на 3 ступени по одному из перечисленных выше направлений. В итоге полученное образование может звучать так: полное среднее по направлениям (далее перечисляются направления, по которым ребенок освоил 3 ступень), неполное среднее по направлениям (далее перечисляются направления, по которым ребенок освоил 2 ступень). Наличие полного среднего образования хотя бы по одному направлению уже дает ребенку право поступления в ВУЗ по данному профилю.

Бывает иногда, что учитель и ученик “не сошлись характерами”. Наукой доказано, что причины этого объективны и кроются на нейрофизиологическом уровне (несовпадение ведущей руки, глаза, уха и пр.). В настоящее время такая ситуация для ученика фатальна, если только ему не удастся сменить класс или школу.

Моя концепция предоставляет ученику возможность перехода к другому учителю в поисках “своего” преподавателя. (В рамках единого образовательного пространства ученик может посещать занятия в зданиях разных школ, например, физику – в одной, химию – в другой). Такая возможность, во-первых, позволит дать объективную оценку успеваемости ребенка на данной ступени обучения, во-вторых, стимулирует учителя на налаживание демократичного стиля общения с учениками и на повышение качества преподавания. Иначе говоря, к “хорошему” учителю пойдет больше детей, учитель-непрофессионал вынужден будет уйти. Таким образом, школа станет “школой взаимопонимания”, где будут строиться идеальные взаимоотношения между учителем и учениками.

Востребованность учениками станет естественным и объективным критерием деятельности учителя. То есть школа станет “школой личности”, школой Одаренных учителей, Красиво и Вдохновенно преподносящих знания своим ученикам. Оплата труда учителя, полагаю, должна производиться по “душевому” принципу с использованием прогрессивного коэффициента.

Процедура перехода на новую форму организации системы обучения представляется таким образом: на определенный отрезок времени (15 – 20 лет) допускается параллельное существование двух систем обучения – традиционной классно-урочной и дифференцированной по индивидуальным программам в рамках единого образовательного пространства. В ходе эксперимента разрабатываются конкретные технологии, идет сравнение и анализ полученных результатов.

Современные информационные технологии уже сейчас позволяют создать банк данных на всех участников педагогического процесса единого образовательного пространства, куда со всех образовательных учреждений будут стекаться результаты деятельности учеников и учителей, здесь же будет проводиться их анализ, выдаваться документы и пр.

Что, в конечном итоге, даст такой подход к организации системы образования?

  • сохранение психического и физического здоровья детей,
  • дифференцированную, оптимальную учебную нагрузку на каждого ребенка с учетом его интересов и состояния здоровья на конкретный момент,
  • всестороннее развитие каждого ребенка в “щадящих” объемах (а в случае необходимости научно-технический прогресс позволяет самостоятельно добыть интересующую информацию из любой области знаний с помощью, например, интернета),
  • возможность детям учиться по их способностям и интересам. Если у ребенка ярко выражены определенные наклонности, прилагать больше усилий для их развития, а не жертвовать ими во имя перечня предметов в аттестате,
  • колоссальную экономию бюджетных средств и рациональное их распределение с учетом современных социальных требований,
  • возможность интегрирования и взаимодополнения педагогической деятельности общеобразовательных и дополнительных образовательных учреждений,
  • возможность выбора учителя. Это сразу выявит учителей востребованных, а также стимулирует учителей на повышение не только качества преподавания, но и улучшения отношений с учениками,
  • возможность дифференцированно оплачивать труд учителей по их востребованности,
  • а все вместе будет способствовать формированию гармонически развитой личности, готовой преобразовывать мир, делать его красивее и интереснее, и содействовать радостному со-бытию ребенка с окружающим миром. Ведь, если верить словам английского теоретика искусства XIX века Джона Рескина, “Детство часто держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут удержать люди своими мужественными руками и открытие которой составляет гордость позднейших лет”.