Программа элективного курса "Бесшовное вязание"

Разделы: Технология, Внеклассная работа


ВВЕДЕНИЕ

Элективный курс по технологии является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и представляет собой образовательный элемент, направленный на повышение предметно – практической деятельности учащихся.

Необходимость проведения элективных курсов постоянно подчёркивается в современной педагогической и методической литературе, рассматривается как дополнительное средство расширения и углубления знаний, приобретаемых на уроках. В образовательной программе “Технология”, только в 8-ом классе выделяется 10 часов на вязание спицами. Программа даёт 8 часов из 10-и на вязание двумя спицами, а оставшиеся два часа на обучение учащихся работе на пяти спицах. В эти же два часа учитель должен научить детей вязать носки /пятку/, но ни одна методика не раскрывает секрет – как это сделать. За столь короткое время /10 часов/ школьницы успевают связать, в лучшем случае, одно изделие – рукавицы или носки при условии, что все девочки ещё в 5 или 6-ом классе уже научились вязать на двух спицах. Учитывая всё это и то, что в настоящее время проблема сохранения культуры, национальных традиций народов России стала актуальной, возникла необходимость в дополнительном обучении, воспитании учащихся. Ручное вязание – не только один из самых любимых видов прикладного искусства, но и самый доступный. Трикотаж отвечает главному требованию к одежде – удобству: он может быть разным по плотности, но всегда хорошо сохраняющим тепло, что очень важно в наших суровых условиях севера. Преимущество вязания состоит ещё и в том, что оно благоприятно воздействует на нервную систему, даёт ей хороший отдых.

Программа элективного курса “Бесшовное вязание” составлена по принципу:

1. От простого к сложному; сначала дети научатся вязать двумя спицами, а затем пятью и только потом перейдут на обучение вязания по кругу – бесшовное вязание.

2. Создание и внедрение здоровьесберегающих технологий. Учитывая загруженность детей, работа запланирована на 2 часа в неделю и рассчитана на 2 года обучения: 1 год - для начинающих, вязание на двух и пяти спицах 4 - 6 кл.

2год - бесшовное вязание на круговых спицах 7 – 8 кл.

Элективный курс имеет то преимущество, что по желанию детей можно заменить или добавить какие-то темы, например, добавить вязание на 5-и спицах. Сначала связать рукавички т.к. их вязать легче, а затем приступить к вязанию носков. На занятиях элективный курс объединяет небольшую группу учащихся, проявивших сознательное желание углубленно познакомиться с понравившейся наукой или разделом прикладного творчества, самореализоваться.

Эта работа проводится во внеурочное время, при обязательном её планировании и под руководством учителя.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Структурная модель обучения включает в себя базовое содержание и дополнительные курсы допрофессиональной и профессиональной подготовки. Под базовым содержанием понимается минимальный объём знаний и умений, которые должны быть сформированы у всех учащихся общеобразовательных школ. Углубленное изучение разделов “Технологии” и допрофессиональная подготовка школьников могут осуществляться в рамках часовой вариативной и факультативной частей учебного плана, к которым относятся часы по выбору и элективные курсы. Вязание – удивительный мир древнего рукоделия. Каждая связанная вещь индивидуальна, хранит тепло рук мастера и может стать оригинальным сувениром и подарком для друзей и близких. Эта работа даёт прекрасные условия для интеллектуального, эстетического и духовного воспитания личности, развивает интерес к культуре народа своей страны, помогает профессиональному самоопределению и самореализации учащихся в достижении своих целей.

Занимаясь по программе “Бесшовное вязание”, учащиеся знакомятся с вязанием, как с самостоятельным видом искусства, его историей, способами вязания, различными орнаментами, профессией вязальщицы. В любом виде искусства видение цвета необходимо. Создавая узоры, уч-ся приобретают знания о значении цвета в изделии, знакомятся с характеристиками и свойствами цветов, упражняются в составлении различных цветовых гамм. Программа позволяет повторить конструирование, построение чертежей, снятие мерок, от этих знаний зависит качество готового изделия. Всё это направлено на создание гармоничного, художественного выразительного произведения.

Вывязывая узоры нитками разного цвета, учащиеся создают яркий, красочный узор, чередуя геометрические, стилизованные орнаменты. Однотонное вязание можно оформлять вышивкой. Рисунки можно заимствовать из плетёных и вышитых узоров, это развивает фантазию, воображение, эстетический вкус, воспитывает усидчивость, внимательность в подсчете петель, у учащихся вырабатывается сноровка, развивается двигательная гибкость пальцев, ловкость, отличный глазомер, а массаж подушечек пальцев направлен на развитие мелкой моторики, в результате которой улучшается мыслительная деятельность ребёнка.

Несмотря на то, что техника вязания и приёмы вязки неизменны, в этом виде рукоделия заложены большие возможности для обновления, для создания новых, модных вещей. Перевязывая новые вещи из старых, школьницы учатся бережно носить вещи, обновлять пряжу, беречь трудовую копейку своих родителей.

Для занятий потребуется светлое помещение, легко проветриваемоё, в нём должны быть соответствующая мебель, стенды для образцов. Для работы необходимо иметь следующие материалы и приспособления: различные виды спиц, образцы пряжи, ножницы, образцы вязок, рапорты рисунков и различная фурнитура для изделий.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Первый год обучения

  1. Ознакомить школьников с различными материалами и инструментами при вязании, с профессией вязальщицы.
  2. Сформировать умения, навыки при выполнении практических работ – образцов, по осуществлению контроля за своими действиями при работе.
  3. Научить приёмам вязания орнаментов, формировать эстетический вкус, видения цвета, освоение техник безопасного труда.
  4. Научить делать приятное близким людям, дарить им сувениры (салфетки, игольницы), сделанные своими руками.
  5. Научиться читать рапорты рисунков, изучить термины (кетлевать, трикотажный шов, укороченные и увеличенные ряды, накид).

Второй год обучения

  1. Совершенствование мастерства, полученного в 1-ый год работы, расширение кругозора путём различных приёмов вязания.
  2. Привитие интереса к народным традициям, национальным орнаментам.
  3. Добиваться бережного отношения к материалам, уметь хранить и реставрировать вязаные вещи.
  4. Ознакомить с более сложными приёмами вязания – бесшовным вязанием.
  5. Научить вышивке по вязаному полотну национальным якутским орнаментом или другими рисунками.
  6. Воспитывать уважение, гордость к народу – творцу, трудолюбие, терпение, доводить начатое дело до конца, радость за своё изделие.
  7. Развивать интерес к изучению предмета технологии.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

НАЧАЛЬНЫЙ КУРС 4-6 класс, /34 занятия = 68 уроков/.

1. Вводное занятие

Спицы и нитки, набор петель начального ряда. -1 час.

2. Лицевые и изнаночные петли -2 час.

3. Закрепление последнего ряда петель -1 час.

4. Узоры для вязания, чтение схем – рапортов

(вязание салфеток, игольниц, башмачков) -20 час.

5. Плотность вязания, расчёт плотности вязания - 2 час.

6. Частичное вязание (укороченные и удлинённые ряды) - 4 час.

7. Расчёт наклонных и кривых линий для получения

заданного контура выкройки изделия - 4 час.

8. Конструирование: снятие мерок, построение чертежей:

спинки, полочки - 4 час.

9. Вязание изделий по выбору – жилет, шарф с шапочкой,

комплект для куклы…. - 28 час.

10. Выставка и защита проекта. -2 час.

БЕСШОВНОЕ ВЯЗАНИЕ 7-8 классы, /34 занятия = 68 час/.

1. Вводное занятие - 1 час.

Спицы и нитки, вязание изделия с рукавами реглан.

2. Виды линий реглана, вязание образцов с регланом,

например, клин юбки для куклы - 4 час.

3. Схема расчёта петель для вязания изделия от горловины - 4 час.

4. Конструирование, снятие мерок, расчёт плотности вязания. -2 час.

5. Вязание образца джемпера (без воротника) для куклы . -12 час.

6. Вязание джемпера на себя. -42 час.

7. Выставка. -1 час.

8. Защита проекта. - 2 час.

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
при изучении элективного курса “Бесшовное вязание”

ЗНАТЬ /начальный курс/

* Знать инструменты, технику безопасности, условные обозначения петель.

* Материалы (нитки для вязания), их свойства, уход за ними.

* Правила определения плотности вязания.

* Конструирование, правила снятия мерок.

* Схемы подсчёта кривых линий для горловины, плеча и проймы.

* Правила набора начального ряда и закрытия последнего ряда.

* Правила ухода за вязаными изделиями из разных по составу ниток.

* Последовательность вязания жилета.

* Этапы проекта.

* Знать термины – кетлевать, накид, трикотажный шов…

УМЕТЬ /начальный курс/

* Набирать начальный ряд петель и закрывать петли.

* Вязать лицевые и изнаночные петли разными способами.

* Выполнять образцы различных вязок (плотных, ажурных).

* Строить чертежи спинки, полочки.

* Выполнять линии проймы, плеча и горловины частичным вязанием.

* Вязать жилет, соединять детали жилета.

* Стирать, утюжить вязаные вещи, а также готовить пряжу / как новую, так и

старую/ к вязанию.

* Оформлять и защищать свой проект.

* Рассчитать стоимость изделия.

ЗНАТЬ /второй год обучения/

* Историю вязания, приёмы вязания лицевых и изнаночных петель.

* Конструирование, снятия мерок

* Приёмы определения плотности вязания.

* Расчёт петель на изделия с рукавами реглан с различными вырезами

горловины, с застёжкой и без неё.

* Виды и правила вязания реглана.

* Условные обозначения петель.

* Правила ухода и реставрации вязаных изделий.

* Этапы проекта.

* Преимущество бесшовного вязания перед вязанием отдельными деталями.

УМЕТЬ /второй год обучения/

* Строить чертежи спинки, полочки и рукава.

* Читать рапорты рисунков.

* Рассчитать количество петель для начального ряда.

* Распределять количество петель для спинки, полочки, рукава и реглан.

* Подготовить пряжу к вязанию.

* Выполнять изделие заданной конструкции.

* Ухаживать и ремонтировать вязаные изделия.

* Оформлять и выполнять проектную деятельность по изделию.

* Рассчитывать стоимость изделия.

* Проводить защиту проекта.

КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА

Познавательные

- Уметь самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную

деятельность (от самооценки своей работы, начиная с первого года обучения, до

постановки цели при окончании курса).

- Участвовать в организации и проведении учебно-исследовательской работы.

Самостоятельно составлять алгоритмы познавательной деятельности при

выполнении задания творческого и поискового характера.

- Создавать тексты (ответов, проектов и т.д.) с использованием разнообразных средств.

Информационные

- Организовывать поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

- Извлекать необходимую информацию из текстов, схем, рисунков, технологических карт.

- Различать основную информацию от второстепенной.

- Передавать содержание информации (Научился сам – научи товарища!).

- Развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства, примеры.

Коммуникативные

- Владеть навыками организации и участия в коллективной деятельности; учиться терпимо воспринимать чужое мнение, объективно определять свой вклад в общий результат.

- Оценивать своё поведение в группе, выполнять требования коллективной практической деятельности.

- При защите проектов, владеть основными видами публичных выступлений (монолог, дискуссия, высказывание), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога.

- Уметь отстаивать свою точку зрения.

- Развивать готовность к сотрудничеству.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

- Словесный метод обучения - рассказ, беседы, фронтальный опрос, лекции, объяснение, устный инструктаж. Эти формы работы сочетать с записью в тетрадь.

Полезно заранее записать план сообщения учителя.

- Приступая к углубленному изучению темы, которую дети изучали курсом раньше, целесообразно использовать диалог или сообщение учащихся, а также обобщение учителя.

- При повторении материала можно провести заслушивание и обсуждение докладов.

- При знакомстве с новым материалом полезно использовать наглядный метод обучения, который позволяет разбор схем, рисунков, готовых образцов, демонстрацию приёмов работы.

- Практические методы обучения –

1. Практическая работа с бисером / низание, плетение, вышивка различной техникой, аппликация/,

2. Выполнение рисунков, чтение и составление схем,

3. Перенос рисунка на ткань.

Практическая работа составляет 75% учебного времени.

- Проектный метод и проблемно – поисковый метод используются не только при разработке проектов, но и при изучении нового материала. Он позволяет изучать тему самостоятельно, используя умение собирать материал по теме из различных источников информации от журналов до ЭВМ.

- К методам контроля относится – устный контроль, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, здесь дети выступают в качестве рецензентов, ставят вопросы, выступают с замечаниями и дополнениями.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

В результате изучения курса учащиеся смогут видеть сочетание элементов одежды, подчинённых общему ритму, цветовой гамме. Всё это развивает хороший вкус, девочки смогут красиво оформить свою одежду или украсить жилище вязаными салфетками…

Результатом работы по этой программе хочу видеть заинтересованность детей, создание ситуации успеха, желание совершенствовать умения и навыки самостоятельно. Творческую активность, желание делать радость своим друзьям и родителям. Выполняя вязаные изделия, девочки не только повышают эстетический вкус, подчёркивают свою индивидуальность, но и приносят экономию в семейный бюджет. Конечным результатом такого творчества является выход на городскую выставку детского прикладного искусства и создание творческих проектов.

Кроме этого, приобретут информационные компетенции: напишут проекты, исследуют необходимую информацию (из источников разного типа); познавательные (будут участвовать в учебно-исследовательской работе, создавать собственные тексты-ответы и сопровождать их демонстрацией схем, рисунков и т.д.), выполнять собственные рисунки и схемы. Коммуникативные (научатся владеть навыками организации и участвовать коллективной деятельности, вести диалог, монолог, высказывать и отстаивать свою точку зрения).

АННОТАЦИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ КУРСА

При прочтении блоков элективного курса можно увидеть как содержание, методы и формы работы, так и формы контроля. В календарно – тематическом планировании учащемуся чётко представлен дидактический материал, виды самостоятельных работ, разработаны практикумы, а также дан список литературы, которой могут пользоваться школьницы при подготовке к занятиям. Разработанный курс позволяет работать не только самостоятельно, но даёт возможность организовать взаимопомощь, взаимоконтроль.

Программа курса позволяет углубить знания по прикладному искусству в разделе вязания спицами, интегрировать свои знания с такими предметами как рисование, технология, НКНЯ (национальная культура народов Якутии), РНК (Русская национальная культура) и т.д. Одной из важных задач введения элективного курса является развитие у учащихся интереса к предмету технология. Ученик чувствует удовлетворение от умения красиво и правильно одеваться, оттого, что его работы всем нравятся, он доволен, что у него всё получилось. Кроме этого, у школьниц будут развиваться навыки организации умственного труда, самообразования, а также планирования своего времени.

Ежедневное вязание (дома и в школе), желание сделать что-то прекрасное, вырабатывает привычку трудиться.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА

  1. Соответствие содержания проекта теме проекта и проделанной работе.
  2. Качество проектного изделия.
  3. Сложность изделия.
  4. Творчество (фантазия) изделия – разработанные автором проекта свои схемы, рисунки и т.д.
  5. Время, затраченное на изготовления изделия.
  6. Практическое использование проектного изделия.
  7. Качество записей и наглядного материала, оформление проектной документации.
  8. Полнота знаний материала, выполненного проекта.
  9. Недостатки проекта.
  10. Защита проекта: а) доклад на 5-7 минут;
  11. б) культура речи;
    в) демонстрация изделия;
    г) доклад не читать, а рассказывать;
    д) ответы на вопросы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Булынина И. Л. Пособие по вязанию. Минск, “Беларусь”, 1970.

2. Мартыненко И.П. Техника вязания. М.: “Лёгкая индустрия”, 1978.

3. Дворянин Л.А. Круглый год с вязанием. Минск, “Полымя”, 1986.

4. Максимова М.В. Азбука вязания. М.: Легпромбытиздат, 1986.

5. Максимова М.В. Азбука вязания. М.: Легпромбытиздат, 1991.

6. Андреева И.А., Грекулова А.Л., Грекулова Н.П. Рукоделие популярная энциклопедия. М.: Научное издат. “Большая Российская энциклопедия”, 1993.

7. Павлович С.С., Шпаковская А.И., Логвенкова В.И. Узоры вязания, Минск, ХЭЛТОН,  1998.

8. Проект уч-цы 8 “в” класса Но Софьи. Энциклопедия вязания. 20003.

Приложение