Деятельность- это активное взаимодействие человека с окружающей средой.
Ребенок живет процессом созидания, процессом учения, воспитания, а не результатом. Ребенок познает мир через деятельность.
Педагогами и психологами доказано: учебный процесс эффективен в отношении усвоения знаний и умственного развития учащихся только тогда, когда он вызывает и организует их собственную познавательную деятельность. Какова структура деятельности учащихся, такова структура качества.
- Технология деятельностного подхода : целепологание, планирование деятельности, реализация, рефлексивно-оценочная деятельность. Все действия учителя, используемые им средства и приемы, направлены на развитие творческих способностей учащихся через организацию их деятельности на уроках. Деятельность учащихся можно разделить на 4 основных типа по степени развития мышления: пассивно-наблюдательная деятельность (слушать, смотреть, наблюдать); репродуктивная деятельность (приемы повторения, разбор стандартных примеров, выполнение однотипных, аналогичных упражнений); частично-поисковая деятельность (проблемные диалоги на уроках); исследовательская деятельность(самостоятельное решение проблемных задач практического и теоретического характера).
- Групповая деятельность - один из видов деятельности учащихся. Вариантов организации групп, их целевых назначений и поручаемых им дел - множество. По форме это микроколлективы, команды, группы по интересам, экипажи, экспедиции, комбинированные группы, пары. Групповая форма работы может быть организована:
- при изучении нового материала;
- при отработке формул по теме;
- при решении типовых задач;
- при обобщении материала по теме;
- при проверке знаний по теме (зачет);
- при выравнивании знаний по теме (разноуровневые группы).
В своей работе я разработала следующую схему создания рабочих групп.
Класс делится на микрогруппы, в составе которых не более 5 человек:
- самых активных назначаем консультантами групп, есть главный консультант по физике в классе.
- Ведется табель учета групповой деятельности.
СО – самооценка,
ОГ – оценка группы ответа ученика,
КУД – коэффициент учебной деятельности учащегося при выполнении задания.
- Групповую деятельность с элементами организационно-деятельностной игры в основном использую во время подготовки и проведения внеклассных мероприятий по физике. Это: путешествие в страну “Джоульландию”, заседание учебного совета, конференция “Атмосфера и ее охрана”, “ Физический автопробег” и др.
В своей работе я отдаю предпочтение групповой деятельности учащихся, так как работа в группах сплачивает ребят, воспитывает чувство товарищества, способствует созданию на уроке деловой обстановки, облегчает контроль над знаниями.
Выполнение любой деятельности начинается с выполнения программы, т. е. с разработки системы действий, последовательное выполнение которой позволит получить конечный результат, указанный в цели деятельности. При работе используются схемы, обобщенные планы по элементам физических знаний по следующим видам:
- деятельность по распознанию;
- деятельность по “нахождению значения физической величины в корректной ситуации”;
- деятельность по составлению уравнений конкретной ситуации;
- деятельность по воспроизведению физических явлений в конкретной ситуации.
Конечный результат любой деятельности – это учащиеся, владеющие определенными знаниями, умениями.
Предлагается конспект урока в 7 классе:
Сила трения
Задачи урока:
Познавательные: формировать умение планировать и проводить физические опыты.
Развивающие:
1. Формировать умение систематизировать и обобщать изученное.
2. Раскрывать взаимосвязь между изученным и теоретическим материалом и явлениями в жизни.
Воспитательные: формировать умения взаимодействовать при групповой форме работы.
Оборудование: Динамометр, трибометр, брусок с крючком, набор грузов, широкая кювета с водой, большой кусок стекла, кусок резины, деревянный цилиндр со скобой, карандаши круглой формы.
Оформление доски:
Правила работы в группах:
- сметка
- взаимовыручка
- взаимовежливость
- спокойствие
- дай высказаться товарищу
- ответ – законченная мысль
- мы познаем истину, а не соревнуемся
Определение | Точка приложения, направление | Способ измерения | Графическое изображение | Причины проявления силы |
Ход урока.
I. Постановка проблемы: демонстрация (учитель толкает деревянный брусок по деревянной доске) вопросы:
- что произошло со скоростью бруска?
- почему скорость света меняется?
- под действием какой силы тело остановилось?
Это - сила трения и ее на уроке мы будем изучать.
II. Изучение нового материала.
III. Мотивация.
Учитель зачитывает строки из стихотворения А.С. Пушкина:
О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух!
И опыт, сын ошибок трудных
И гений, парадоксов друг.
Удивительно точно подметил поэт характер научной деятельности. И мы, на сегодняшнем уроке, также попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия. Народная мудрость гласит: “Ум – хорошо, а два лучше”. Будем считать, что пять еще лучше. Сегодня мы работаем в группах. Вспомните правила (они на доске) и исполните их при групповой деятельности. Руководители групп получите задание, лаборанты - оборудование.
IV. Групповая деятельность.
Задания группам:
Здание №1. Выяснить, как зависит модуль силы трения скольжения от силы нормального давления.
Задание №2. Выяснить, как зависит модуль силы трения скольжения от рода поверхностей.
Задание №3. Зависит ли модуль силы трения скольжения от площади поверхности тела.
Задание №4. Сравните при одинаковых массах тел модули сил трения скольжения и качения.
Задание №5. Сравните при одинаковых массах тел модули сухого и жидкого трения скольжения.
После выполнения задания группы отчитываются.
Выводы по заданиям (записи в тетрадях):
- Модуль силы трения скольжения зависит от силы нормального давления.
- Модуль силы трения скольжения зависит от рода трущихся поверхностей.
- Модуль силы трения скольжения не зависит от площади поверхности тела.
- При одинаковых массах тел (при одинаковой силе нормального давления) и роде поверхности сила трения качения меньше силы трения скольжения.
- При одинаковой силе нормального давления жидкое трение меньше сухого.
V. Рефлексия.
А сейчас выразите свое отношение к теме урока, начиная свое высказывание со слов:
- Самые главные выводы о силе трение – это…
Как мы к этим выводам пришли. Оцените свою деятельность на уроке (ставит самооценку в табель группы). Группа, оцените деятельность каждого при выполнении задания (обсуждают, ставят оценки в табель, в графе ОГ).
VI. Домашнее задание.
Учитель: если человек своим трудолюбием и упорством достигает истину в чем-либо, то это и есть его открытие. (Отмечает работу групп, отдельных учеников).