Деятельностный подход в обучении

Разделы: Физика


Деятельность- это активное взаимодействие человека с окружающей средой.

Ребенок живет процессом созидания, процессом учения, воспитания, а не результатом. Ребенок познает мир через деятельность.

Педагогами и психологами доказано: учебный процесс эффективен в отношении усвоения знаний и умственного развития учащихся только тогда, когда он вызывает и организует их собственную познавательную деятельность. Какова структура деятельности учащихся, такова структура качества.

  • Технология деятельностного подхода: целепологание, планирование деятельности, реализация, рефлексивно-оценочная деятельность. Все действия учителя, используемые им средства и приемы, направлены на развитие творческих способностей учащихся через организацию их деятельности на уроках. Деятельность учащихся можно разделить на 4 основных типа по степени развития мышления: пассивно-наблюдательная деятельность (слушать, смотреть, наблюдать); репродуктивная деятельность (приемы повторения, разбор стандартных примеров, выполнение однотипных, аналогичных упражнений); частично-поисковая деятельность (проблемные диалоги на уроках); исследовательская деятельность(самостоятельное решение проблемных задач практического и теоретического характера).
  • Групповая деятельность - один из видов деятельности учащихся. Вариантов организации групп, их целевых назначений и поручаемых им дел - множество. По форме это микроколлективы, команды, группы по интересам, экипажи, экспедиции, комбинированные группы, пары. Групповая форма работы может быть организована:
    • при изучении нового материала;
    • при отработке формул по теме;
    • при решении типовых задач;
    • при обобщении материала по теме;
    • при проверке знаний по теме (зачет);
    • при выравнивании знаний по теме (разноуровневые группы).

В своей работе я разработала следующую схему создания рабочих групп.

Класс делится на микрогруппы, в составе которых не более 5 человек:

  • самых активных назначаем консультантами групп, есть главный консультант по физике в классе.
  • Ведется табель учета групповой деятельности.
    СО – самооценка,
    ОГ – оценка группы ответа ученика,
    КУД – коэффициент учебной деятельности учащегося при выполнении задания.
  • Групповую деятельность с элементами организационно-деятельностной игры в основном использую во время подготовки и проведения внеклассных мероприятий по физике. Это: путешествие в страну “Джоульландию”, заседание учебного совета, конференция “Атмосфера и ее охрана”, “ Физический автопробег” и др.

В своей работе я отдаю предпочтение групповой деятельности учащихся, так как работа в группах сплачивает ребят, воспитывает чувство товарищества, способствует созданию на уроке деловой обстановки, облегчает контроль над знаниями.

Выполнение любой деятельности начинается с выполнения программы, т. е. с разработки системы действий, последовательное выполнение которой позволит получить конечный результат, указанный в цели деятельности. При работе используются схемы, обобщенные планы по элементам физических знаний по следующим видам:

    • деятельность по распознанию;
    • деятельность по “нахождению значения физической величины в корректной ситуации”;
    • деятельность по составлению уравнений конкретной ситуации;
    • деятельность по воспроизведению физических явлений в конкретной ситуации.

Конечный результат любой деятельности – это учащиеся, владеющие определенными знаниями, умениями.

Предлагается конспект урока в 7 классе:

Сила трения

Задачи урока:

Познавательные: формировать умение планировать и проводить физические опыты.

Развивающие:

1. Формировать умение систематизировать и обобщать изученное.

2. Раскрывать взаимосвязь между изученным и теоретическим материалом и явлениями в жизни.

Воспитательные: формировать умения взаимодействовать при групповой форме работы.

Оборудование: Динамометр, трибометр, брусок с крючком, набор грузов, широкая кювета с водой, большой кусок стекла, кусок резины, деревянный цилиндр со скобой, карандаши круглой формы.

Оформление доски:

Правила работы в группах:

  • сметка
  • взаимовыручка
  • взаимовежливость
  • спокойствие
  • дай высказаться товарищу
  • ответ – законченная мысль
  • мы познаем истину, а не соревнуемся
Определение Точка приложения, направление Способ измерения Графическое изображение Причины проявления силы
         
         

Ход урока.

I. Постановка проблемы: демонстрация (учитель толкает деревянный брусок по деревянной доске) вопросы:

    • что произошло со скоростью бруска?
    • почему скорость света меняется?
    • под действием какой силы тело остановилось?

Это - сила трения и ее на уроке мы будем изучать.

II. Изучение нового материала.

  1. Работа с учебником (заполнение таблицы на доске и в тетради).
  2. Фронтальный эксперимент. Измерение силы трения.

III. Мотивация.

Учитель зачитывает строки из стихотворения А.С. Пушкина:

О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух!
И опыт, сын ошибок трудных
И гений, парадоксов друг.

Удивительно точно подметил поэт характер научной деятельности. И мы, на сегодняшнем уроке, также попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия. Народная мудрость гласит: “Ум – хорошо, а два лучше”. Будем считать, что пять еще лучше. Сегодня мы работаем в группах. Вспомните правила (они на доске) и исполните их при групповой деятельности. Руководители групп получите задание, лаборанты - оборудование.

IV. Групповая деятельность.

Задания группам:

Здание №1. Выяснить, как зависит модуль силы трения скольжения от силы нормального давления.

Задание №2. Выяснить, как зависит модуль силы трения скольжения от рода поверхностей.

Задание №3. Зависит ли модуль силы трения скольжения от площади поверхности тела.

Задание №4. Сравните при одинаковых массах тел модули сил трения скольжения и качения.

Задание №5. Сравните при одинаковых массах тел модули сухого и жидкого трения скольжения.

После выполнения задания группы отчитываются.

Выводы по заданиям (записи в тетрадях):

  1. Модуль силы трения скольжения зависит от силы нормального давления.
  2. Модуль силы трения скольжения зависит от рода трущихся поверхностей.
  3. Модуль силы трения скольжения не зависит от площади поверхности тела.
  4. При одинаковых массах тел (при одинаковой силе нормального давления) и роде поверхности сила трения качения меньше силы трения скольжения.
  5. При одинаковой силе нормального давления жидкое трение меньше сухого.

V. Рефлексия.

А сейчас выразите свое отношение к теме урока, начиная свое высказывание со слов:

- Самые главные выводы о силе трение – это…

Как мы к этим выводам пришли. Оцените свою деятельность на уроке (ставит самооценку в табель группы). Группа, оцените деятельность каждого при выполнении задания (обсуждают, ставят оценки в табель, в графе ОГ).

VI. Домашнее задание.

  1. Прочесть записи в тетради;
  2. Привести примеры “полезного” и “вредного” трения;
  3. Творческая. Сочинить четверостишье по теме урока или составить кроссворд.

Учитель: если человек своим трудолюбием и упорством достигает истину в чем-либо, то это и есть его открытие. (Отмечает работу групп, отдельных учеников).