Коррекционная направленность занятий по ручному труду в специализированном дошкольном учреждении для детей с ЗПР

Разделы: Работа с дошкольниками


Коррекционная направленность занятий по ручному труду в специализированном дошкольном учреждении для детей с ЗПР.

В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев». От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Изготовление игрушек, поделок – труд кропотливый, удивительный и очень приятный. Для того, чтобы дети охотно им занимались, необходимо развить их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это важно для подготовки руки к письму.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. Работа по сенсорному воспитанию детей на занятиях по ручному труду сводится к следующему: воспитание, совершенствование отдельных анализаторов и накопление представлений о конкретных признаках предметов (форме, цвете, величине), обучение способам решения постепенно усложняющихся сенсорных задач (формирование способов обследования предметов, составление целого из частей, определение положения в пространстве целого и его частей), обучение умению использовать анализаторы для формирования правильных представлений и понятий о предметах окружающей действительности. Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощупываем его твердость (или мягкость), шероховатость и т.д. Издаваемые звуки каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, специально организованная работа на занятиях по ручному труду способствует развитию всех органов чувств и различных анализаторов, обеспечивает непосредственное чувственное познание действительности.

Большое внимание оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления (вначале ребенок рассматривает образец, анализирует его структуру, способы изготовления). Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но речевой реакции поведения.

Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала, бросового материала способствуют развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.

Обычно все стороны предмета не воспринимаются с одинаковым интересом и вниманием. И надо развивать у детей умение направлять свое внимание на те или иные стороны предмета. В настоящее время есть множество средств, которые позволяют ему знакомиться с предметами в натуральном виде, а также через фотографии, схемы, чертежи, рисунки, модели, с помощью художественной литературы.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития.

Создание доброжелательной атмосферы, близкая мотивация деятельности, широкое использование игровых приемов обучения, дидактических игр является важным стимулом в воспитании трудолюбия.

Труд по изготовлению игрушек способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать игрушку, ее изготовление требует определенных волевых усилий.

Иногда малышу не удается сразу выполнить какую-либо работу; под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

В процессе работы создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общественном деле.

Планирование в труде определяется, как умение подобрать необходимые инструменты и материалы для работы, подготовить удобное рабочее место, наметить логическую последовательность действий и способы ее осуществления, приводящие к лучшему результату. Кроме того, планирование предполагает умение выразить намеченное в слове.

Чтобы предвидеть процесс выполнения задания, необходимо уметь анализировать, оперировать понятиями, высказать суждения, сделать выводы.

Следовательно, планирование способствует развитию логического рассуждающего мышления и речи. Чем выше умение планировать свою работу, целенаправленнее, рациональнее, точнее и результативнее дети действуют, тем больше возможностей для проявления творчества и инициативы.

При формировании у детей умения планировать свою работу используем постепенно усложняющиеся методы педагогического воздействия.

  1. Вначале ребенок усваивает образец, данный воспитателем;
  2. Затем применяет полученные навыки и умения;
  3. На высшем этапе творчески используют накопленный опыт в разных условиях.

Для того, чтобы облегчить детям запоминание этой схемы, на занятиях по ручному труду можно ввести цветовые символы, соответствующие каждому этапу деятельности. Условно можно подразделить всю работу на 5 этапов.

1 этап – карточка красного цвета.

Здесь помещается готовая поделка. Идет беседа о строении, качестве материала, из чего еще можно сделать данную игрушку.

2 этап – карточка желтого цвета.

Идет выбор конкретного материала, из которого дети будут изготавливать поделку. Дети набирают материал и относят его к себе на рабочее место.

3 этап – карточка зеленого цвета.

Обговариваем орудия труда, с помощью которых изготавливается поделка, способы работы.

4 этап – карточка синего цвета.

Здесь дети намечают последовательность своей работы. А вот в этом им помогают карточки – схемы. Последовательно располагая их на доске, дети вновь уточняют, с чего начать и что потом.

Затем уже идет работа за столом. Затрудняющимся детям вновь задаются вопросы: «Как будешь делать? Что будешь делать потом? Как?» Вновь и вновь, в случае затруднения предложить обратиться к карточке – схеме за помощью.

А вообще, нужно нацеливать детей на то, чтобы в ходе работы они проверяли себя, не допускали ошибок, сравнивали свою готовую продукцию с образцом.

5 этап – коричневый треугольник

Дети несут свои поделки, рассматривают поделки друг друга. Нужно обязательно обратить внимание на характерное в той или иной поделке (например, один лебедь расправил крылья, другой наклонил голову и т.д.)

По мере усвоения каждого этапа деятельности цветовые символы постепенно убираются, происходит переход от групповых действий, где инициатива полностью принадлежит взрослому, к самостоятельным действиям ребенка, направленным на достижение конкретного результата.

Можно использовать и такой прием, как план – рассказ.

Ребенок при наборе необходимого материала подробно описывает: «Я возьму желудь, это будет туловище, кусочек пластилина – это шея, косточка вишни – голова, крылатки – крылья, хвост».

В случае затруднения обратить внимание на готовую поделку, спросить, чего не хватает для ее изготовления.

Навык выражать план в словесной форме очень важен. Он придает трудовому процессу осознанность и существенно влияет на развитие речи.

На занятиях по ручному труду знакомим детей с новыми материалами., со свойствами и способами работы с ними, даем четкие знания об этапах планирования и их содержании. С этой целью рассматриваем образец, учим выделять и называть части предмета, их количество, фиксируем внимание на последовательности рассматривания и изготовления поделки, на способы работы. Предварительный анализ образца учит дошкольников самого работать по плану. В дальнейшем можно опираться на приобретенные детьми умения анализировать образец, активизировать его применение.

При организации трудовой деятельности нужно учитывать:

1. Возрастно – психологические и индивидуальные способности детей.
2. Занятия по ручному труду должны предусматривать усложнение технических и конструктивных навыков, чтобы придать занятиям развивающий характер.
3. На занятиях по ручному труду готовим детей к последующей трудовой деятельности.
4. Все поделки, изготовленные детьми, должны быть не только интересны по содержанию, но и находить им конкретное применение.