Урок русского языка в 3-м классе, посвященный 60-летию Победы

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развитие умения определять склонение и падеж имен существительных;
  • формировать умение правильно писать окончания имен существительных;
  • развитие навыков связной письменной и устной речи;
  • способствовать формированию навыков грамотного письма;
  • способствовать развитию патриотизма, культуры памяти об исторических событиях.

Ход урока

Организационный момент (готовность к уроку, создание мотивации на предстоящую деятельность)

Гимнастика для пальцев.

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с большого и говорят:

Желаю (соприкасаются большими пальцами)

Успеха (указательными)

Большого (средними)

Во всем (безымянными)

После прикосновения мизинцев, пальцы рук переплетаются, и произносится фраза –

Удачи тебе на уроке.

Постановка цели урока

- сегодня на уроке мы будем повторять материал по теме, которая обозначена на доске, вы назовете ее сами. Будем работать на уроке самостоятельно и коллективно. Каждый получит за урок оценку. Будьте внимательны.

Словарно-орфографическая работа

Расшифровка темы урока.

г*р**зм - героизм

д*бр*т* - доброта

ч*стн*сть – честность

- Что объединяет эти слова? (Это имена существительные.) Докажите.

Назовите постоянные признаки существительных (неод./одуш.; род, склонение)

Непостоянные признаки (число, падеж)

Назовите тему урока.

“Правописание падежных окончаний имен существительных”.

Повторение

Что называется склонением?

Изменение существительных по падежам это словоизменение или словообразование? Почему?

Сколько падежей в русском языке? Перечислите их с вопросами.

Какая форма падежа является начальной?

Упражнение “Какое слово лишнее”

I вариант – героизм – м.р.

II вариант – честность – 2 слога, непроизносимая согласная в корне слова

III вариант – доброта – безударная гласная в корне слова

Объясните значение слова героизм (выдающийся поступок, подвиг во имя жизни других людей, независимости и процветания Родины).

Учитель: Героизм на поле боя требует от человека много мужества, стойкости, готовности пожертвовать собой. Можно стать героем и в простых мирных будничных делах, не только во время войны.

На доске пословица:

Г..рой не умрет, он вечно в н..род.. ж..вет

Задание: Прочитайте, объясните значение пословицы. Запишите пословицу и объясните пропущенные орфограммы.

Актуализация знаний о числительных

Задание сложное, но интересное. Определите на слух числительные и запишите их.

Тысяча, тысячеголосый, девятисотлетие, девятисотлетний, девятьсот, сородич, сорок, сорокалетний, одиночество, однажды, первый.

Назовите числительные и докажите свое мнение. (тысяча девятьсот сорок первый)

Какие это числительные? (порядковые, количественные)

Говорит ли вам о чем-нибудь эта запись?

Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о подвиге нашего народа в этой Священной страшной войне.

Как вы понимаете , что такое война?

Прочитайте запись на доске:

Война – ужас, горе, страдание, смерть, кровь, борьба, вражда, подвиг, печаль, боль, опасность, жизнь, трагедия, бой, нападение.

По какому признаку можно разделить слова на группы? (по роду и окончанию, по типу склонения)

Запишите эти слова в тетради.

Звучит музыка А.Александрова “Священная война”

Учитель: 22 июня 1941 года памятно нам как один из самых трагических дней в истории страны. Мирная жизнь была разрушена вероломным нападением фашистской Германии. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, народ вступил в смертельный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.

Ученица читает стихотворение М.В.Исаковского

От бескрайней равнины Сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий народ.
Выходил он: свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну.

Письмо по памяти. Запишите стихотворение. Определите падеж и склонение существительных.

На столах учащихся карточка с алгоритмом определения падежа имени существительного:

  1. Найди имя существительное.
  2. Найди слово, к которому относится данное имя существительное.
  3. Поставь от этого слова к существительному оба падежных вопроса.
  4. По вопросам определи падеж.

Физминутка

Называются существительные 1,2,3 склонения.

Если существительное 1 склонения – руки поднимаются вверх

Если существительное 2 склонения – хлопок в ладоши

Если существительное 3 склонения – приседание

1 склонение 2 склонение 3 склонение
Родина Солдат Площадь
Столица Поле Помощь
Страна Очаг Злость
Награда Праздник Честность
дружба Товарищ Храбрость

Назовите одним словом и запишите в столбик слова

1. Скульптурное или архитектурное произведение в память о ком-то или о чем-то

ПАМЯТНИК

2. Страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит

ОТЕЧЕСТВО

3. Синоним к слову несчастье

БЕДА

4. Сплочение народа для борьбы с врагом

ЕДИНСТВО

5. Высадка войск на вражескую территорию

ДЕСАНТ

6. Вооруженные силы государства

АРМИЯ

Прочитайте слова, которые записали. Здесь зашифровано одно важное слово (по первым буквам - ПОБЕДА)

Объясните значение этого слова.

Работа по группам

Составьте предложения из отдельных слов, запишите. Разберите по членам предложения и по частям речи.

I группа – Советский, победу, над , народ, фашизм, одержал.

II группа – Девятого, над, мая, Красной, салют, площадью, прогремел, Победы.

II группа – Родина, подвигу, салютует, воинов, советских.

После выполнения задания – фронтальная проверка.

Сколько лет прошло с тех пор как закончилась война?

Запись песни “День Победы”

Учитель:

60 лет с тех пор. Рядом с нами живут участники сражений - земляки, фронтовики, ветераны. Когда мы видим на их груди боевые награды, мы вспоминаем. Что именно им и тем миллионам солдат, которые не вернулись с поля битвы, мы обязаны своей жизнью, обязаны жизнью нашей страны, великой России. “Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен. Павшим за Родину 1941 - 1945” - написано на памятной плите.

Самостоятельная работа.

Прочитайте предложения и заполните таблицу, поставив галочку.

Выделенное имя существительное стоит в
  Д.т. Т.п. П.п.
Герой в бою думает не о смерти, а о победе.      
Зажжен Вечный огонь на Могиле Неизвестного солдата, погибшего в годы войны.      
В Берлине стоит памятник отважному солдату.      
С гордостью говорит народ о подвиге своих земляков в годы войны.      
Дружно за мир стоять – войне не бывать.      

Итог урока