Цели урока:
- учить умению общаться;
- пробуждать у детей интерес к познанию родного языка;
- развивать чувство слова, речевое творчество детей;
- формировать навыки владения речевой нормой.
Оборудование. Индивидуальны е технологические карты урока; “Толковый словарь” Ожегова; канцелярские кнопки; мягкая игрушка в штанишках на кнопках-застёжках; телефон(сотовый, радио или др.); аудиозапись с песенкой про Карлсона; книга В.А. Синицына “Путь к слову”.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Постановка темы и целей урока.
Учитель: Поговорим?
Дети: О чём?
Учитель: О разном, о прочем, том, что хорошо, и хорошо не очень.
Чего не знаешь ты, а интересно. А о чем пойдёт сегодня речь, вы узнаете, прочитав тему урока. Тема и цель урока записаны, на доске.
Дети читают хором.
Дети: Так ли безопасна кнопка?
Учитель: Кстати, о какой кнопке идёт речь?
Выслушиваются варианты ответов детей.
- Верно, ребята, кнопки бывают разные. И чтобы ответить на этот вопрос (показывает на тему урока, записанную на доске), решить проблему безобидности кнопки, надо понять смысл слова. Для этого надо пройти путь (учитель вместе с детьми читает цель урока): от слова к тексту, от текста к пониманию окружающего мира.
Знакомство с новым материалом
Учитель:Толковый словарь даёт четыре значения слова “кнопка”. Познакомимся с ними.
Дети: Первое значение - “Тонкий короткий гвоздик с широкой плоской шляпкой для закрепления бумаги, ткани”.
Учитель: Вот эта кнопка.
Учитель показывает детям канцелярскую кнопку: Она очень маленькая, её трудно разглядеть. Закройте глаза и скажите дружно хором: “Абра, кадабра, буме ”. Откройте глаза.
Учитель показывает большую кнопку. Дети разглядывают её. Потом, сказав те же волшебные слова, дети “превращают” большую кнопку снова в маленькую.
- А живёт эта маленькая кнопочка со своими сестрами в коробке. Как она называется?
Один из учеников читает на коробке: “Канцелярские кнопки”.
- Слово “канцелярская” произошло от слова “канцелярия”.
Кто узнает значение этого слова?
Дети: В толковом словаре написано, что это отдел, несколько кабинетов, где люди работают с документацией, ведут записи о работе. Сейчас эти отделы называют офисами.
Учитель: Ребята, сделайте запись в технологических картах о первом значении слова “кнопка”.
Дети записывают: “Канцелярская кнопка для закрепления бумаги, ткани”.
- Расскажите, кто пользовался кнопками, как и когда?
Дети: Кнопками прикреплены плакаты на доске объявлений.
- А я пользуюсь кнопками, когда пишу маме
записки: “Мама, я буду в 16
часов” или “Мама, не волнуйся, я с Сашей пошёл в
бассейн”.
Учитель: Все ваши ответы говорят о том, что кнопка - полезная и нужная в быту вещь. Скажите, а может ли эта же кнопка быть опасной?
Дети: Кнопкой можно уколоться, пораниться, если она лежит не на месте.
Надо поднять её, если она упала на пол.
Учитель: Правильно, каждая вещь должна лежать на своём месте. Есть и другие значения кнопки. Прочитаем о них в словаре.
Дети: Второе значение слова: “Кнопки- застёжки на одежде, обуви, состоящие из двух частей”.
Дети заполняют технологические карты в пункте (см. приложение пункт 2), пишут с комментированием.
Учитель: Поднимите руки те, у кого есть такие кнопки на одежде или обуви?
Удобны ли они?
Дети: У меня кнопки застёжки есть на куртке.
- А у меня на джинсовой рубашке.
У меня есть кнопки-застёжки на спортивной обуви. Они очень удобны, я обуваюсь быстрее, чем если бы обувь была со шнурками.
Учитель показывает большую мягкую игрушку: Посмотрите, у этого Мишки сползли штанишки. Почему?
Дети отвечают и застёгивают Мишке Кнопки на штанишках.
- Эта кнопка для Мишки.
Дети рифмуют.
Дети: Чтобы не сползли штанишки.
Учитель: Молодцы, повторите хором, что у нас получилось вместе. .
Дети:
Эта кнопка для Мишки,
Чтобы не сползли штанишки.
Учитель: Я рада, что эта маленькая кнопка подняла настроение всем присутствующим. Сейчас мы поговорим о следующем значении слова “кнопка”.
Есть ли у вас среди друзей, знакомых те, кого ласково, шутливо называют “кнопкой” или “кнопочкой”?
Ответы детей.
- Прочитайте третье значение слова в толковом словаре.
Дети: “Кнопка - маленький человек или ребенок (шутливо, ласково)”.
Дети записывают в технологических картах под пунктом 3.
Учитель: Если и хотите так назвать кого-то, скажите ласково, чтобы не обидеть, так как у каждого слова своя душа, на душу говорящего похожа.
Как бы Света сказала это слово? А Коля? А Денис?
Выслушиваются ответы детей.
- Этим же словом можно обидеть, унизить человека, тогда помрачнеет мир вокруг .Я желаю, чтобы душа у ваших слов была только доброй.
А теперь поговорим о других кнопках, о кнопках управления. Их очень много, остановимся только на некоторых.
Дети читают и записывают четвертое значение слова: “Кнопка управления”.
- К кнопкам управления относятся и кнопки на телефонах. Как называются такие телефоны?
Дети: Это кнопочные, сотовые, радиотелефоны. С помощью кнопок мы набираем нужный нам номер для связи.
Учитель показывает телефоны.
Учитель: Ребята, устно проспрягайте глагол “звонить”.
Дети спрягают глагол, учитель исправляет (если есть) орфоэпические ошибки.
- Говорите правильно (все проговаривают хором): ты звонишь, он звонит, мы звоним, вы звоните, они звонят (ударный - второй слог).
Дети самостоятельно записывают эти словосочетания со знаком ударения.
Звонит телефон на столе учителя.
Учитель: Алло, извините, у меня сейчас урок, я перезвоню вам позже.
Учитель предлагает детям сделать звонок из класса. Вместе вспоминают правила этикета телефонного разговора.
- Дети, будьте внимательны: звоните родителям, бабушкам, дедушкам, учителям - не забывайте их.
Продолжим разговор о кнопках управления. Перечислите предметы с кнопками управления, которые есть у вас дома.
Дети: Игрушки, телевизор, музыкальный центр, магнитофон, пылесос, кофемолка, миксер ...
Учитель: Скажите о роли этих кнопок в жизни людей.
Дети: Эти кнопки управления помогают людям, они облегчают нашу жизнь. Это кнопки- помощники.
Учитель: Какой кнопкой управления вы хотели бы научиться пользоваться? Д. Научиться управлять кнопками электронных часов.
Научиться быстро печатать на пишущей машинке.
Научиться управлять самолётами, ракетами ...
Учитель: Я думаю, Что вы научитесь всему, стоит только подрасти. Но кнопки управления могут стать и очень опасными. В каких случаях?
Дети: Кнопки опасны, если не умеешь ими правильно пользоваться!
Учитель: Кнопки есть и на орудиях, пультах ядерных ракет, они несут угрозу всему живому на земле. И важно, чтобы ими управляли умные, добрые люди!
Сделаем вывод: так ли безопасна кнопка?
Дети: Кнопка может быть злой, и доброй, и полезной, и вредной.
Всё зависит от людей.
Учитель: Правильно. Кнопка-слово многозначное. Характер этого слова связано мыслями человека.
Учитель вывешивает плакат: “Жизнь дана на добрые дела”.
- Прочитайте хором, объясните смысл пословицы.
Выслушиваются ответы детей.
- Как связан смысл пословицы с темой нашего урока? Запишите в технологических картах вывод.
Дети записывают: “Жизнь дана на добрые дела”.
Физминутка.
Учитель: Скажите, кто из сказочных героев жил на крыше и передвигался с помощью кнопки?
Дети: Это Карлсон.
Учитель: Дима, нажми, пожалуйста, на эту кнопку магнитофона, мы услышим весёлую песенку о Карлсоне и потанцуем вместе с Леночкой.
Лена показывает танцевальные движения
Творческая работа.
Учитель: С этим настроением переходим к поэтической минутке.
Мы будем сочинять четверостишия о кнопке. В технологических картах в пункте “Поэтическая минутка” прочитайте начало.
Дети (хором): Маленькая кнопочка
Лежала в коробочке.
Учитель: Продолжите рифмовку и запишите в картах. Можно посоветоваться с соседями.
Дети сочиняют продолжение.
-Что у вас получилось?
Дети:
Маленькая кнопочка
Лежала в коробочке.
Отдадим её Мишке,
Чтобы не сползли штанишки.
Маленькая кнопочка
Лежала в коробочке.
Грустно шептала она:
Никому я не нужна.
Маленькая кнопочка
Лежала в коробочке.
Ушки торчком,
Хвост крендельком.
Маленькая кнопочка
Лежала в коробочке.
Карлсон на неё нажал
И пропеллер зажужжал.
Маленькая кнопочка
Лежала в коробочке.
Учитель её взял
И всем нам показал.
Маленькая кнопочка
Лежала в коробочке.
Мы к пальто её пришьём,
А потом гулять пойдём.
Учитель: Молодцы! У вас получились весёлые, добрые четверостишия. Продолжите эту работу дома с мамами и папами, бабушками и дедушками. А сейчас время сказки о Кнопке.
Один из детей читает сказку, напечатанную в технологических картах. Стоял на столе кухонный Комбайн. Всё было хорошо, пока не заспорили Кофемолка, Соковыжималка и Миксер. Они начали выяснять, кто из них самый нужный в хозяйстве.
- Без меня хозяйка не сможет по утрам пить кофе. А она его так любит! - похвасталась Кофемолка. –
А без меня дети останутся, без сока, - хлопнула крышкой Соковыжималка.
- А как без меня сделают лёгкий, воздушный крем для торта? - Спросил Миксер. Их спор прервал старый Нож:
- Все вы по-своему правы. Все вы очень нужны, важны. Но всё-таки главной в вашем красивом Комбайне является Кнопка.
- Как это кнопка? Она совсем ничего не делает! - закричали все.
- Она вас всех приводит в движение. И если Кнопка сломается, вы будите бесполезны, - спокойно ответил Нож.
Учитель беседует с детьми о прочитанной сказке по содержанию: Кто хочет сам сочинить сказку о Кнопке? О какой? Как будет звучать начало вашей сказки?
Дети: Жила-была... В некотором царстве... Давным-давно...
Учитель: Прочитайте варианты начала сказок в технологических картах.
Дети: Кнопки бывают разные. - Маме подарили кухонный комбайн... - Мне подарили маленькую собачонку...
Учитель: Какой вариант вам понравился? Ответы детей.
Домашнее задание.
Учитель: Дома сочините и напишите сказку о Кнопке. Запишите её в технологических картах.
Итог урока.
Учитель: Итак, ребята, мы прошли большой путь от слова к тексту, от текста к пониманию окружающего мира. А как вы думаете, что нужно делать, чтобы понимать окружающий мир?
Дети: Много читать, уметь высказывать свои мысли, рассуждать, общаться с интересными людьми, уметь слушать, быть добрым...
Учитель:
В каждой школе есть она.
Кнопка эта так важна!
На неё нажмут нам в срок -
Вот и кончился урок!
Дата
Технологическая карта.
Класс Школа
Фамилия, имя уч-ся
Тема урока: “Так ли безобидна кнопка?”
Цель: От слова к тексту, от текста к пониманию окружающего мира.
Работа на уроке | Обрати внимание |
1 | |
канцелярская | |
2 | офис |
Застёжка | |
3 | Телефон |
Фотоаппарат “Кодак”. | |
4 | “Палароид” |
Кнопка управления | |
5 | Магнитофон |
Кухонный комбайн | |
6 | Телевизор |
Пылесос | |
7. Вывод | |
8. Поэтическая минутка. Маленькая кнопочка. Лежала в коробочке. | |
9. Продолжи сказку. Жила- была на письменном столе кнопка. Кнопки бывают разными — добрыми и злыми.. Маме подарили кухонный комбайн... Мне подарили маленькую собачку... | |
10. сказка о кнопке. Стоял на столе кухонный комбайн. Всё было хорошо, пока не заспорили кофемолка и миксер. Они начали выяснять, кто из них самый нужный в хозяйстве. -Без меня хозяйка не может по утрам пить кофе. А она его так любит!- похвасталась кофемолка. — А без меня дети останутся без сока,- хлопнула Крышкой соковыжималка. - А как без меня сделают лёгкий, воздушный Крем для торта?- спросил Миксер. Их спор прервал старый нож: - Все вы по своему правы. Все вы очень нужные, важные. Но всё- таки главной в вашем кухонном комбайне является кнопка. - Как это кнопка? Она совсем ничего не делает! -закричали все. - Она вас всех приводит в движение. И если Кнопка сломается, вы будете бесполезны,- спокойно ответил Нож. | |
11. Моя сказка |