Урок окружающего мира в 3-м классе по теме: "Так ли безобидна кнопка"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • учить умению общаться;
  • пробуждать у детей интерес к познанию родного языка;
  • развивать чувство слова, речевое творчество детей;
  • формировать навыки владения речевой нормой.

Оборудование. Индивидуальны е технологические карты урока; “Толковый словарь” Ожегова; канцелярские кнопки; мягкая игрушка в штанишках на кнопках-застёжках; телефон(сотовый, радио или др.); аудиозапись с песенкой про Карлсона; книга В.А. Синицына “Путь к слову”.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Постановка темы и целей урока.

Учитель: Поговорим?

Дети: О чём?

Учитель: О разном, о прочем, том, что хорошо, и хорошо не очень.

Чего не знаешь ты, а интересно. А о чем пойдёт сегодня речь, вы узнаете, прочитав тему урока. Тема и цель урока записаны, на доске.

Дети читают хором.

Дети: Так ли безопасна кнопка?

Учитель: Кстати, о какой кнопке идёт речь?

Выслушиваются варианты ответов детей.

- Верно, ребята, кнопки бывают разные. И чтобы ответить на этот вопрос (показывает на тему урока, записанную на доске), решить проблему безобидности кнопки, надо понять смысл слова. Для этого надо пройти путь (учитель вместе с детьми читает цель урока): от слова к тексту, от текста к пониманию окружающего мира.

Знакомство с новым материалом

Учитель:Толковый словарь даёт четыре значения слова “кнопка”. Познакомимся с ними.

Дети: Первое значение - “Тонкий короткий гвоздик с широкой плоской шляпкой для закрепления бумаги, ткани”.

Учитель: Вот эта кнопка.

Учитель показывает детям канцелярскую кнопку: Она очень маленькая, её трудно разглядеть. Закройте глаза и скажите дружно хором: “Абра, кадабра, буме ”. Откройте глаза.

Учитель показывает большую кнопку. Дети разглядывают её. Потом, сказав те же волшебные слова, дети “превращают” большую кнопку снова в маленькую.

- А живёт эта маленькая кнопочка со своими сестрами в коробке. Как она называется?

Один из учеников читает на коробке: “Канцелярские кнопки”.

- Слово “канцелярская” произошло от слова “канцелярия”.

Кто узнает значение этого слова?

Дети: В толковом словаре написано, что это отдел, несколько кабинетов, где люди работают с документацией, ведут записи о работе. Сейчас эти отделы называют офисами.

Учитель: Ребята, сделайте запись в технологических картах о первом значении слова “кнопка”.

Дети записывают: “Канцелярская кнопка для закрепления бумаги, ткани”.

- Расскажите, кто пользовался кнопками, как и когда?

Дети: Кнопками прикреплены плакаты на доске объявлений.

- А я пользуюсь кнопками, когда пишу маме записки: “Мама, я буду в 16
часов” или “Мама, не волнуйся, я с Сашей пошёл в бассейн”.

Учитель: Все ваши ответы говорят о том, что кнопка - полезная и нужная в быту вещь. Скажите, а может ли эта же кнопка быть опасной?

Дети: Кнопкой можно уколоться, пораниться, если она лежит не на месте.

Надо поднять её, если она упала на пол.

Учитель: Правильно, каждая вещь должна лежать на своём месте. Есть и другие значения кнопки. Прочитаем о них в словаре.

Дети: Второе значение слова: “Кнопки- застёжки на одежде, обуви, состоящие из двух частей”.

Дети заполняют технологические карты в пункте (см. приложение пункт 2), пишут с комментированием.

Учитель: Поднимите руки те, у кого есть такие кнопки на одежде или обуви?

Удобны ли они?

Дети: У меня кнопки застёжки есть на куртке.

- А у меня на джинсовой рубашке.

У меня есть кнопки-застёжки на спортивной обуви. Они очень удобны, я обуваюсь быстрее, чем если бы обувь была со шнурками.

Учитель показывает большую мягкую игрушку: Посмотрите, у этого Мишки сползли штанишки. Почему?

Дети отвечают и застёгивают Мишке Кнопки на штанишках.

- Эта кнопка для Мишки.

Дети рифмуют.

Дети: Чтобы не сползли штанишки.

Учитель: Молодцы, повторите хором, что у нас получилось вместе. .

Дети:

Эта кнопка для Мишки,
Чтобы не сползли штанишки.

Учитель: Я рада, что эта маленькая кнопка подняла настроение всем присутствующим. Сейчас мы поговорим о следующем значении слова “кнопка”.

Есть ли у вас среди друзей, знакомых те, кого ласково, шутливо называют “кнопкой” или “кнопочкой”?

Ответы детей.

- Прочитайте третье значение слова в толковом словаре.

Дети: “Кнопка - маленький человек или ребенок (шутливо, ласково)”.

Дети записывают в технологических картах под пунктом 3.

Учитель: Если и хотите так назвать кого-то, скажите ласково, чтобы не обидеть, так как у каждого слова своя душа, на душу говорящего похожа.

Как бы Света сказала это слово? А Коля? А Денис?

Выслушиваются ответы детей.

- Этим же словом можно обидеть, унизить человека, тогда помрачнеет мир вокруг .Я желаю, чтобы душа у ваших слов была только доброй.

А теперь поговорим о других кнопках, о кнопках управления. Их очень много, остановимся только на некоторых.

Дети читают и записывают четвертое значение слова: “Кнопка управления”.

- К кнопкам управления относятся и кнопки на телефонах. Как называются такие телефоны?

Дети: Это кнопочные, сотовые, радиотелефоны. С помощью кнопок мы набираем нужный нам номер для связи.

Учитель показывает телефоны.

Учитель: Ребята, устно проспрягайте глагол “звонить”.

Дети спрягают глагол, учитель исправляет (если есть) орфоэпические ошибки.

- Говорите правильно (все проговаривают хором): ты звонишь, он звонит, мы звоним, вы звоните, они звонят (ударный - второй слог).

Дети самостоятельно записывают эти словосочетания со знаком ударения.

Звонит телефон на столе учителя.

Учитель: Алло, извините, у меня сейчас урок, я перезвоню вам позже.

Учитель предлагает детям сделать звонок из класса. Вместе вспоминают правила этикета телефонного разговора.

- Дети, будьте внимательны: звоните родителям, бабушкам, дедушкам, учителям - не забывайте их.

Продолжим разговор о кнопках управления. Перечислите предметы с кнопками управления, которые есть у вас дома.

Дети: Игрушки, телевизор, музыкальный центр, магнитофон, пылесос, кофемолка, миксер ...

Учитель: Скажите о роли этих кнопок в жизни людей.

Дети: Эти кнопки управления помогают людям, они облегчают нашу жизнь. Это кнопки- помощники.

Учитель: Какой кнопкой управления вы хотели бы научиться пользоваться? Д. Научиться управлять кнопками электронных часов.

Научиться быстро печатать на пишущей машинке.

Научиться управлять самолётами, ракетами ...

Учитель: Я думаю, Что вы научитесь всему, стоит только подрасти. Но кнопки управления могут стать и очень опасными. В каких случаях?

Дети: Кнопки опасны, если не умеешь ими правильно пользоваться!

Учитель: Кнопки есть и на орудиях, пультах ядерных ракет, они несут угрозу всему живому на земле. И важно, чтобы ими управляли умные, добрые люди!

Сделаем вывод: так ли безопасна кнопка?

Дети: Кнопка может быть злой, и доброй, и полезной, и вредной.

Всё зависит от людей.

Учитель: Правильно. Кнопка-слово многозначное. Характер этого слова связано мыслями человека.

Учитель вывешивает плакат: “Жизнь дана на добрые дела”.

- Прочитайте хором, объясните смысл пословицы.

Выслушиваются ответы детей.

- Как связан смысл пословицы с темой нашего урока? Запишите в технологических картах вывод.

Дети записывают: “Жизнь дана на добрые дела”.

Физминутка.

Учитель: Скажите, кто из сказочных героев жил на крыше и передвигался с помощью кнопки?

Дети: Это Карлсон.

Учитель: Дима, нажми, пожалуйста, на эту кнопку магнитофона, мы услышим весёлую песенку о Карлсоне и потанцуем вместе с Леночкой.

Лена показывает танцевальные движения

Творческая работа.

Учитель: С этим настроением переходим к поэтической минутке.

Мы будем сочинять четверостишия о кнопке. В технологических картах в пункте “Поэтическая минутка” прочитайте начало.

Дети (хором): Маленькая кнопочка

Лежала в коробочке.

Учитель: Продолжите рифмовку и запишите в картах. Можно посоветоваться с соседями.

Дети сочиняют продолжение.

-Что у вас получилось?

Дети:

Маленькая кнопочка
Лежала в коробочке.
Отдадим её Мишке,
Чтобы не сползли штанишки.

Маленькая кнопочка
Лежала в коробочке.
Грустно шептала она:
Никому я не нужна.

Маленькая кнопочка
Лежала в коробочке.
Ушки торчком,
Хвост крендельком.

Маленькая кнопочка
Лежала в коробочке.
Карлсон на неё нажал
И пропеллер зажужжал.

Маленькая кнопочка
Лежала в коробочке.
Учитель её взял
И всем нам показал.

Маленькая кнопочка
Лежала в коробочке.
Мы к пальто её пришьём,
А потом гулять пойдём.

Учитель: Молодцы! У вас получились весёлые, добрые четверостишия. Продолжите эту работу дома с мамами и папами, бабушками и дедушками. А сейчас время сказки о Кнопке.

Один из детей читает сказку, напечатанную в технологических картах. Стоял на столе кухонный Комбайн. Всё было хорошо, пока не заспорили Кофемолка, Соковыжималка и Миксер. Они начали выяснять, кто из них самый нужный в хозяйстве.

- Без меня хозяйка не сможет по утрам пить кофе. А она его так любит! - похвасталась Кофемолка. –

А без меня дети останутся, без сока, - хлопнула крышкой Соковыжималка.

- А как без меня сделают лёгкий, воздушный крем для торта? - Спросил Миксер. Их спор прервал старый Нож:

- Все вы по-своему правы. Все вы очень нужны, важны. Но всё-таки главной в вашем красивом Комбайне является Кнопка.

- Как это кнопка? Она совсем ничего не делает! - закричали все.

- Она вас всех приводит в движение. И если Кнопка сломается, вы будите бесполезны, - спокойно ответил Нож.

Учитель беседует с детьми о прочитанной сказке по содержанию: Кто хочет сам сочинить сказку о Кнопке? О какой? Как будет звучать начало вашей сказки?

Дети: Жила-была... В некотором царстве... Давным-давно...

Учитель: Прочитайте варианты начала сказок в технологических картах.

Дети: Кнопки бывают разные. - Маме подарили кухонный комбайн... - Мне подарили маленькую собачонку...

Учитель: Какой вариант вам понравился? Ответы детей.

Домашнее задание.

Учитель: Дома сочините и напишите сказку о Кнопке. Запишите её в технологических картах.

Итог урока.

Учитель: Итак, ребята, мы прошли большой путь от слова к тексту, от текста к пониманию окружающего мира. А как вы думаете, что нужно делать, чтобы понимать окружающий мир?

Дети: Много читать, уметь высказывать свои мысли, рассуждать, общаться с интересными людьми, уметь слушать, быть добрым...

Учитель:

В каждой школе есть она.
Кнопка эта так важна!
На неё нажмут нам в срок -
Вот и кончился урок!

Дата

Технологическая карта.

Класс Школа

Фамилия, имя уч-ся

Тема урока: “Так ли безобидна кнопка?”

Цель: От слова к тексту, от текста к пониманию окружающего мира.

Работа на уроке Обрати внимание
1  
  канцелярская
2 офис
  Застёжка
3 Телефон
  Фотоаппарат “Кодак”.
4 “Палароид”
  Кнопка управления
5 Магнитофон
  Кухонный комбайн
6 Телевизор
  Пылесос
7. Вывод  
8. Поэтическая минутка. Маленькая кнопочка. Лежала в коробочке.  
9. Продолжи сказку. Жила- была на письменном столе кнопка. Кнопки бывают разными — добрыми и злыми.. Маме подарили кухонный комбайн... Мне подарили маленькую собачку...  
10. сказка о кнопке. Стоял на столе кухонный комбайн. Всё было хорошо, пока не заспорили кофемолка и миксер. Они начали выяснять, кто из них самый нужный в хозяйстве. -Без меня хозяйка не может по утрам пить кофе. А она его так любит!- похвасталась кофемолка. — А без меня дети останутся без сока,- хлопнула Крышкой соковыжималка. - А как без меня сделают лёгкий, воздушный Крем для торта?- спросил Миксер. Их спор прервал старый нож: - Все вы по своему правы. Все вы очень нужные, важные. Но всё- таки главной в вашем кухонном комбайне является кнопка. - Как это кнопка? Она совсем ничего не делает! -закричали все. - Она вас всех приводит в движение. И если Кнопка сломается, вы будете бесполезны,- спокойно ответил Нож.  
11. Моя сказка