Урок-путешествие по теме: "Координаты на прямой"

Разделы: Математика


Тип урока – изучение нового материала, т.к. содержание урока познавательного характера.

Цель урока: дать учащимся представление о координатной прямой, о координате точки; вырабатывать навык расположения чисел на координатной прямой.

Ход урока

Урок начинается с объяснения темы, постановки цели. В течении урока учащимися предложено побывать на шести станциях. На каждой станции своеобразные задания, при выполнении которых учащиеся получают право перехода к следующей станции. На каждой станции правильно выполненного задания, ребята получают «координки» (жетоны). По количеству жетонов оцениваются учащиеся. Рассмотрим подробнее каждую станцию.

1-я станция «Посчитай-ка».

Учащимся на доске предлагалось вычислить устно три вида упражнений. За быстрое решение учащиеся получают жетон.

Первое упражнение:

6 : 12

10 : 4

5 х 1,4

х 1,6

- 1,2

- 3,2

- 0,35

х 6

: 0,2

+ 0,15

+ 1,2

х 0,4

: 4

: 18

+ 2,4

________

_________

_________

?

?

?

Второе упражнение:

3,5/7 х (0,6 + 0,4)     (7,8 – 7,4/5) х 2,2/7      3,15 х (4,2/3 – 3,2/3)

Третье упражнение:

Устный счет, на станции «Посчитай-ка», предназначался для эмоционального настроя учащихся на дальнейшую работу.

2-я станция «Незевай-ка».

Ребятам, предлагалось внимательно прослушать сказку, где излагался изучаемый материал. Были выбраны помощники, которые помогли сказку продемонстрировать наглядно, с помощью нарисованных иллюстраций.

Опишем содержание познавательной сказки.

«Где-то есть страна Математика. В этой стране живут числа, знаки, выражения. В городе «+» живут – положительные числа, а в городе «- »

живут – отрицательные числа. Правит этим государством король Ноль I. Однажды приползла к ним госпожа прямая и сказала: «Я мечтаю посмотреть на ваше красивое государство с высоты. Помогите мне подняться, сама я не могу этого сделать, боюсь переломиться.»

Числа не отказали в помощи. Положительные числа встали и приподняли прямую справа, а отрицательные встали и приподняли прямую слева. Все бы хорошо, но прямая чуть не переломилась, не хватало одного числа. Позвали числа на помощь короля.. Выручил ноль: он встал между положительными и отрицательными числами по серединке, и сказал:

Я на шкале - число-граница,
Где встану я - там чисел штаб.
Я числам разрешаю разместиться,
На выбранной прямой:
О, направленье и масштаб.

Числа разместились как полагается от нуля, и стали показывать положение на прямой (координату точки), а прямая выбрала направление и масштаб. Но, как только приподнялась прямая, от восхищения видом сверху на красивое государства, не удержалась она и упала, придавила цифры, которые так и не смогли выбраться и остались служить Прямой навсегда.

Ноль стали называть началом отсчета и дали ему титул точки «О», а саму Прямую – координатной прямой. По сей день живет она в стране математики, но иногда заходит в гости и в другие страны: историю, географию и т. д.».

3-я станция «Проверяй-ка».

На этой станции, с помощью системы вопросов, проверялись знания учащихся. Школьники пытались сформулировать первичное правило - что такое координатная прямая, что такое координата точки, какие необходимые условия для изображения координатной прямой и т. д.

4-я станция «Познавай-ка».

На этом этапе, ребята работали с книгой. Читали определение координатной прямой, координаты точки, а также рассматривали примеры в учебнике, обращали внимание на запись и чтение положительных и отрицательных чисел.

Предпоследняя станция называлась «Закрепляй-ка». На этой станции ребята закрепляли пройденный материал.

Использовалась игра при закреплении нового – «Живая точка». У каждого ученика лежали на столе модели, с которыми предстояло работать школьникам.

( Модель изготовлена из картона размером 15 х 4см., через отверстия по краям полоски продевают нитку с бусинкой – «Живая точка». На обороте завязывают нить.)

Одного учащегося вызывали к доске, где располагалась большая модель. ( На доске изображен рис. 3. «Живая точка» сделана из картона и магнита, приклеенного с обратной стороны). Дается команда, например, от начало отсчета, вправо пять единичных отрезков, от полученной координаты, влево семь единичных отрезков вправо четыре отрезка и т.д.

Ученик, который стоял у доски, выполнял задание перед всем классом, а все остальные ребята работали на своих местах. Затем ребята проверяют своего одноклассника.

После проведения игры, учащимся предложены номера из учебника. На этом этапе роль учителя - консультант-помощник. Проверка осуществляется на усмотрение учителя.

Последняя станция «Задавай-ка».

На этой станции задается домашнее задание, подводится итог урока, оцениваются учащиеся.