Цель: Создание единого коллектива: ученического, родительского и учительского.
Кто он – наш ребенок! Каковы слабые места в его здоровье? На что в первую очередь надо обратить внимание при его воспитании? Как сделать так, чтобы ему лучше – жилось в школе, во дворе, под крышей дома своего? Все эти вопросы должны волновать родителей.
До недавних пор считалось, что главным воспитателем должна быть школа, класс, а семья лишь постольку, поскольку у родителей хватает, а также не хватает времени на обучение с детьми. Однако сегодня никто не станет спорить с тем, что коллективное воспитание не приносит желаемых результатов. Мы должны помнить, что все лучшее закладывается в семье, дети впитывают все жизненные впечатления и получают жизненный опыт вместе с любовью матери и ее поддержкой, с отцовским уважением. Контакт с родителями нужен, как воздух.
Идя, на встречу с родителями я всегда придерживаюсь таких правил общения:
- Как сделать своим другом родителя? (Всегда соблюдать педагогический такт в общении с родителями).
- Оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка.
- Говорить в начале разговора о сильных сторонах ребенка, а потом о поступках (Недостатки можно исправить через достоинства).
- Подходить к воспитанию ребенка с оптимистической верой. (Внушать родителям веру в исправления ребенка лишь при условии сотрудничества школы и семьи).
На первом собрании “ нового” класса выбираем направления работы с семьей.
1. Изучение и познание семьи.
а) Ф.И.О., домашний адрес, телефон, место работы и должность.
б) Состав семьи (Кто совместно проживает).
в) Наличие в доме животных.
г) Ваши увлечения, пристрастия.
д) Об индивидуальных особенностях здоровья ребенка.
е) Друзья вашего сына или дочери.
ж) Чей авторитет в семье для ребенка наиболее эффективен.
з) Ваша помощь классному руководителю в воспитании детей.
2. Психолога – педагогическое просвещение родителей.
Вначале года работаю совместно с психологом в классном коллективе, после того как накоплен материал, на собрании выступает перед родителями школьный психолог.
3. Информационная работа классного руководителя.
Информацию родители получают через дневники, по телефону, при посещении квартир, приглашения в школу, каждую четверть отправляю благодарственные письма родителям, чьи дети успешны во всем.
4. Индивидуальная работа с неблагополучной семьей. (Приложение 1)
5. Организация совместных дел.
а) Наша семейная визитная карточка.
б) Вечер памяти предков, встреча двух поколений.
в) Мир семейных увлечений (походы, поездки, мое хобби).
г) Классные собрания “Поговорим по душам” (Приложение 3).
д) Игра “Счастливый случай” (Приложение 2).
Приложение № 1
1. Этапы работы с неблагополучной семьей
а) Приглашаю родителей на любое дело в классе.
(На голубой огонек, на сооружение снежного городка, на классные собрания, на ремонт класса, на оформление класса)
б) Провожу доверительную беседу для того, чтобы открыть глаза на своего ребенка.
в) Еще раз приглашаю и даю поручение (Помочь сделать наглядные пособия, помочь отремонтировать мебель в классе и т.п.).
г) Еще раз доверительная беседа - озадачить родителей, что могут потерять ребенка.
д) Личное предупреждение, что будет разговаривать родительский комитет.
е) Выход родительского комитета на дом. (Разговор по душам).
ж) Официальный разговор в школе на АПС (административно-педагогическом совете).
з) Направить письмо на предприятие, в трудовой коллектив.
и) Подача заявления на комиссию
к) Привлечение инспекции.
л) Лишение родительских прав. (В моих классах до этого ни разу не доходило).
Приложение № 2
Игра “Счастливый случай”
Цели:
- Развитие культуры общения детей и родителей.
- Повышения познавательной активности у учащихся .
В игре участвуют по 6 человек: 6 учащихся, 6 родителей.
В течении нескольких минут задаются вопросы сначала команде учащихся, а затем команде родителей.
Оборудование: Музыка, плакаты, мел, ручки, листки.
Ход мероприятия.
Добрый день друзья
Собрались мы вместе все не зря
Случай провести счастливый самый
Радость и веселье, всем даря
Мы дождались радостного дня
Всю игру проведу я.
Сегодня проходит очередная игра “Счастливый случай”. Должна сказать сразу, что игра у нас необычная, связанная с математикой.
НАШ ДЕВИЗ: “Мы делим дружбу пополам, как делит угол биссектриса.
(Представление)
Вас ждет игра - понятно это!
Ну, а как же победителя найти.
Да, сегодня нам нужны те люди
Что будут счет всем конкурсам вести.
(Представление жюри)
1. ГЕЙМ “Что мы помним, что мы знаем из прошлых школьных лет.
1. Как называется сотая часть числа?
2. Какое число делится на все натуральные числа без остатка?
3. Как найти неизвестное делимое?
4. Назовите единицу массы драгоценных камней.
5. Первая женщина математик?
6. Три в квадрате равно девяти, четыре в квадрате равно шестнадцати, а чему равен угол в квадрате?
7. Можно ли при делении чисел получить ноль?
8. Наука, изучающая фигуры в пространстве?
9. Периметр прямоугольника равен 64 см. Чему равна сторона квадрата с тем же периметром?
10. Как называется прямоугольник с равными сторонами?
11. Найдите градусную меру угла, который составляет шестую часть развернутого?
12. Как называется натуральное число, имеющее два делителя?
13. Наименьшее натуральное число,
14. Как называется знак корня?
2. ГЕЙМ “Спешите видеть”
Этот гейм необычный. Здесь вам нужно проявить выдумку, фантазию, быстроту действий.(два человека из команды )
1. Придумать новую геометрическую фигуру дать ей название и описать свойства.
2. Начертить одновременно двумя руками окружность.
3. Что можно дорисовать к каждой из фигур, чтобы превратить ее в тот или иной рисунок,
4. Отмерить на глаз 1 метр ленты.
5. Участники (двое) становятся друг к другу спиной. Ведущий задает вопросы каждому по очереди. Какого цвета глаза у соперника?
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.
3. ГЕЙМ. “Дальше, дальше, дальше”
(Этот гейм состоит из двух туров)
1. Заключатся в том, что каждая команда за 2 минуты должна, как можно больше составить слов из слова “треугольник”.
2. Заключается в том, что каждая команда называет по очереди математические термины, которые начинаются :
Для 1 команды на букву “П”
Для 2 команды на букву “Т”
4. ГЕЙМ. “Самый сообразительный”.
1. В лес пошли две матери, две дочери и одна внучка
Сколько человек пошли в лес?
2. Тройка лошадей бежит 24 километра. Сколько километров бежит каждая лошадь?
3. Когда мы смотрим на цифру 3,а говорим 15?
4. Какой знак нужно поставить между двумя пятерками, чтобы получилось больше пяти, но меньше шести?
5. В сказке “Поди, туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что” царь послал стрелка Андрея за тридевять земель. А сколько это тридевять?
6. Десять солдат строились в ряд.
Десять солдат шли на парад.
Девять десятых было усатых.
Сколько там было безусых солдат?
7. Если цифру повернуть сверху вниз, она уменьшится на 3.Какая это цифра?
8. Назовите единицу измерения скорости на море.
9. Назовите наибольшее отрицательное целое число.
10. Две головы ,две руки ,шесть ног. Кто это?
5. ГЕЙМ “Темная лошадка”
(Этот гейм ведет гость) Награждается команда победительница.
Ну, вот и настали минуты прощанья,
Чем могли, постарались развлечь,
До свидания, друзья, до свидания,
Будьте счастливы, до новых встреч.
Приложение №3
На предыдущем собрании провожу анкету:
1. Семейный климат, каков он?
2. Члены семьи и их роли.
3. Какие роли у детей? Есть ли они вообще?
4. Бывают ли в семье конфликтные ситуации?
5. Кто более авторитетен в семье?
6. Как проходит время досуга?
Анализируя анкеты, понимаю, что в большинстве семьях нет нормальных родственных отношений, т.е. нет благоприятного психологического климата.
Близкие люди должны знать о слабых и сильных сторонах друг друга и учитывать это при общении. Тогда и семейный климат потеплеет. Очень важна совместная трудовая деятельность. И очень немногие проводят досуг со своими детьми. А это все важно в воспитании ребенка. Больше давать поручений своим детям, не случайно дети говорят; “Раз мне поручили, значит доверяют”. ПОМНИТЕ; общение с детьми в семейном кругу обогащает и вас ,родителей.
Лев Толстой сказал: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”
И подарить это счастье каждый из вас может, даже не имея денег, а просто общаясь с ребенком в каком – то деле или на досуге.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
1. Жизнь наша тяжела во всех отношениях, без ссор трудно обойтись. И все ж постарайтесь ссориться как можно меньше, взаимные упреки перенесите, когда ребенок уже спит, или на улице,
Помните! Что терпение – это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.
2. Никогда не отвечайте на их обращение словами: “Мне некогда”,
(Вы опасаетесь потерять родительскую любовь).
3. Невозможно обращаться со всеми детьми одинаково. Ищите свое в создании нормального семейного климата.
ЛИТЕРАТУРА
- Издательство “Семья и школа”, Москва.1995 г. С.Мартынов. “Здоровье под знаком зодиака”.
- Москва “Просвещение”1978 г “Как вести за собой” А.Н.Лутошкин.
- ”Волгоград” 2002г Н.М. Скоркина “Методические разработки родительских собраний”
- Санкт – Петербург 2002 г. Издательский дом ЛИТЕРА. Л. Е. Сколотнева “Праздники в школе”.
- Из опыта работы.