Цели:
- Закрепить вычислительные навыки по теме : “ Сложение и вычитание двузначных чисел”, навыки решений простой задачи, умения составлять обратные задачи. Отрабатывать навыки устного счёта.
- Продолжить работу над развитием самостоятельности и активности мышления учащихся; способствовать развитию внимания, смекалки, математической речи ребят, интереса к предмету.
- Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность, любовь к природе.
Оборудование: математическое лото, алфавит, ребусы, звукозапись голосов птиц, мешочек с геометрическим материалом.
1. Организационный момент.
У. Сегодня 11 декабря. Составьте выражения, используя разные арифметические действия, в результате которых будет число 11.
2. Устный счёт.
У. Прочтите на доске числа 13, 15, 16. Нужно написать табличные случаи сложения этих чисел, используя только однозначные числа.( У доски работают 3 ученика. За их работой следит и оценивает ученик-“счётчик”)
У. А все остальные ребята работают с математическим лото. Я буду говорить выражения, а вы закрывать ответы фишками.
1. 7+7=14(м) 2. 9+7=16(о) 3.10+3=13(л) 4. 12+4=16 (о)
5. 5-0=5(д) 6. 25-1=24(ц) 7. 30-1=29(ы)
Теперь самостоятельно прочтите слово, где каждый из ответов совпадает с порядковым номером буквы в алфавите. Какое слово было зашифровано?
Д. Молодцы!
3. Минутка чистописания.
У. Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
Выполните самостоятельно показ цифры ( заранее прописанной учителем в каждой тетради). Какую цифру писали?
Д. 7,5,3,2.
У. Можно ли их объединить в одну группу?
Д. Да.
У. По какому признаку?
Д. Эти числа однозначные.
У. Прочтите эти числа в порядке возрастания, убывания. Составьте возможные варианты двузначных чисел.
4. Тема урока.
У. На уроке продолжаем работать над темой “Сложение и вычитание двузначных чисел”. Запишем и решим выражение ( к доске вызываю ученика) 42-3=42-2-1=40-1=39
79+10=70+9+10=80+9=89 (с подробным комментированием)
А теперь самостоятельная работа в учебнике математика на стр.60 №3(2ст.). Проверка.
5. Физ. минутка.
6. У. Продолжаем работать с учебником на стр. 60. ( Группа способных детей самостоятельно выполняет №7, а остальные ребята находят “лишнее выражение”, записанные на доске.)
35-6 17+8 36-10 12-3
7. Отгадывание ребусов.
ЛАС . , С 3 Ж, 40 А.
Какие из этих птиц, названия которых вы разгадали, не остаются зимовать?
Как одним словом мы их называем? Какие зимуют птицы в наших краях?
8. Работа с задачей.
У. Составьте задачу по краткому условию.
Было - ? синиц
Улетело – 11 синиц.
Осталось – 5 синиц
У. Что означает число 11? 5? Можно ответить на вопрос задачи?
Каким действием?
Самостоятельно запишите решение и ответ задачи.
Составьте обратную задачу (ученик вызывается к доске записать краткую запись к обратной задачи)
Было – 16 синиц Было – 16 синиц
Улетело - 11 синиц Улетело -?
Осталось - ? Осталось – 5 синиц
9. Геометрический материал.
( Звучит звукозапись голосов птиц).
У. Тяжело птицам в зимнее время? Можем ли мы , ребята, им помочь? Чем?
А для семян можно сшить вот такой мешочек.
Интересно, что там?
- С закрытыми глазами, вытащите из мешочка только одну геометрическую фигуру и назовите её. (В мешочек помещены треугольник, квадрат, круг)
- У каждого учащегося на парте набор геометрических фигур.
У. Найдите среди геометрических фигур треугольник.
Найдите периметр. Что для этого необходимо знать?
Д. Длину каждой стороны.
У. Другими словами, что такое периметр?
Запись оформите в тетради.
10. Итог урока.