Люблю и знаю, знаю и люблю,
И тем сильней люблю, чем больше знаю…
Ю. К.Ефремов
А нам есть что любить и узнавать, ведь нам выпала замечательная возможность жить в одном из крупнейших регионов страны. Его площадь составляет более 10% территории нашей Родины. Вдоль Енисея край протянулся на 3000 километров от Саянских гор на юге до Карского моря на севере. Разнообразны его природные условия: горы, степи, таежные дали и тундровые просторы, могучие реки, впадающие в Северный Ледовитый океан. И всюду результаты труда человека, который жил здесь примерно с 20 тысяч лет до нашей эры.
Всего один день 28 мая 1890 года, был в Красноярске Антон Павлович Чехов. Но как много он увидел. В замечательных очерках “По Сибири” он писал: “Енисей – широкая, быстрая, гибкая река; красавец лучше Волги” “… Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица, зато Енисей – могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать силы и молодость… В берегах Енисею тесно” “На этом берегу Красноярск, самый лучший и красивый из всех сибирских городов, а на том – горы, напоминающие мне о Кавказе, такие же дымчатые, мечтательные. Я стоял и думал: “Какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!”
Какими пророческими стали слова А. П. Чехова.
Работая с учениками, учу их не рассматривать изолированные факты и явления, а решать любую проблему, учитывая всевозможные связи. Стремлюсь прививать экологическую культуру. Естественно, реализую цели и задачи, заложенные программой.
Использую различную дополнительную литературу: справочники, энциклопедии, словари, художественную литературу, а также тот материал, который я накопила, работая с другими учениками: их выступления, доклады, альбомы.
Начав работать по учебникам 1-4 по системе Занкова, прежде всего я изучила программу и сами учебники, выяснила, что уже непосредственно в программе заложен минимум по теме “Краеведение” для учащихся 3-4 классов.
Краеведение 3 класс
Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание охраняемых растений, животных, грибов, усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности.
Родной край в изучаемый исторический период: природные условия, территориальную принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.
Возможные экскурсии: в краеведческий музей, в художественную галерею, в музей прикладного искусства.
Знать:
- Характерные признаки сезонов года родного края.
- Названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных.
- Названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных.
- Особенности природы своего края.
Уметь:
- Узнавать особо охраняемые растения и животных родного края.
- Называть характерные признаки сезонов года родного края.
- Фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды.
Кроме названного, школьникам по данной программе, представляется возможность овладеть следующими дополнительными знаниями и умениями, иметь представление об истории родного края.
Краеведение 4 класс
Областные (краевые, республиканские) органы власти. Областная (краевая, республиканская) символика. Родной край в изучаемый исторический период. Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.
Знать: достопримечательности родного края.
Уметь: узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края.
Свою работу по изучению родного края я начинаю непосредственно с первого класса. Начиная со второго класса, изучение регионального компонента отображено в тематическом планировании по курсу “ Мы и окружающий мир”.
Неизбежно, что до того как ученики непосредственно в 3 классе начнут изучать материал по краеведению, у них уже накопится обилие фактов, сведений, событий, названий. А личный опыт каждого человека, как утверждают психологи, является для него самоценным и заслуживающим доверия, поскольку он служит, в конечном счете, единственным критерием оценки жизненных событий.
Происходит создание своего рода знаковой системы в сознании ученика, применение метода “узелка на память”, который приближает к нему далекие для него явления. А когда “узелки” уже завязаны в мозгу ученика, нужно только вовремя обратиться к ним.
Зарисовки с уроков
Русский язык 1 класс
Тема: Перенос слов.
-Отгадайте загадку; напишите отгадку, разделив слово для переноса.
Белая птица
Над морем летает.
Рыбу увидит-
Сразу хватает.
- Кто из вас видел чайку, где? (У нас в городе тоже летают птицы похожие на чайку- бакланы.)
- А как правильно называют этих птиц? (Сизокрылая чайка).
Риторика, русский язык (интегрированный урок)
Тема: Сочинение – описание по плану.
План:
- Представление предмета.
- Основные признаки предмета.
- Твоя оценка, твое отношение к предмету.
- Твое заключение. (вывод)
После знакомства с описанием стали рассуждать, что можно описывать, кого?
- А что бы мы могли описать в классе?
Ученики предложили : “Давайте опишем чучело птицы, которое стоит у нас в классе”. В оживленной беседе выяснили, что это куропатка, что она из отряда куриных.
- Есть еще одна из крупнейших птиц из отряда куриных – глухарь.
Он, так же как и куропатка не улетает на зиму, а стойко ее переносит. Посмотрели отрывок из видеофильма.
До просмотра видеофильма ученики считали, что чучело куропатки – самочка, а после просмотра пришли к выводу : это самец так как у него над глазами так же как и у глухаря красная полосочка. Затем ученикам по выбору было предложено описать или глухаря или самца куропатки. Работы получились достаточно интересные.
Но не только на уроках я затрагиваю вопросы регионального компонента, но и на факультативе РТВ (развитие творческого воображения).
На одном из занятий, проводя игру “ Бывает – не бывает” спрашиваю ребят:
“Как вы думаете, могут ли среди зимы висеть на ветках красные яблоки?”. После рассуждений зачитываю текст из книги писателя Красноярского края Виктора Бороздина “Там где звенит Енисей”.
Яблоки.
С дерева падают яблоки: желтые, красные… Зимой яблоки?!
Подхожу ближе. В снегу глубокие отметины, словно от детских валенок. Делаю еще шаг. Фрр-р-р-рр и опять на ветках яблоки.
Это снегири с синицами затеяли игру в палочку – застукалочку. Зима…
Выясняем, что помогло автору написать такой прекрасный рассказ.
А прочитать другие интересные рассказы о нашем крае писателя Виктора Бороздина вы сможете, посетив детскую библиотеку, ее читальный зал.
В исследовательских работах моих учеников прослеживается знание истории нашего региона: так Влад Сайко в своей работе “Такие разные дома” рассказывает о чуме, о доме изо льда, о доме в лесной зоне. Даша Бурцева описывает русскую избу, а Настя Канаева – современные дома.
В своей работе нацеливаю учеников, чтобы они стремились самостоятельно добывать информацию, обращаясь к различным энциклопедиям, справочникам, словарям, картам, смотрели передачи о природе, читали детские журналы “Свиристель” и другие, а так же при любой возможности выезжали с родителями за город и старались ответить на вопрос “Что я вижу?”.
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму (китайская пословица).
Русский язык
Работа над словами для запоминания
Театр. В Красноярском крае девять различных театров. Норильский Заполярный театр им. В.В. Маяковского самый северный театр в мире.
Заповедник. Государственный заповедник “Столбы” известен своими скалами столбами.
- Почему заповедник так назван?
- Какие ещё есть заповедники в Красноярском крае? (Поможет карта Красноярского края)
Тема: “Безударные гласные в корне”
Долина, дол - низменность, удлинённая впадина вдоль речного русла, между гор.
Пословица: Горы нападают, долы встают.
Между Средне-Сибирским плоскогорьем и Западносибирской равниной проходит долина Енисея.
На плато Путоране много глубоких озёр, долин, порогов, водопадов. (Рассматривание карты, демонстрация видеозаписи плато Путорана)
Гора. Высшая точка плато Путорана – гора Камень.
Однокоренные слова: горка, горушка, пригорок, взгорье, угорье (склон горы), горный, нагорный, гористый, косогор, горняк, горнорабочий.
Горный бран
Гористый рельеф
Профессии родителей: горняк, горнорабочий.
Имена собственные
Красноярск – административный центр края.
Норильск – самый крупный город среди северных городов мира.
Дудинка – город-порт, центр автономного округа.
Использую названия городов при изучении темы “Алфавит”
Работая над каллиграфией, тоже использую различные имена собственные.
Енисей – крупная река Сибири.
Художник Василий Иванович Суриков родился в Красноярске.
Виктор Петрович Астафьев пишет о природе, о людях живущих и работающих в Сибири.
Село Шушенское. Река Шушь.
Диктант
Лебеди на озере.
Наступила холодная осень. Птицы давно улетели на юг. Только два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.
Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть.
Дядя Миша и его сын Вася принести лебедей домой. Птицы жили у них во дворе до весны.
- О ком рассказ?
- А знаете ли вы, что лебедь занесён в “Красную книгу”?
(Рассматривание иллюстраций, прослушивание грамзаписи голоса птицы, рассказ учителя из собственных жизненных наблюдений о семействе лебедей в 30 км от г. Норильска)
Тема: “Понятие о глаголе как части речи. Роль глаголов в нашем языке”
Зрительно-слуховой диктант
Осели, опали сугробы-дома,
Увяли, как лист осенний.
И клочьями снега слиняла зима,
Как шерсть моего оленя.
Огдо Аксёнова “Весна”
- С помощью каких слов автор показал, что происходит со снегом?
- Какой частью речи являются эти слова?
(Записывают под диктовку, подчёркивают глаголы. Устно ставят вопросы)
Чтение
Изучая русскую народную сказку “Хаврошечка”, разговаривая о том, как героиня усыпила сестёр, выясняем, как называются такие песенки (колыбельные).
Знакомимся с колыбельной Огдо Аксёновой.
Баю-бай уйбачи,
Бэлу-лээ уйбачи,
Одеяла из мехов
Легче летних облаков.
Ночь, как день, прозрачней тени,
Хрипло хоркают олени.
Окружающий мир
Одомашнивание животных.Собака
Недалеко от города Красноярска на берегу Енисея в пещере были найдены останки домашних собак. А у нас на Таймыре для чего человеку нужна была собака? Это в прошлом. Сейчас. В будущем. Были ли другие животные одомашнены. (Северный олень кошка…)
С одомашниванием животных изменилась ли жизнь людей? Как?
Как использовал человек прирученных животных?
Собака |
Кот |
Олень |
Лошадь |
Корова |
- Помощь на охоте
- Охрана жилища
- Борьба с грызунами
- Средство передвижения
- Обработка земли
- Получение продуктов питания
Карточки для учеников
Никто не может сказать точно, когда человек приручил северного оленя. Науке это неизвестно. Но знаю, точно известно, какую роль сыграл одомашненный олень в жизни народов севера. В суровых условиях тундры он заменил им практически всех домашних животных. Во всяком случае, лошадь, корову, овцу.
Интересные вопросы
- В каком лесу более влажная почва: там, где больше брусники или черники? (Черника более влаголюбива)
- Какое дерево нельзя транспортировать по воде самосплавом и почему? (Лиственница – её древесина тяжёлая и воде быстро тонет)
Огромная территория Красноярского края расположена в пределах 3 климатических поясов: арктического, субарктического, умеренного.
Большая протяжённость края с севера на юг позволяет поделить территорию края на северный, центральный и южный. Климатические условия, которых определяют природные условия и хозяйственную деятельность человека.
А для нас, учителей, это огромная кладезь, откуда можно черпать и черпать материал для изучение и исследования творчества.
Открытый урок русского языка в 3 классе (по система Занкова).
Тема урока: Состав слова.
Цели урока:
- Продолжить работу над темой. Состав слова.
- Развивать орфографическую зоркость речь учащихся расширять словарный запас.
- Воспитывать любовь к Родному краю.
Оборудование: Толковый словарь, словарь фразеологизмов, гербарий, видеозапись, магнитная азбука, образец букв, веер.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели урока.
- Работа над темой.
Слово делится на части.
Ах, какое это счастье.
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? Чем будем заниматься на уроке?
1. Устные упражнения в подборе однокоренных слов для проверки безударных гласных в корне.
Привет тебе мой край родной
С твоей великою рекой
С твоими темными лесами
И неоглядными полями.
- Показать веером букву. Назвать проверочное слово.
2. Чистописание.
- О какой реке нашего края говорится в четверостишии? (Енисей)
- Какую букву будем прописывать? Ей соответствует звук согласный, непарный, бывает твёрдый и мягкий.
Нн ннн НН
-Пропишите до конца строки, соблюдая подмеченную закономерность.
Енисей-батюшка.
- Как вы понимаете данные слова?
Енисей одна из крупнейших рек мира.
-Запись под диктовку.
3. Словарно- орфографическая работа.
-Составляем слово и узнаём, куда несёт свои воды Енисей.
АНОЕК
ОКЕАН
-Что вы знаете об этом океане? Северный Ледовитый океан – самый маленький.
-На какие две группы мы можем разделить данные слова:
Вокзал
Подошёл
Провалилась
Гербарий
Закричала
(Существительные глаголы. С приставками без приставок. С проверяемыми безударными гласными с непроверяемыми безударными гласными)
-Записываем, комментируем, выделяем безударные гласные, корень слова, подбираем проверочные слова устно.
4. Работа по теме урока.
-Выбираем из гербария размещённого на доске растения о которых говорится в загадках.
Что это за девица не швея не мастерица ничего сама не шьёт а в иголках круглый год. (Ель)
Стоит Алёна платок зелёный тонкий стан белый сарафан. (Берёза)
Есть у родственницы ёлки неуклюжие иголки но в отличии от ёлки опадают те иголки. (Лиственница)
В сенокос горька а в мороз сладка что за ягодка. (Рябина)
- Записать одно из слов подобрать однокоренное разобрать его по составу проверка.
5. Физминутка.
-Отгадав загадку узнаем физминутку.
Угадайте что за птица
Света белого боится
Клюв крючком глаза пятачком
Ушастая голова. Это…
Физминутку проводит ученик.
Совушка-сова большая голова
На суку сидит головой вертит
Крыльями хлоп, хлоп,
Ногами топ, топ.
-Есть ли в тексте физминутки однокоренные слова. Совушка-сова.
-Запишите в тетрадь разберите по составу.
6. Работа в учебнике.
Русский язык.3 класс. А. В. Полякова.
с.78. упр.139.
Синицы сидят на ветках. Они звенят, трещат и смотрят на подоконник где лежит кусок чёрного хлеба.
-Прочитать. О каком времени года говорится? Можем ли мы увидеть синиц зимой у нас в городе Норильске? А в Красноярске? Как люди заботятся о птицах зимой?
-Разберите по членам предложения первое предложение. Слово подоконник по составу. Выполняем в учебнике простым карандашом. Поверка.
7.1 Домашнее задание. с.78 .упр. 139 . 1. 2. задание. При выполнении задания 2 воспользуйтесь словарем фразеологизмов.
8.Работа в тетради на печатной основе. А. В. Полякова. Русский язык. Тетрадь 2. 3 кл. 1-4.
с.27. Полярная сова.
Полярные совы зимуют в тундре. В ночной темноте пролетают они в звёздном свете над искрящимися снегами.
Полярная сова- огромная белая птица. У неё круглая голова раскрытые широкие крылья сливаются с белизной снегов.
Эта замечательная птица очень рано начинает откладывать яйца. Самое удивительное что даже в сильные морозы яйца не застывают их согревают родители.
Обычным кормом птиц являются полярные мыши пеструшки, которые зимой живут под снегом. Охотятся совы и на зайцев.
-Прочитать текст. Соответствует ли описание внешнего вида совы представленной иллюстрации? Демонстрация иллюстрации из книги…
-Прочитать текст про себя, найти в тексте формы слов сова птица. Проверка.
7.2.Домашнее задание. Закончить работу над упражнением в соответствии с заданием к нему.
9. Итог урока.
-Чему учились на уроке?
10. Творческая минутка.
-Красива и многообразна природа Крайнего севера. Предлагаю вашему вниманию видеосюжет “Тундра весной”
Во время просмотра учитель читает стихотворение:
Знаешь, как пахнет тундра весной?
Лучших запахов в мире нет!
Ветром, цветами, талой водой,
Слитыми в дивный букет!
Больше цветов в ней, чем на небе звёзд,
И пусть невзрачны они,
Запах их слаще мёда и роз
В эти весенние дни.
Так пахнет воля высоких широт,
Северный дикий простор.
Властно манит он и властно зовёт
К бегству из каменных нор.Станислав Белобжеский
После просмотра видеосюжета учитель предлагает учащимся сочинить четверостишие со словами: жарки-жар, пушица-пух.
Стихи учащихся.
Шпаков Алексей.
И, может потому, что коротки
Весенние природы промежутки
Кострами полыхают здесь жарки,
Колышутся морями незабудки.
Осипенко Дарья.
Красивые цветы жарки.
Они как жар сияют.
Но в воду ставить их не смей!
Они мгновенно увядают.
Макарова Екатерина.
Оранжевые бутончики
Растут в тундре у нас.
Они как солнце яркое радуют глаз.
Пушицы пух кружится,
На землю он ложится.
Неужели зима настала.
Весело всем нам стало.
Но это пушицы…
Пух по тундре кружится.