ЦЕЛЬ: знакомство с числом 10, его образованием и записью; повторение и обобщение знаний детей о последовательности чисел от 1 до 9;
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
- Сегодня у нас необычный урок математики. Я предлагаю вам отправиться в исследовательскую экспедицию. А вот, что будет объектом нашего исследования, вы узнаете не сразу.
- Вы согласны?
-Приступаем к началу исследования.
-Первое задание – магические квадраты. - Заполните пустые клеточки так, чтобы сумма чисел в столбцах и в строчках должна быть равна числу, находящемуся в центральной клеточке.
1 | 3 | |
8 | ||
4 | 2 |
1 | 3 | |
9 | ||
4 | 2 |
-Вы справились с первым заданием и теперь давайте узнаем, что же будет объектом нашего исследования. (На доске открывается тема урока, и дети хором читают “Число 10”)
III. Изучение нового материала.
- Запишите числа, с которыми вы уже знакомы? (1,2,3,4,5,6,7,8,9)
- Подумайте и ответьте на вопросы:
- Назовите число, следующее за числом 7;
- Назовите число, предшествующее числу 6;
- Назовите число, следующее за числом 5 и предшествующее числу 7;
- Назовите число, следующее за 9;
1. Работа в тетради. - Когда учёные что-либо исследуют, они проверяют всё, что связано с объектом их изучения. Давайте проверим, хватит ли нам знаний, чтобы приступить к серьёзному исследованию.
За девятью идёт десятка.
Ты это знаешь?
Молодец!
Сочти все пальцы по порядку-
И счёту нашему конец.
2. Знакомство с написанием числа. - Какие цифры нужны для записи числа 10? -Из предложенных вариантов, выберите правильный образец написания числа 10, обоснуйте свой выбор. (Предложенные варианты 01 10 )
Пропишите число 10 одну строку в своих тетрадях.
Мы познакомились с написанием числа 10, вы научились, как настоящие исследователи, сравнивать объекты, находить правильные ответы, доказывать свои суждения.
- Половина пути пройдено, давайте отдохнём.
3. Физкультминутка.
Пальчик, пальчик, где ты был? С этим пальцем в лес ходил, с этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел. Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал. Этот пальчик всё съел оттого и потолстел. Можешь пальцы сосчитать: 1,2,3,4,5.
Десять пальцев, пара рук – вот твоё богатство друг.
4. Знакомство с составом числа.
-Продолжаем наше исследование.
- На лесной поляне выросли необычные математические цветы.
- Назовите числа по порядку, начиная с самого маленького, а потом с самого большого.
2,9,3,1,4,8,5,7,10.
- Вы как настоящие учёные должны собрать математический букет из двух цветков, сумма которых равнялась бы 10.- Исследования мы провели, а теперь подведём итог нашей работы.
Как вы получали число 10?
А какое открытие мы с вами сейчас сделали?
5. Закрепление пройденного.
Много лет тому назад учёные делали открытия, которыми мы до сих пор пользуемся. Благодаря открытию английского изобретателя Ричарда Тревитик, в 1804 году был создан первый паровоз для рельсового пути, а сейчас создаются поезда на магнитной подушке.
А зачем нам нужны знания о числе 10?
А для чего мы делали наше открытие?
Сейчас мы будем применять наши знания на практике. (Решение примеров)
1 + * = 10 |
5 + * = 10 |
9 + * = 10 |
* + 2 = 10 |
* + 6 = 10 |
8 + * = 10 |
3 + * = 10 |
7 + * = 10 |
2 + * = 10 |
* + 4 = 10 |
* + 8 = 10 |
4 + * = 10 |
6. Работа по учебнику.
IV. Подведение итогов урока.
- Выполнив исследовательскую работу, с каким числом мы сегодня познакомились?
- Назовите состав числа 10?
- Где в дальнейшем может пригодиться наше открытие?