Урок-КВН по информатике на тему: "Информация. Устройство компьютера"

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


Цель: - проверка усвоения материала по теме “Устройство компьютера”.

Задачи:

Учебная - обобщение и углубление изученного материала;

Развивающая - развитие познавательного интереса у учащихся, повышение творческой активности; развитие у школьников памяти, внимания;

Воспитательная - воспитание информационной культуры, уважения к сопернику, воли к победе, находчивости, умения работать в команде.

Материалы:

  • проектор для отображения заданий на экране (в случае, если это невозможно, задания печатаются на карточках в необходимом количестве);
  • бланк для жюри и ответы к кроссворду, команд (жетоны, кроссворд и вопросы);
  • поощрительные призы для победителя и активных болельщиков;
  • листочки для участников конкурса.

Подготовительный этап.

Для проведения этого мероприятия необходимо заранее разбить класс на команды по 4 человека, которые заранее должны подготовить название и девиз команды, домашнее задание. Жюри – учителя, которые пришли на урок. До урока провести жеребьевку последовательности выступления команд.

План урока

  1. Приветствие команд. 5 мин.
  2. Разминка – представление сказки “Курочка Ряба”. 15 мин.
  3. Конкурс “Крокодил”. Каждая команда изображает без звука с помощью мимики и жестов слово. 20 мин.
  4. Конкурс команд. Разгадать кроссворд. 10 мин.
  5. Конкурс болельщиков. Составить слова из букв слова “ИНФОРМАТИКА”. 10 мин.
  6. Конкурс капитанов. Каждый капитан устанавливает соответствие между устройством и его названием. 3 мин.
  7. Проверка домашнего задания команд: сочинить стихи, оду, песню и т.д., которые связаны с информатикой. 15 мин.
  8. “Ребус”. 5 мин.
  9. Подведение итогов. 5 мин.

Примечание. Конкурсы 4, 5, 6 проводятся одновременно. После каждого конкурса предоставляется слово жюри.

Ход урока

- Добрый день! Сегодня мы собрались здесь, чтобы определить, кто же из вас самый-самый веселый и находчивый? В КВН участвует 3 команды. Между ними проводится 7 конкурсов и конкурс для болельщиков команд.

- Кто станет самым-самым сегодня определит наше уважаемое жюри. Представляю вам членов жюри …… (представление жюри).

- Начнем с приветствия команд. Встречайте участников КВН.

I. Приветствие команд.

Команды по очереди представляют название и девиз команды.

II. Разминка.

- Теперь мы познакомились с нашими командами. Перейдем к следующему конкурсу “Разминка”, который заключается в следующем. Необходимо представить сказку “Курочка Ряба” в одном из следующих жанров: трагедия, комедия, боевик. Кто не знает сказку “Курочка Ряба”?

- Прошу капитанов команд подойти ко мне и выбрать тот жанр, который будет представлять.

Капитаны по очереди вытягивают жанр.

- Командам дается 3 минуты для подготовки представления. Есть некоторые реквизиты – яйцо, платок для бабушки, молоток, пистолеты, мышь, борода, платок носовой, которые можете использовать.

Во время подготовки команды остальные отвечают на вопросы.

За правильный ответ – 1 жетон.

Вопросы:

  1. Группа компьютеров и связанных с ними устройств, соединенная средствами связи (сеть).
  2. Устройство, преобразующее цифровой сигнал в телефонный и обратно (модем).
  3. Самая мелкая единица информации (1 Бит).
  4. В чем измеряется размер экрана монитора (дюйм).
  5. Как называется переносной компьютер (NoteBook).
  6. Как называется самая быстрая память (оперативная).
  7. Когда появился манипулятор типа "мышь", то для него в русском языке некоторое время использовалось название по имени персонажа известной русской сказки. Назвать имя этого персонажа. (Колобок.)
  8. Что общего между папирусом, берестяной грамотой, книгой и дискетой? (Хранение информации.)
  9. Какое устройство компьютера может оказывать вредное воздействие на здоровье человека? (Дисплей.)
  10. Сколько граней имеет не подточенный шестигранный карандаш? (8).
  11. Двое подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только 1 человек, но оба они переправились. Как? (Подошли к разным берегам.)
  12. Сколько поколений ЭВМ принято считать созданными до настоящего времени? (4).
  13. Кто в школе носит самую большую шляпу? (Тот, у кого самая большая голова.)
  14. Название какой известной компьютерной фирмы может быть переведено с английского языка как "Мелкомягкая". (Microsoft)
  15. Курица, стоящая на двух ногах, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на одной ноге?

Выступление команд

- Сейчас узнаем итоги двух конкурсов “Приветствие” и “Разминка”. Предоставляю слово нашему уважаемому жюри.

Выступление жюри.

III. Конкурс “Крокодил”.

- В предыдущем конкурсе мы представляли информацию. В каком виде можно представлять информацию? (Учащиеся отвечают.)

- Представим себе, что вам хотят передать информацию, но вы не слышите, а передающий слышит. Как можно передать информацию?

- В следующем конкурсе необходимо будет передать информацию с помощью жестов и мимики, без слов. Можно задавать вопросы, на которые можно ответить “да” или “нет”. Можно показывать количество слов или букв. Нельзя писать в воздухе. Например, попробуйте отгадать, какое слово я хочу вам передать.

С помощью жестов и мимики слово “мяч”.

- Теперь прошу по одному участнику команд, кроме капитанов, подойти ко мне, чтобы изображать слово. Максимальное время отгадывания 4 минуты. Чем быстрее отгадаете, тем больше очков заработаете. Если была подсказка или выступающий произнес слово, то команда зарабатывает 0 баллов.

Выступающие подходят по очереди и представляют одно из слов: папка, вирус, передача.

- Спасибо всем. Просим жюри огласить результаты этого конкурса.

IV. Конкурс команд.

- А сейчас поработаем головой, отгадывая кроссворды. Вам дается 10 минут. Надо отгадать как можно больше слов. Чем больше слов вы отгадаете, тем больше очков получите.

Раздатькроссворд и вопросы к нему командам.

V. Конкурс болельщиков.

- Пока команды работают, предлагаю болельщикам заработать очки для своих команд. Вам предлагается из букв слово “ИНФОРМАТИКА” составить как можно больше слов.

* Раздать листы для болельщиков.

VI. Конкурс капитанов.

- Приглашаю по одному капитану команд на конкурс капитанов. Вам надо установить соответствие между устройством и его названием. Устройства все пронумерованы. Заполнить таблицу, записав соответствующие номера устройств из данного перечня. Время ограничено – 2 минуты.

На столе разложены устройства компьютера. Капитаны подходят и заполняют готовую таблицу. Потом приглашаю еще 2-ух капитанов оставшихся команд. Результаты отдаю жюри.

Через 10 минут собираю листы у команд и болельщиков, отдаю их жюри.

VII. Проверка домашнего задания.

- Перейдем к проверке домашнего задания.

Приглашаю по одной команде на сцену. Домашнее задание – приготовить сценку, песню, оду, стих и т. д., связанное с информатикой.

- Спасибо всем. Пока наше уважаемое жюри подводит итоги четырех конкурсов, предлагаю вам на листах ответить на следующие вопросы:

  1. Напишите фамилию самого умного.
  2. Напишите фамилию самого веселого.
  3. Напишите фамилию самого находчивого.

- Соберите и отнесите, пожалуйста, жюри.

VIII. Ребусы.

- Сейчас посмотрим, кто лучше всех разгадывает ребусы.

На экране представляю ребусы. За правильный ответ – 1 жетон.

  1. Программист попал в армию. Какой вопрос он задаст офицеру на команду "По порядку номеров рассчитайсь". (В какой системе счисления)
  2. О какой компьютерной программе идет речь в песне:
  3. Он мне дорог с давних лет,
    И его милее нет,
    Этих окон негасимый свет. (Windows.)

  4. Какая связь между городом в Англии, ружьем калибра 30х30 и одним из элементов компьютера? (Винчестер.)
  5. Название какого устройства в компьютере с английского языка дословно переводится как "Радостная палка"? (Джойстик.)
  6. Из Москвы в Ленинград поезд шёл со скоростью 50 км/ч, а из Ленинграда в Москву со скоростью 60 км/ч. Какой поезд будет дальше от Москвы в момент встречи? (Одинаково.)
  7. Кирпич весит 2 кг и ещё полкирпича. Сколько весит весь кирпич? (4 кг).
  8. Сколько сантиметров в 1 дюйме? (2,54 см).

- Ребята, предоставьте, пожалуйста, ваши жетоны жюри для подведения итога КВН.

Пока жюри подводит итоги можно поиграть в “Крокодила” и узнать мнение учащихся об уроке.

IX. Подведение итогов.

- Приглашаем жюри, чтобы узнать итоги прошедших конкурсов и, кто же сегодня самый-самый веселый и находчивый.

Вручение грамот и призов.