Цель: - проверка усвоения материала по теме “Устройство компьютера”.
Задачи:
Учебная - обобщение и углубление изученного материала;
Развивающая - развитие познавательного интереса у учащихся, повышение творческой активности; развитие у школьников памяти, внимания;
Воспитательная - воспитание информационной культуры, уважения к сопернику, воли к победе, находчивости, умения работать в команде.
Материалы:
- проектор для отображения заданий на экране (в случае, если это невозможно, задания печатаются на карточках в необходимом количестве);
- бланк для жюри и ответы к кроссворду, команд (жетоны, кроссворд и вопросы);
- поощрительные призы для победителя и активных болельщиков;
- листочки для участников конкурса.
Подготовительный этап.
Для проведения этого мероприятия необходимо заранее разбить класс на команды по 4 человека, которые заранее должны подготовить название и девиз команды, домашнее задание. Жюри – учителя, которые пришли на урок. До урока провести жеребьевку последовательности выступления команд.
План урока
- Приветствие команд. 5 мин.
- Разминка – представление сказки “Курочка Ряба”. 15 мин.
- Конкурс “Крокодил”. Каждая команда изображает без звука с помощью мимики и жестов слово. 20 мин.
- Конкурс команд. Разгадать кроссворд. 10 мин.
- Конкурс болельщиков. Составить слова из букв слова “ИНФОРМАТИКА”. 10 мин.
- Конкурс капитанов. Каждый капитан устанавливает соответствие между устройством и его названием. 3 мин.
- Проверка домашнего задания команд: сочинить стихи, оду, песню и т.д., которые связаны с информатикой. 15 мин.
- “Ребус”. 5 мин.
- Подведение итогов. 5 мин.
Примечание. Конкурсы 4, 5, 6 проводятся одновременно. После каждого конкурса предоставляется слово жюри.
Ход урока
- Добрый день! Сегодня мы собрались здесь, чтобы определить, кто же из вас самый-самый веселый и находчивый? В КВН участвует 3 команды. Между ними проводится 7 конкурсов и конкурс для болельщиков команд.
- Кто станет самым-самым сегодня определит наше уважаемое жюри. Представляю вам членов жюри …… (представление жюри).
- Начнем с приветствия команд. Встречайте участников КВН.
I. Приветствие команд.
Команды по очереди представляют название и девиз команды.
II. Разминка.
- Теперь мы познакомились с нашими командами. Перейдем к следующему конкурсу “Разминка”, который заключается в следующем. Необходимо представить сказку “Курочка Ряба” в одном из следующих жанров: трагедия, комедия, боевик. Кто не знает сказку “Курочка Ряба”?
- Прошу капитанов команд подойти ко мне и выбрать тот жанр, который будет представлять.
Капитаны по очереди вытягивают жанр.
- Командам дается 3 минуты для подготовки представления. Есть некоторые реквизиты – яйцо, платок для бабушки, молоток, пистолеты, мышь, борода, платок носовой, которые можете использовать.
Во время подготовки команды остальные отвечают на вопросы.
За правильный ответ – 1 жетон.
Вопросы:
- Группа компьютеров и связанных с ними устройств, соединенная средствами связи (сеть).
- Устройство, преобразующее цифровой сигнал в телефонный и обратно (модем).
- Самая мелкая единица информации (1 Бит).
- В чем измеряется размер экрана монитора (дюйм).
- Как называется переносной компьютер (NoteBook).
- Как называется самая быстрая память (оперативная).
- Когда появился манипулятор типа "мышь", то для него в русском языке некоторое время использовалось название по имени персонажа известной русской сказки. Назвать имя этого персонажа. (Колобок.)
- Что общего между папирусом, берестяной грамотой, книгой и дискетой? (Хранение информации.)
- Какое устройство компьютера может оказывать вредное воздействие на здоровье человека? (Дисплей.)
- Сколько граней имеет не подточенный шестигранный карандаш? (8).
- Двое подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только 1 человек, но оба они переправились. Как? (Подошли к разным берегам.)
- Сколько поколений ЭВМ принято считать созданными до настоящего времени? (4).
- Кто в школе носит самую большую шляпу? (Тот, у кого самая большая голова.)
- Название какой известной компьютерной фирмы может быть переведено с английского языка как "Мелкомягкая". (Microsoft)
- Курица, стоящая на двух ногах, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на одной ноге?
Выступление команд
- Сейчас узнаем итоги двух конкурсов “Приветствие” и “Разминка”. Предоставляю слово нашему уважаемому жюри.
Выступление жюри.
III. Конкурс “Крокодил”.
- В предыдущем конкурсе мы представляли информацию. В каком виде можно представлять информацию? (Учащиеся отвечают.)
- Представим себе, что вам хотят передать информацию, но вы не слышите, а передающий слышит. Как можно передать информацию?
- В следующем конкурсе необходимо будет передать информацию с помощью жестов и мимики, без слов. Можно задавать вопросы, на которые можно ответить “да” или “нет”. Можно показывать количество слов или букв. Нельзя писать в воздухе. Например, попробуйте отгадать, какое слово я хочу вам передать.
С помощью жестов и мимики слово “мяч”.
- Теперь прошу по одному участнику команд, кроме капитанов, подойти ко мне, чтобы изображать слово. Максимальное время отгадывания 4 минуты. Чем быстрее отгадаете, тем больше очков заработаете. Если была подсказка или выступающий произнес слово, то команда зарабатывает 0 баллов.
Выступающие подходят по очереди и представляют одно из слов: папка, вирус, передача.
- Спасибо всем. Просим жюри огласить результаты этого конкурса.
IV. Конкурс команд.
- А сейчас поработаем головой, отгадывая кроссворды. Вам дается 10 минут. Надо отгадать как можно больше слов. Чем больше слов вы отгадаете, тем больше очков получите.
Раздатькроссворд и вопросы к нему командам.
V. Конкурс болельщиков.
- Пока команды работают, предлагаю болельщикам заработать очки для своих команд. Вам предлагается из букв слово “ИНФОРМАТИКА” составить как можно больше слов.
* Раздать листы для болельщиков.
VI. Конкурс капитанов.
- Приглашаю по одному капитану команд на конкурс капитанов. Вам надо установить соответствие между устройством и его названием. Устройства все пронумерованы. Заполнить таблицу, записав соответствующие номера устройств из данного перечня. Время ограничено – 2 минуты.
На столе разложены устройства компьютера. Капитаны подходят и заполняют готовую таблицу. Потом приглашаю еще 2-ух капитанов оставшихся команд. Результаты отдаю жюри.
Через 10 минут собираю листы у команд и болельщиков, отдаю их жюри.
VII. Проверка домашнего задания.
- Перейдем к проверке домашнего задания.
Приглашаю по одной команде на сцену. Домашнее задание – приготовить сценку, песню, оду, стих и т. д., связанное с информатикой.
- Спасибо всем. Пока наше уважаемое жюри подводит итоги четырех конкурсов, предлагаю вам на листах ответить на следующие вопросы:
- Напишите фамилию самого умного.
- Напишите фамилию самого веселого.
- Напишите фамилию самого находчивого.
- Соберите и отнесите, пожалуйста, жюри.
VIII. Ребусы.
- Сейчас посмотрим, кто лучше всех разгадывает ребусы.
На экране представляю ребусы. За правильный ответ – 1 жетон.
- Программист попал в армию. Какой вопрос он задаст офицеру на команду "По порядку номеров рассчитайсь". (В какой системе счисления)
- О какой компьютерной программе идет речь в песне:
Он мне дорог с давних лет,
И его милее нет,
Этих окон негасимый свет. (Windows.)- Какая связь между городом в Англии, ружьем калибра 30х30 и одним из элементов компьютера? (Винчестер.)
- Название какого устройства в компьютере с английского языка дословно переводится как "Радостная палка"? (Джойстик.)
- Из Москвы в Ленинград поезд шёл со скоростью 50 км/ч, а из Ленинграда в Москву со скоростью 60 км/ч. Какой поезд будет дальше от Москвы в момент встречи? (Одинаково.)
- Кирпич весит 2 кг и ещё полкирпича. Сколько весит весь кирпич? (4 кг).
- Сколько сантиметров в 1 дюйме? (2,54 см).
- Ребята, предоставьте, пожалуйста, ваши жетоны жюри для подведения итога КВН.
Пока жюри подводит итоги можно поиграть в “Крокодила” и узнать мнение учащихся об уроке.
IX. Подведение итогов.
- Приглашаем жюри, чтобы узнать итоги прошедших конкурсов и, кто же сегодня самый-самый веселый и находчивый.
Вручение грамот и призов.