Цель программы: активизация общественной и творческой деятельности детей
Задачи:
- Обучение общедомового актива навыкам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, самоорганизации и проектирования собственной деятельности.
- Выработка партнерских и лидерских качеств, коммуникативных умений и навыков.
- Формирование социально-нравственной позиции.
Пояснительная записка
В последнее время развитию самоуправления стало уделяться большое внимание. И это бесспорно. Работа детского самоуправления в детском доме имеет большее значение, чем в любом другом учреждении. Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей очень быстро впитывают в себя постоянную заботу, опеку над ними, характер их проживания быстро становится иждивенческим. Работа самоуправления дает им возможность почувствовать себя в роли хозяина, творца своего проживания. Кроме этого она необходима и полезна для будущей успешной социализации в обществе, для содержательно-продуктивного общения, для научения детей реализовать себя в рамках тех или иных социальных ролей. В условиях детского дома, когда воспитанники живут, в среднем, 3-6 лет, да и количество детей варьируется в пределах 60 человек, возникает проблема выбора актива самоуправления. “Новички”, которых выбирают в актив, как правило, не имеют организаторских способностей, коммуникативных навыков, обладают низкой (постоянно просят помощи у детей, у взрослых – требуют внимания) или высокой самооценкой. Поэтому и возникла необходимость разработки и внедрения программы “Школа-лидер” и внедрение данной программы в нашем самоуправлении, республики “Добряния”. Основными задачами программы является обучение общедомового актива навыкам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, самоорганизации и проектирование собственной деятельности, формирование социально-нравственной позиции; выработка у детей партнерских и лидерских качеств, коммуникативных умений и навыков.
Предполагается, через систему занятий, обучение подростков (актива самоуправления: мэров, министров), навыкам уверенного поведения, коммуникативным умениям: отказать, принимать критику и критиковать, адекватно реагировать на похвалу и комплимент, а также на отрицательные высказывания в свой адрес, умению оказывать сопротивление, манипуляциям и групповому давлению, принимать решения. Вооружать знаниями основных форм и методов организации досуга.
В результате у актива должно быть выработано:
- умение владеть собой, принимать и выполнять правовые и моральные обязательства;
- умения организовать дело;
- умение работать в команде;
- умение вести дискуссию;
- умение анализировать;
- коммуникативные умения;
- адекватная самооценка.
Программа состоит из 3-х блоков:
- Операционный. Он включает 13 занятий, на которых у воспитанников – активистов формируются организаторские умения и навыки на основе моделированных управленческих ситуаций (развитие личностных качеств).
- Информационный – 7 занятий, на которых активистам детского самоуправления сообщается разнообразная информация, закрепляется на основе практического применения знаний (учеба актива самоуправления).
- Практический – им является управленческая практика, т.е. работа в органах самоуправления.
Блок I: Развитие личностных качеств
№ | Тема занятия | Количество часов | Упражнения |
1 | Развитие навыков общения и взаимодействия | 3 | Упражнения “Карлсон сказал”, “Путаница”, “Взаимодействия”, “Пилка дров”, “Корабль” |
2 | Развитие навыков самооценки и понимания других. | 3 | Упражнение “Зеркало” Упражнение “Комплимент” Упражнение “Коршун и бабочка” Упражнение “Я такой же как ты”, “Ха” и “аХ” Упражнение “Похвала”, “Я не люблю”, “Стражники”, “Пальцы”, “Фокусировка” |
3 | Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональным состоянием (адекватное поведение в стрессовой ситуации) | 3 | Упражнения “Хоровод”, “Радость”, “Ярость”, “Самопохвала”, “Гнев”, “Грусть”, “Куда уходит зрелость”, “Удивление”, “Аплодисменты”, “Испорченный телефон” |
4 | Развитие навыков принятия и исполнения решений | 3 | Упражнения “Сорви шапку”, “Пальцы”, “Рука к руке”, “Броуновское движение”, “Хромая обезьяна”, “Рассмешить партнера”, “Инициатор движения”, “Пожелания”, “Пишущая машинка”, “Профессиональные вопросы” |
5 | Обобщающее занятее “Дом самоуправления” - деловая игра |
1 |
Блок II: Учеба актива самоуправления
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Детская организация в ОУ. Принципы и задачи детского самоуправления. | 1 |
2 | Обучение интерактивным методам Творческие задания Работа в группах. Обучающие игры. Социальные проекты. Обсуждение и разрешение проблем. |
3 1 1 1 |
3 | Как организовать дело? Практикум “Конструируем КТД” |
1 |
4 | Игра как средство развития
самоуправления. Деловая игра (технологическая схема деловой игры) |
1 |
5 | Работа с документами Протоколы, отчеты, анализ. |
1 |
Блок III: Практический
№ п/п |
Название мероприятия |
Министерство печати |
|
1 | Организация работы, утверждение плана работы |
2 | КТД “День республиканской печати” |
3 | Организация выпуска газеты “Добро пожаловать в Добрянию” (вступление новых членов) |
4 | Оформление альбома “Летопись республики “Добряния” |
5 | Организация выпуска газеты “В добрый путь выпускник” |
6 | Экономическая игра “Добряниада” |
7 | Отчет министерства за год |
8 | Заседания министерств |
Министерство юстиции |
|
1 | Организация работы, утверждение плана работы |
2 | Вступление новых членов в республику “Мы добряне” |
3 | Круглый стол “Как мы общаемся” |
4 | Вручение паспортов “Мы граждане России” |
5 | Конкурс “Республиканские звезды” |
6 | Деловая игра “Его величество право” |
7 | Экономическая игра “Добряниада” |
8 | Отчет министерства за год |
Министерство здоровья и спорта |
|
1 | Организация работы, утверждение плана работы |
2 | КТД “Дурная голова ногам покоя не дает” |
3 | Республиканский кубок по футболу |
4 | Республиканский кубок по волейболу |
5 | Республиканский кубок по баскетболу |
6 | День здоровья “Зарница” |
7 | Всемирный день туризма “Туристический калейдоскоп” |
8 | Подготовка туристического отряда “Норд” к районным соревнованиям |
9 | Экономическая игра “Добряниада” |
10 | Отчет министерства о проделанной работе |
Министерство образования |
|
1 | Организация работы, утверждение плана работы |
2 | День учителя (конкурс поздравлений) |
3 | Выпускник 2005 (праздник для выпускников детского дома 2005 года) |
4 | Проведение рейдов в школе “Пропуски”, “Дисциплина” |
5 | Экономическая игра “Добряниада” |
6 | Отчет министерства за год |
Министерство культуры |
|
1 | Организация работы, утверждение плана работы |
2 | День защитника Отечества |
3 | Праздник 8 Марта |
4 | День защиты детей “Планета детства” |
5 | “60-летию Победы посвящается” |
6 | Экономическая игра “Добряниада” |
7 | Отчет министерства за год |
Министерство труда и занятости |
|
1 | Организация работы, утверждение плана работы |
2 | Операция “Наш двор, самый чистый” |
3 | Выставка “Мир наших увлечений” |
4 | Конкурс “Чудо-пластик” |
5 | Развлекательно-познавательная
программа “Мир профессий и труда” |
5 | Акция “Зеленый десант” (озеленение двора) |
6 | Организация работы трудового отряда “Современник” |
7 | Экономическая игра “Добряниада” |
8 | Отчет министерства за год |
Министерство финансов |
|
1 | Организация работы, утверждение плана работы |
2 | Викторина “Денежка без ног, а весь свет обойдет” |
3 | Конкурс на изготовление образца Добрика |
4 | Экономическая игра “Добряниада” |
5 | Отчет министерства за год |