Организация предпрофильного обучения (опыт работы школы по введению предпрофильной подготовки)

Разделы: Администрирование школы


В рамках реализации Концепции профильного обучения курсы по выбору в 9-х классах кроме решения проблемы обучения ученика делать ответственный выбор должны помочь в решении двух задач: во-первых, создать условия для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности. Разница между прежними факультативами состоит лишь в том, что факультативы изучались не всеми и после уроков, а курсы по выбору для всех (какие должен выбрать старшеклассник) и являются составной частью индивидуального учебного плана ученика. Во-вторых, курсы по выбору призваны помочь старшекласснику, совершившему в первом приближении выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности с ней связанных.

Для введения предпрофильной подготовки девятиклассников 2005-2006 уч.г. уже в 2004-2005 учебном году был составлен “План-график организационных мероприятий по переходу на предпрофильное обучение” /Приложение № 1/, в котором прописаны этапы работы школы № 6 в рамках реализации Концепции профильного обучения:

  • информационно-просветительский;
  • организационно-деятельностный;
  • рефлексивно-аналитический.

На каждом этапе введения предпрофильной подготовки были продуманы цели и мероприятия для всех участников образовательного процесса: школьной администрации, педагогов, учащихся, родителей. Так, на этапе информационно-просветительском были определены следующие задачи:

  1. знакомство с целями, содержанием и вопросами перехода на предпрофильную подготовку;
  2. ознакомление с изменениями в учебном плане для 9-х классов 2005-2006 уч.года;
  3. изучение нормативных документов разного уровня по организации предпрофильной подготовки;
  4. изучение новых педтехнологий.

С целью выполнения поставленных задач школьная администрация провела административное совещание “Об организации введения предпрофильной подготовки”, на котором определены направления работы школы по введению предпрофильной подготовки учащихся;

- для педагогов организовывались теоретические семинары “Концепция предпрофильной подготовки”, “Новые педтехнологии: проектная деятельность учащихся. Портфолио”, был создан информационный стенд. /Приложение № 2/

- для учащихся классные часы по теме “Цели и задачи предпрофильной подготовки”,

- для родителейтематическое собрание “Цели и задачи предпрофильной подготовки. Изменения в учебном плане для 9-х классов 2005-2006 уч.г.”.

Задачами организационно-деятельностного этапа стали:

  1. корректировка учебных планов и программ 5-9-х классов по технологии, черчению;
  2. разработка и утверждение школьных учебных программ по истории, черчению, искусству, технологии для 9-х классов 2005-2006 уч.г.;
  3. создание папки “Нормативные документы (предпрофильное обучение)”;
  4. обучение учителей разработке программ курсов по выбору;
  5. знакомство с содержанием профориентационных курсов; курсов по выбору, представленных в Internet;
  6. определение роли классного руководителя, психологов в организации психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки;
  7. выявление запросов учащихся 8-х классов и их родителей в аспекте предстоящего перехода на предпрофильную подготовку;
  8. изучение возможностей школы в проведении курсов по выбору;
  9. составление примерного перечня курсов по выбору с учетом интересов учащихся и возможностей педагогов школы;
  10. показ родителям необходимости и важности курсов по выбору;
  11. раскрытие учащимся содержания курсов по выбору;
  12. сбор информации презентаций курсов по выбору и составление сводной ведомости востребованности курсов.

На данном этапе была организована большая методическая подготовка:

- для школьной администрациисовещания “Освоение обязательного уровня минимума содержания общего образования”, “Нормативная база по предпрофильному обучению”;

- для учителей – заседания школьных МО “Разработка и утверждение школьных учебных программ по истории, черчению, искусству, технологии для 9-х классов 2005-2006 уч.г.”;

теоретические семинары “Особенности организации предпрофильного обучения”, “Профильное обучение. Курсы по выбору: требования, технология разработки программ”, “Роль классного руководителя, психологов в организации предпрофильной подготовки”, “Профориентационные курсы””;

четыре практических семинара “Виды презентаций курсов по выбору в Internet”;

целевые курсы “Препдрофильное обучение в основной школе” для учителей истории, черчения, искусства, технологии;

- для учащихсяпрезентации курсов по выбору. План презентации курсов вывешивался на информационный стенд. /Приложение № 3/;

- для родителейвстречи с учителями и презентации курсов по выбору. /Приложение № 3/

В конце последней презентации курсов по выбору учащимся были розданы анкеты  /Приложение № 4/, где восьмиклассники отмечали заинтересовавшие их курсы. На родительских собраниях родителям школьников было предложено отметить те курсы, которые они считали необходимыми для развития их детей /Приложение № 5/.

Проанализировав анкеты учащихся и родителей, был составлен на 2005-2006 уч.г. перечень курсов по выбору, определено количество групп по каждому курсу, уточнено количество часов, необходимое для проведения занятий по курсам:

 

Ф.И.О. преподавателя Название курса для 9 кл. Четв. Кол-во часов
Куранова Е. Ю. Решение целых алгебраических уравнений

с параметрами.

1-2(1гр.)

3-4(2гр.)

34

34

Мохова И. Г. Биофизика при изучении темы “Колебания

и волны”.

3 10
Фокина Н. Д. Это нескучное делопроизводство. 1 16
Мельникова Н. Б. Графический дизайн. 4 12
Ершова А. Н. История в лицах: ХХ век. 4 16
Ершова А. Н. Основы правовых знаний. 1(1гр.)

2(2гр.)

16

16

Балашова Н. В. Учись писать грамотно. 2(1гр.)

3(2гр.)

16

16

Баранова З. А. Гид-переводчик: культуроведение США. 3 16
Шуров М. В. Введение в Web-дизайн. 4 16
Шуров М. В. Введение в программирование. 1(1гр.)

2(2гр.)

34

34

Лебедева Л.В. Мир географии. 4 18

Всего: 272

Большую помощь в этом оказали классные руководители, которые собирали всю информацию воедино /Приложение № 6/. На основе полученной информации были составлены расписания индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.

Организация введения предпрофильной подготовки – дело трудоемкое и кропотливое. Этот учебный год показал необходимость определения четких обязанностей работников школы, привлекаемых к работе по данному направлению, что и указано в “Положении об организации предпрофильной подготовки в МОУ СОШ № 6”, разработанного педколлективом.

Такая целенаправленная работа по переходу на предпрофильное обучение расширила методическую грамотность педагогического коллектива по вопросам введения предпрофильного обучения;

  • участники образовательного процесса получили исчерпывающую информацию о мероприятиях по модернизации образования России;
  • помогла определить уровень педагогической грамотности учителей, организовать методическую подготовку заинтересованных преподавателей;
  • родители и учащиеся получили возможность составить индивидуальный учебный план ученика с учетом своих образовательных запросов.