В рамках реализации Концепции профильного обучения курсы по выбору в 9-х классах кроме решения проблемы обучения ученика делать ответственный выбор должны помочь в решении двух задач: во-первых, создать условия для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности. Разница между прежними факультативами состоит лишь в том, что факультативы изучались не всеми и после уроков, а курсы по выбору для всех (какие должен выбрать старшеклассник) и являются составной частью индивидуального учебного плана ученика. Во-вторых, курсы по выбору призваны помочь старшекласснику, совершившему в первом приближении выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности с ней связанных.
Для введения предпрофильной подготовки девятиклассников 2005-2006 уч.г. уже в 2004-2005 учебном году был составлен “План-график организационных мероприятий по переходу на предпрофильное обучение” /Приложение № 1/, в котором прописаны этапы работы школы № 6 в рамках реализации Концепции профильного обучения:
- информационно-просветительский;
- организационно-деятельностный;
- рефлексивно-аналитический.
На каждом этапе введения предпрофильной подготовки были продуманы цели и мероприятия для всех участников образовательного процесса: школьной администрации, педагогов, учащихся, родителей. Так, на этапе информационно-просветительском были определены следующие задачи:
- знакомство с целями, содержанием и вопросами перехода на предпрофильную подготовку;
- ознакомление с изменениями в учебном плане для 9-х классов 2005-2006 уч.года;
- изучение нормативных документов разного уровня по организации предпрофильной подготовки;
- изучение новых педтехнологий.
С целью выполнения поставленных задач школьная администрация провела административное совещание “Об организации введения предпрофильной подготовки”, на котором определены направления работы школы по введению предпрофильной подготовки учащихся;
- для педагогов организовывались теоретические семинары “Концепция предпрофильной подготовки”, “Новые педтехнологии: проектная деятельность учащихся. Портфолио”, был создан информационный стенд. /Приложение № 2/
- для учащихся – классные часы по теме “Цели и задачи предпрофильной подготовки”,
- для родителей – тематическое собрание “Цели и задачи предпрофильной подготовки. Изменения в учебном плане для 9-х классов 2005-2006 уч.г.”.
Задачами организационно-деятельностного этапа стали:
- корректировка учебных планов и программ 5-9-х классов по технологии, черчению;
- разработка и утверждение школьных учебных программ по истории, черчению, искусству, технологии для 9-х классов 2005-2006 уч.г.;
- создание папки “Нормативные документы (предпрофильное обучение)”;
- обучение учителей разработке программ курсов по выбору;
- знакомство с содержанием профориентационных курсов; курсов по выбору, представленных в Internet;
- определение роли классного руководителя, психологов в организации психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки;
- выявление запросов учащихся 8-х классов и их родителей в аспекте предстоящего перехода на предпрофильную подготовку;
- изучение возможностей школы в проведении курсов по выбору;
- составление примерного перечня курсов по выбору с учетом интересов учащихся и возможностей педагогов школы;
- показ родителям необходимости и важности курсов по выбору;
- раскрытие учащимся содержания курсов по выбору;
- сбор информации презентаций курсов по выбору и составление сводной ведомости востребованности курсов.
На данном этапе была организована большая методическая подготовка:
- для школьной администрации – совещания “Освоение обязательного уровня минимума содержания общего образования”, “Нормативная база по предпрофильному обучению”;
- для учителей – заседания школьных МО “Разработка и утверждение школьных учебных программ по истории, черчению, искусству, технологии для 9-х классов 2005-2006 уч.г.”;
теоретические семинары “Особенности организации предпрофильного обучения”, “Профильное обучение. Курсы по выбору: требования, технология разработки программ”, “Роль классного руководителя, психологов в организации предпрофильной подготовки”, “Профориентационные курсы””;
четыре практических семинара “Виды презентаций курсов по выбору в Internet”;
целевые курсы “Препдрофильное обучение в основной школе” для учителей истории, черчения, искусства, технологии;
- для учащихся – презентации курсов по выбору. План презентации курсов вывешивался на информационный стенд. /Приложение № 3/;
- для родителей – встречи с учителями и презентации курсов по выбору. /Приложение № 3/
В конце последней презентации курсов по выбору учащимся были розданы анкеты /Приложение № 4/, где восьмиклассники отмечали заинтересовавшие их курсы. На родительских собраниях родителям школьников было предложено отметить те курсы, которые они считали необходимыми для развития их детей /Приложение № 5/.
Проанализировав анкеты учащихся и родителей, был составлен на 2005-2006 уч.г. перечень курсов по выбору, определено количество групп по каждому курсу, уточнено количество часов, необходимое для проведения занятий по курсам:
Ф.И.О. преподавателя | Название курса для 9 кл. | Четв. | Кол-во часов |
Куранова Е. Ю. | Решение целых алгебраических уравнений с параметрами. |
1-2(1гр.) 3-4(2гр.) |
34 34 |
Мохова И. Г. | Биофизика при изучении темы “Колебания
и волны”. |
3 | 10 |
Фокина Н. Д. | Это нескучное делопроизводство. | 1 | 16 |
Мельникова Н. Б. | Графический дизайн. | 4 | 12 |
Ершова А. Н. | История в лицах: ХХ век. | 4 | 16 |
Ершова А. Н. | Основы правовых знаний. | 1(1гр.) 2(2гр.) |
16 16 |
Балашова Н. В. | Учись писать грамотно. | 2(1гр.) 3(2гр.) |
16 16 |
Баранова З. А. | Гид-переводчик: культуроведение США. | 3 | 16 |
Шуров М. В. | Введение в Web-дизайн. | 4 | 16 |
Шуров М. В. | Введение в программирование. | 1(1гр.) 2(2гр.) |
34 34 |
Лебедева Л.В. | Мир географии. | 4 | 18 |
Всего: 272 |
Большую помощь в этом оказали классные руководители, которые собирали всю информацию воедино /Приложение № 6/. На основе полученной информации были составлены расписания индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.
Организация введения предпрофильной подготовки – дело трудоемкое и кропотливое. Этот учебный год показал необходимость определения четких обязанностей работников школы, привлекаемых к работе по данному направлению, что и указано в “Положении об организации предпрофильной подготовки в МОУ СОШ № 6”, разработанного педколлективом.
Такая целенаправленная работа по переходу на предпрофильное обучение расширила методическую грамотность педагогического коллектива по вопросам введения предпрофильного обучения;
- участники образовательного процесса получили исчерпывающую информацию о мероприятиях по модернизации образования России;
- помогла определить уровень педагогической грамотности учителей, организовать методическую подготовку заинтересованных преподавателей;
- родители и учащиеся получили возможность составить индивидуальный учебный план ученика с учетом своих образовательных запросов.