Вводное занятие по иностранному языку для студентов первого курса

Разделы: Иностранные языки


Иностранный язык для многих студентов техникума является одним из “трудных” предметов. Учитывая разный уровень подготовки студентов, рабочей программой предусматривается вводно-коррективный курс, который разрабатывается на основании результатов входного контроля. Для того, чтобы снять напряжение студентов во время первого занятия по немецкому языку, необходимо подобрать такие задания, которые бы вызвали положительные эмоции у студентов и ориентировали их на активность в решении познавательных задач, а также способствовали развитию коммуникативной компетенции и воспитанию культуры совместной деятельности в группе и культуры общечеловеческих отношений, воспитанию толерантности. Кроме этого, уже на первом занятии преподаватель получает представление об уровне подготовки группы, видит тех, на кого можно будет опереться на последующих занятиях, и тех, кому потребуется помощь. Одной их удачных форм организации первого занятия для первокурсников считаю игру-соревнование.

Учебная игра для первого занятия представляет собой практические задания, которые позволяют использовать на практике различные аспекты речевой деятельности и проверить знания, умения и навыки студентов в психологически наиболее благоприятной обстановке. Занятие проходит в виде соревнования нескольких команд. Командные соревнования способствуют не только формированию “чувства команды”, что очень важно для дальнейшего развития студенческой группы, но и личной ответственности за общий результат. Кроме этого, те студенты, которые не имеют опыта работы в парах, в малых группах, или из-за застенчивости трудно сходятся с незнакомыми людьми, постепенно привыкают к такой форме. Формирование команд можно провести по-разному, используя карточки разных цветов, разрезанную открытку, или создать команды по одинаковым первым буквам имен, символам знаков зодиака и т.п.

Содержание конкурсов и заданий отражает практически все темы, изученные в рамках школьного курса, и для большинства не представляет сложности. Примерные темы: “Die Verwandtschaft”, “Das Lernen”, “Der Alltag”, “ Die Freizeit”. Система заданий составлена по принципу “от простого к сложному” и дает возможность каждому участнику независимо от уровня владения языком проявить себя.

Структура занятия.

  1. Оргмомент.
  2. Музыкальный конкурс.
  3. Разминка.
  4. Контроль грамматических умений и навыков.
  5. Контроль знания лексики и речевых умений.
  6. Подведение итогов.

Цели занятия.

Учебная:

  1. Проверить степень сформированности фонетических умений и навыков.
  2. Повторить известные речевые образцы.

Развивающая:

  1. Способствовать развитию опыта работы в группе.
  2. Способствовать формированию коммуникативных умений.

Воспитательная:

  1. Способствовать воспитанию культуры общечеловеческих отношений.

Оснащение занятия.

  1. Таблица результатов.
  2. Карты-задания к каждому конкурсу.
  3. “Визитки” с названиями команд или с именами участников.
  4. Плакаты-“подсказки” с вопросительными словами, формами приветствия, обращения, просьбы и т.п.

Содержание занятия.

1. Организационный момент.

Группа делится на команды по 4-5 человек.

Преподаватель знакомит студентов с условиями конкурса и критериями оценок, определяет время для выполнения заданий.

2. Музыкальный конкурс.

Цель данного конкурса сплотить команду перед выполнением общего задания. Задание для команд – исполнить (и инсценировать) известную песенку на немецком языке, например:

Bruder Jakob, Bruder Jakob,
Schlafst du noch? Schlafst du noch?
Horst du nicht die Glocke?
Horst du nicht die Glocke?
Bim – bam – bom, bim – bam – bom.

3. Разминка.

Задача разминки в простых упражнениях подготовиться к речевой деятельности. Разминка проходит в несколько этапов:

1 этап. Знакомство. Члены команды, используя известные клише должны представиться друг другу или представить свою команду. Как вариант возможно задание - с помощью вопросов “добыть” информацию о противнике и рассказать о них.

Оценка – за каждую правильную фразу 1 балл.

2 этап. Ассоциации. Каждая команда должна назвать как можно больше слов на заданную тему.

Оценка – за каждое правильное слово 1 балл.

4. Контроль знаний и умений по грамматике.

1 этап. Цепочка. Команды должны соединить карточки с отдельными словами в цепочку, чтобы получилось правильно построенное предложение. Затем построенные цепочки-предложения сложить в рассказ.

Оценка – за каждую правильную цепочку 1 балл.

2 этап. Найди число. Команды получают карточки с числительными, которые записаны словами. На доске эти же числительные записаны цифрами. Задача игроков – прочитать вслух числительное и вычеркнуть его на доске. Оценивается быстрота и правильность.

Оценка - 1 правильно прочитанное и вычеркнутое числительное - 1 балл.

Вариант задания: одна команда читает числительные, а другая вычеркивает их на доске.

5. Контроль умений и навыков устной речи.

1 этап. Интервью. Команды задают друг другу вопросы на заданные темы. Оценивается правильность построения вопроса и ответа, понимание сказанных фраз.

Оценка – 1 балл за каждую правильную фразу.

2 этап. Закончи диалог (полилог). Используя карточки с ключевыми фразами, составить диалог, дополнив его своими фразами, и проиграть этот диалог (полилог).

Оценка – каждая правильная фраза – 1 балл.

6. Подведение итогов.

Рефлексия. Преподаватель обращается с вопросом к студентам, какие задания были для них очень сложными, а какие нет, что давалось легко, а что вызвало затруднения. Свое состояние во время занятия студенты могут выразить при помощи символов: J , K , L , нарисовав их фломастером на листе бумаги. Вместе подсчитаем, каких символов больше и “определим погоду” на уроке.

Оценка преподавателя при подведении итогов учитывает работу всей команды в целом. Комментируются не только полученные результаты, но и организованность команды, проявление творчества и смекалки. Обязательно следует отметить наиболее отличившихся игроков в обеих командах.

7. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания предлагаются следующие ситуации (по выбору студента):

  1. Fertigen Sie Ihre Visitenkarte.
  2. Sie haben schon neue Freunde kennen gelernt. Wer ist Ihnen aufgefallen? Erzahlen Sie uber ihn.

Выполнение данного задания подготовит студентов к работе над следующими темами из раздела “Я и мое окружение”.