Тема: Казахская народная сказка “Спор животных”.
Как проверить согласные в конце слова?
Цели:
- продолжить работу над формированием навыка чтения,
- формировать навык грамотного письма слов с парными согласными на конце слов.
Задачи:
- формировать умение видеть орфограмму;
- умение проверять согласные в конце слова;
- закреплять знания учащихся о парных звонких и глухих согласных;
- продолжить работу над формированием навыка каллиграфического письма, правильного чтения;
- формировать умение анализировать текст.
- развивать связную речь, фонематический слух, моторику, мыслительные операции.
- воспитывать интерес к предмету, заботливое отношение к животным, самостоятельность, аккуратность, сознательную дисциплину.
Тип урока: интегрированный урок.
Оборудование: ТСО, иллюстрации животных; раздаточный материал (карточки с поуровневыми заданиями).
Ход урока
I. Мобилизующее начало.
Ну, ребята, чур молчок.
Русской грамоты урок.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё на месте, всё в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
II. Психологический настрой.
Начнём урок с разминки, с помощью которой настроимся на активную и плодотворную работу:
- Если у вас хорошее настроение, потопайте ногами.
- Если у вас есть животные, погладьте себя по голове.
- Если в любите свой Лицей, похлопайте в ладоши.
- Если вы хотите получить удовольствие от урока – прошу быть активными моими помощниками, слушать меня внимательно, отвечать полными ответами.
III. Сообщение темы и цели урока.
- Выполнив математические действия, вы сможете определить тему урока:
Спорт – т лыжи – лы + вот + нос – ос + ых
Пар + нос – ос + ые сок – к + глаз – з + сные
- Исходя из темы, попробуйте определить цель урока.
- Сегодня прочитаем сказку “Спор животных” и узнаем, как проверить согласную на конце.
IV. Минутка каллиграфии:
(на доске написаны образцы соединения букв <Приложение 1>
- Откройте тетради и запишите число.
а) - Найдите закономерность и продолжите
сочетания (заглавная С, строчные парные
согласные).
б) Придумайте предложение, чтобы все слова
начинались на букву С (в парах).
в)
- Собери предложение: У Сени живёт собака Ночка.
- “Зажги огонёк” (выделить орфограммы).
- Спишите предложение.
- Подчеркните главные члены предложения.
- Подчеркните мягкие согласные.
Физминутка
V. Введение в тему.
а) – Назовите жанр устного народного творчества, состоящий из 6 букв на букву С. (Сказка)
- подберите однокоренные слова к слову сказка.
б) – Сегодня мы познакомимся с казахской народной сказкой “Спор животных”
- Определите, какие животные будут участвовать в споре:
- решите анаграмму: дьшаол (лошадь);
- возьмите в словах только первый слог и получите новое слово: коза - роза - ваза (корова);
- выбери из ряда букв буквы по схеме сгсгсг: мсодвббащзкам (собака).
VI. Первичное чтение рассказа “Спор животных”.
VII. Беседа.
- Какими понятиями можно объединить слова: корова, собака, лошадь? (Домашние животные.)
- О чём спорили животные?
- Какова польза от каждого животного?
- Как вы думаете, что ответил хозяин?
- Назовите главную мысль сказки. (Все животные нужны и полезны.)
- Как понимаете слова: ворчит – говорит с недовольством, стерегу - сторожу.
VIII. Жужжащее чтение
1) Разложить текст на роли.
2) Чтение по ролям: автор, лошадь, корова, собака.
3) Работа с пословицами:
- Смех людям на смех.
- За добро плати добром.
- Объясните смысл.
- Какая из пословиц подходит к нашей сказке?
IX. Работа над темой.
- Назовите героев сказки.
- Запишите с комментированием слова: собака, корова, лошадь.
- Назовите лишнее слово.
- Какая согласная пишется на конце слова?
- Какой звук слышим?
- Как определить, какую же согласную писать?
X. Работа над правилом.
XI. Закрепление.
- В тексте сказки найдите слова с парной согласной на конце слова.
- Подберите проверочное слово.
- Как проверить согласный на конце слова?
Упражнение №3 стр. 86. (Павленко В.К., Касымова Р.Т. Родное слово.– Алматы, 2002)
XII. Самостоятельная работа по карточкам.
Первый уровень:
Запиши три слова с парными согласными на конце.
Составь с одним из этих слов предложение и запиши его.
Второй уровень.
Подбери проверочное слово, допиши согласные на конце слов.
Подчеркни лишнее слово.
Хле…-…
Голу..ь-…
Медве..ь - …
Дом –
Третий уровень
Выбери и подчеркни согласную на конце слов.
Пиро(г,к), шка(в,ф), заво(д,т), моро(з,с), ё(ж,ш), ено(т,д).
XIII. Итог урока.
Подходит к концу наш урок.
- Чему он нас научил?
- Что он оставил в вашей душе?
XIV. Рефлексия.
Если вам понравился урок, если вы получили знания, прикрепите к дереву зелёный листик.
Этот урок был важен и для меня. Он сказал мне: “Верь в своих воспитанников, каждый из них станет обязательно хорошим человеком!. Спасибо за сотрудничество!