В пятых классах обучение ведётся учебнику Т. Клементьевой “Happy English -1 (5-6 классы)”. Четвёртая четверть в 5-х классах начинается темой “Asking the way” (“Спрашиваем дорогу”). Из опыта работы предыдущих лет, я знаю, что эта тема даётся ученикам нелегко из-за обилия лексического и грамматического материала. Даже на русском языке мы порою испытываем сложности, если приходится объяснять, каким путём лучше добраться до почты или супермаркета. Поэтому я решила развивать у детей, внутреннюю мотивацию, прежде чем они начнут учить слова по теме. Я нашла интересные журналы с информацией о достопримечательностях Великобритании, помогли мне рекламные проспекты и фотографии, привезённые друзьями из Великобритании. Эти “живые” материалы очень заинтересовали ребят. Посоветовавшись с преподавателем информатики и узнав, с какими навыками владения компьютера уже знакомы дети, мы решили осуществить межпредметный проект “Великобритания: что посетить”.
В самом начале темы “Asking the way”, когда дети только начали знакомство с лексикой, я дала им задание: создать слайд фильмы в компьютерной программе Power Point . Эти “фильмы” должны были содержать фотографии и подписи к ним, дающие информацию о достопримечательностях, которые нам предстоит “посетить”. Интерес к созданию таких фильмов и возможность работы с компьютером вызывала у ребят и желание к изучению материала по теме, потому что ребята увидели, где и как они могут употребить полученные знания. Помимо новой лексики ребята расширили свои страноведческие знания, узнали много нового о памятниках культуры, архитектуры и других достопримечательностях Великобритании. Я провела открытый урок по теме “Путешествие в Лондон”, где ребята сами увидели, каких знаний им ещё не хватает, чтобы рассказать о тех красочных буклетах, рекламных проспектах, картах путешествий и презентациях, которые они создали. Работа же над проектом велась на протяжении всей темы “Asking the way”, постепенно разворачиваясь и наполняясь содержанием.
Сценарий урока английского языка 5 класс
Тема: “Путешествие”
Цель: Тренировка в употреблении лексики (слов и выражений) по теме “Asking the Way” как один из этапов проекта.
Задачи:
- Учить детей правильному чтению слов, употреблению их в предложениях.
- Развивать языковую догадку, навыки аудирования (восприятия на слух).
- Воспитывать умение работать с компьютером, желание употреблять в речи английские слова и предложения, желание узнавать больше о стране изучаемого языка.
Оснащение урока:
- компьютер для показа слайд фильмов о достопримечательностях Великобритании, созданные учениками;
- программа на CD - диске “Way Ahead – 4” (Приложение к учебнику “Way Ahead”),
- плакаты – опоры, которые вывешиваются на доске для того, чтобы учащиеся строили собственные предложения;
- рисунки с картой для поиска “клада” по количеству учеников в классе;
- письмо от королевы;
- сюрпризы – любые поощрительные призы (наклейки с достопримечательностями Великобритании, либо конфеты, всё зависит от фантазии учителя).
План урока.
I. Организационный момент.
Teacher: Stand straight! You are very beautiful today. Good morning boys and girls. I am glad to see you.
Class: Good morning.
Teacher: How are you today?
Class: We are fine, thanks, and you?
Teacher: I’m fine too, thanks.
II. На данном этапе учитель старается усилить мотивацию учащихся к изучению лексического и грамматического материала. Teacher: Well, take your sits at the computers. Please, show me you projects. Open your files and show me you pictures.
(Ребята показывают свои компьютерные проекты в виде слайд - фильмов, которые они начали делать, начав изучать тему “Asking the way”. Похвалить, отметить у кого наиболее полно раскрыта суть проекта, сделаны надписи и пояснения к слайдам, а так же эстетичность и стиль исполнения).
Teacher: Very good, but answer my question, please. Are your projects are absolutely ready? (Обращаюсь к учащимся и прошу перевести вопрос, они делают предположения). Let’s speak Russian. Ваши проекты сейчас – это красивые слайды с достопримечательностями Великобритании и их названиями. А можете ли вы пользуясь своими слайдами рассказать, как пройти или проехать к тому или иному памятнику архитектуры?
Class: Нет.
Teacher: А чего же ещё не хватает?
Class: Надписей на английском языке, названий достопримечательностей. Знания слов.
Teacher: А вам хотелось бы рассказывать о своих проектах на английском языке? Значит, нам надо сегодня продвинутся ещё на одну ступеньку вверх, научиться употреблять слова и предложения с ними.
III. Warming-up activity.
Well, let’s start. Listen to me, please. I’ll read you the poem and then we translate it.
(При проговаривании каждой строчки показываю соответствующую картинку).
“The Key of the Kingdom”.
This is the key of the Kingdom,
In the Kingdom there is a city,
In the city there is a park,
In the park there is a street,
In the street there is a castle.
Teacher: Let’s translate all together…(переводим).
Скажите, а какую конструкцию из предыдущей темы мы здесь употребили?
Class: …there is/there are.
Teacher: (уделить внимание конструкции there is/there are).
Подумайте, что ещё может находиться на улицах города? Let’ make your own sentences, look at the blackboard this table will help you.
Учащиеся составляют предложения, используя эту конструкцию и заменяя выделенные красным шрифтом слова на новые и уже знакомые слова по теме.
Например:
In the street there is a bookshop.
In the street there is a supermarket.
Обратная связь: Скажите, какую конструкцию мы повторяли? Как это может вам помочь при защите проектов? Ребята должны сделать выводы, что эта конструкция поможет рассказать о местонахождении достопримечательностей.
IV. Работа со словами. Показываю классу большие таблицы (на листах формата А – 4) со словами, которые написаны следующим образом: слева английские слова, справа - русский вариант тех же слов, но в разброс и их надо соединить. Таблиц может быть сколько угодно в зависимости от количества детей и групп на которые учитель делит их для работы с этими таблицами.
Работа происходит в группах по 3 человека. Первый учащийся читает английский вариант, второй называет соответствующий вариант, третий читает все слова, а класс повторяет за ним хором.
Рефлексия этапа: Как вы считаете, хорошо ли мы усвоили слова, обозначающие направления пути? Кто хорошо поработал? Кому ещё следует поработать?
V. Контроль усвоения слов по теме.
Teacher: Well, now I want you to travel around the streets of the town. Let’s come to the computers. Открываем диск Way Ahead-4 и выбираем Lesson 3a.
Раздаю листочки. Задача учащихся: прочитать предложение, данное на компьютере, проследовать заданным маршрутом и определить около какого здания вы окажетесь. Передвинуть стрелку-указатель на найденное здание на карте и щёлкнуть мышкой. Если вы проследовали правильным путём, то под картой появляется новое предложение. Если ответ был найден неверно, то предлагается повторить попытку. При верном ответе ученики записывают название найденного здания на своём листочке. Каждое предложение комментируется.
Саша: Go along Centre Street. Turn right into Willon Road and it’s on the right.
Newsagent.
Миша: Go along Centre Street. It’s on the left between Willon road and Cherry Lane.
Bank.
Карина: Turn right at Cherry Lane. It’s opposite the sport centre.
Hotel.
Сергей: Go along Centre Street. It’s on the right, before the bank.
Restaurant.
Леонид: Go along Centre Street past the restaurant. Go straight on and turn right at Cherry Lane. It’s on the left, after the restaurant.
Sport Centre.
Женя: Go along Centre Street. Take the second right, and it’s before the sport centre on the left.
Restaurant.
Cдают листочки с написанными ответами мне.
VI. Разминка.
Are your eyes tired working at the computer? Let’s stand up and do some morning exercises.
Up, down, up, down,
Where is the way
To the London town?
Where? Where?
Up in the air.
Close your eyes (закрыть ладошками глаза)
And you are there.
VII. У меня для вас ещё один сюрприз. (Письмо от “английской королевы”, найти которое дети смогут, пройдя по заданному маршруту и собрав буквы, попадающиеся на пути и составив из них словосочетание). Хотите узнать? Тогда давайте отправимся ещё в одно путешествие.
I’ll give you the maps.
Look at them and listen to the text. I shall read you the text two times, you should follow the route and write down the letters you’ll find on you way.
На доске учитель записывает слова, которые незнакомы учащимся, по необходимости с транскрипцией:
Through - через
Forest - лес
Village - деревня
Swan lake - лебединое озеро
Карта маршрута прилагается, <Рисунок 1>.
Читаю текст.
Walk through the gate and go along the road as far as the bridge. Cross the river over the bridge, turn right and go as far as the crossroads. Turn left and walk along the forest on your left as far as the village. Turn left at the crossroads and go through the village to the hill. Have a little rest under the tree and then go down the hill. Go past the church and take the second turning to the right. Walk along the bank of the swan lake. It will be on your right. And in a minute you will get to ...
В итоге верного прохождения которой этого маршрута, у ребят должно получиться слово queen’s castle.
Рефлексия этапа: Когда весь путь пройден, дети вместе с учителем решают верно или неверно сделано задание. Затем проверяют, какие слова получились, один из учащихся записывает словосочетание на доске. Переводим словосочетание на русский язык.
VIII. What a surprise we have? Oh! It’s a letter from the Queen of the United Kingdom of Great Britain and Nothern Ireland. Shall I read? Oh! It’s in Russian.
Читаю письмо.
Здравствуйте, уважаемые юные леди и джентльмены!
Я очень рада тому, что вы проявляете интерес и желание больше узнать о народе, традициях и достопримечательностях нашей страны. И не только узнать, но и создать собственные проекты, для того, чтобы об этом узнали и другие люди. Для вашего продвижения на пути к осуществлению проекта, очень важно было то, что вы делали сегодня на уроке. Вам предстоит ещё много работы, наверное, дома вы будите составлять собственные диалоги- маршруты, но я верю, что всё у Вас получится. Вы молодцы! Удачи Вам. Надеюсь, вскоре увидимся в Букингемском Дворце.
Искренне Ваша Королева.
О, да тут ещё и подарки из Англии. (Раздаю заранее заготовленные сюрпризы).
IX. Рефлексия урока. Предлагаю детям ответить на некоторые вопросы для развития самооценки.
- Ребята, как вы сами оцениваете свои успехи? (пусть каждый сам даст себе оценку и выставит отметку за урок).
- Кому что удалось, а кому ещё надо поработать и над чем?
- Какое будет домашнее задание? (Предполагается задать составление диалога по теме).