Программное содержание:
Развивать познавательные способности детей на основе сформулированных представлений о лекарственных растениях (виды, применение, правила ухода). Развивать любознательность детей, умение увидеть новое в знакомом мире цветочного царства. Формировать умение выражать своё отношение к роли, как определённой жизненной позиции (доброта, забота, отзывчивость).
Предварительная работа:
Чтение познавательной литературы (Бианки, Пришвин, Паустовский), беседа о правилах поведения в природе, экскурсии в лес, знакомство с внешним видом и названием растений.
Материал к занятию:
- телефон, карта,
- разновидности цветов,
- цифры,
- лимон,
- магнитофон с записью голосов птиц.
Ход занятия
Занятие проводится в зимнем саду.
Раздаётся звонок телефона (голос).
Знаю сад и сад люблю,
В гости вас к себе зову.
Пусть на солнечной полянке
Раздаётся звонкий смех.
Игры, конкурсы, забавы,
Приглашаю к себе всех.
Я люблю гулять в лесу,
В сад хожу я каждый день.
Я весёлый старичок,
Старичок-лесовичок.
- Спасибо, Лесовичок, за приглашение. Мы к тебе придём.
Но, как до Лесовичка добраться, ребята. Ведь я не знаю туда дороги. Ребята, поглядите, что-то здесь лежит. Да это же карта. Если мы по ней пойдём, то и Лесовичка найдём. На карте изображены цифры и стрелки. По этим цифрам мы с вами и отправимся путешествовать по саду. Первая цифра – 1. Вот мы и находимся в зимнем саду. Пойдёмте по саду и полюбуемся разнообразием и красотой растительного мира. А как же здесь легко дышится! Вдохните воздух глубже. Вы чувствуете? А как вы думаете, почему так легко дышится? Правильно, все растения очищают воздух. Чем больше растений, тем чище воздух. Вот и в нашем зимнем саду собрано и посажено очень много разнообразных растений. Поэтому и воздух здесь чистый. А как вы думаете, чем ещё полезны растения? (ответы детей).
- Я вам предлагаю пойти дальше, следуя карте. Цифра 2. Как называется это растение? Правильно, это лимонник. Он привезён из Японии. А чем отличается лимонник от других растений? (у него растут плоды – лимоны).
- А как вы думаете, чем полезен лимонник? (в лимоне много витаминов, он помогает от болезни, простуды).
- Правильно, а теперь пойдём дальше. К какой цифре мы подошли? (3)
- Какое растение вы видите? (Алоэ)
- А как по-другому оно ещё называется? (столетник). Почему его так называют?
- Столетник прибыл к нам из Африки. Он тоже полезен для здоровья. А как вы думаете, в чём его польза? (Он помогает от кашля и насморка.)
- А как мы используем его при насморке или кашле? (Капаем в нос, пьём с мёдом.)
Молодцы, пойдём дальше по карте. Следующая цифра 4.
- Какой цветок вы видите? (Герань)
- А чем полезна герань? (Лечит раны, простуду). Расскажите, как геранью можно залечить рану.
- Теперь ищем цифру 5. Да здесь лежит конверт. Это от Лесовичка, он задаёт нам вопросы, давайте попробуем на них ответить.
- Как нужно ухаживать за цветами?
- Как правильно поливать цветы?
- Нужны ли цветы людям?
Правильно. Наш зимний сад отличается от обычного тем, что здесь нет дождей, не лютуют ветры, солнце не такое яркое, растут зелёные растения и летом и зимой. Поэтому за зимним садом нужен особый уход и тогда зимний сад нам даст чистый воздух, красоту и здоровье. Давайте ещё подышим чистым воздухом. (Дыхательная гимнастика – “Вырасту большой”, “Часики”)
- А теперь пойдём дальше. Где же мы оказались? Давайте вместе прочитаем. Мастерская “Пчёлка”. Да это же мастерская Лесовичка. Давайте зайдём сюда.
- Лесовичок, ты нас звал, вот мы и пришли. Что случилось, ты что болен?
- Да, у меня болит горло. Но не знаю чем лечить.
- А чем можно вылечить горло, ребята? Давайте приготовим для него лекарство. (Дети с воспитателем делают настойку из алоэ и мёда и предлагают Лесовичку выпить).
- Спасибо, ребятки. Мне так хорошо стало, ваше лекарство помогло. А я вас угощу лимоном с сахаром, чтоб вы тоже не болели.
- А теперь я предлагаю вам поиграть в игру “Найди цветок”. Какой цветок назову, вы должны к нему подойти. А я проверю, хорошо ли вы знаете растения.
Молодцы, вы справились с заданием. Я вам очень благодарен за то, что вы меня вылечили.
Какой волшебный сад,
Он радует ребятам взгляд.
В нём на удивление
Разные растения.
Красотою сада
Любоваться рад и я.
Но пора прощаться,
В лес свой возвращаться.
Я вам подарю шишки и орешки, поиграйте с ними у себя в группе.
- Спасибо, Лесовичок. До свидания. Посмотрите, ребята, а орешки не простые. Разве можно с ними играть? Лесовичок пошутил, это настоящие орешки и их можно есть.
- Ребята, где мы с вами сегодня были? Что вам понравилось? В чём затруднялись?
Молодцы, хорошо занимались. Спасибо.