Цели:
- Изучение видов игр коренных народов севера, понятий: тынзян, хорей, хобцоко.
- Развитие интереса к культуре народов севера, как одной из толик многогранной культуры России, воспитание чувства любви к Родному краю, к своей Отчизне.
Задачи урока:
- контроль знаний учащихся по теме,
- развивать познавательную и творческую активность учащихся, интерес к предмету, отрабатывать умение применять теоретические знания на практике, умение работать в группах;
- воспитывать корректность, творчество.
Оборудование:
- аудиозапись “Голоса Ямала”,
- макеты “тынзян”, “хоре”,
- учебные принадлежности и принадлежности ИЗО.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: индивидуальные и групповые формы работы, игра, информационно-коммуникационные технологии.
Ход урока
1. Повторение изученного материала сопровождается показом слайдов компьютерной презентации “Отдых и игры”,
В какие игры и чем играют мальчики?
В какие игры играют девочки?
На какие виды делятся игры детей коренных народов севера?
2. Изучение нового материала сопровождается показом слайдов компьютерной презентации
3. Рассказ учителя.
Дети играют в игры для того, что бы получить необходимые в повседневной жизни навыки. Однако играть любят не только дети, но и взрослые. Для взрослых игра- это отвлечение от тяжелого повседневного труда.
Виды игр взрослых.
1. Головоломки “хобцоко”, изготавливаются из костей животных, дерева.
2. Игры, которые коренные народы переняли у русских поселенцев: шашки, шахматы, карты.
3. Спортивные игры:
- прыжки через нарты,
- состязание в силе,
- игра “Метание тынзяна на хорей”.
Принимают участие два человека у первого шест “тынзян”, у второго аркан “хорей”. В игре проявляется смекалка и сноровка участников. Необходимо набросить “тынзян” на “хорей”.
4. Закрепление изученного материала.
Практическая часть урока.
Работа в группах. Создание композиции “День оленевода”.
- 1-группа создает фигурки животных.
- 2-группа создает фигурки людей.
- 3 -группа учащихся изображает на бумаге фон - морозный день, начала весны.
Музыкальное сопровождение аудиозапись сборник “Голоса Ямала”.
5. Подведение итогов урока.
Описание изокомпозиции. Выставление оценок.
Литература:
- Борко Т.И. и др. “Культура народов Ямала” учебник.5-7 классы. Тюмень: Изд- во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002 г.
- М.Приходько, “Хомаку”. Картинный словарь русско- нещанского языка. Санкт- Петербург. “Морсар АВ”, -2000 г.
- М.Приходько. О.Приходько “Хомани”. Книга о жизни лесных ненцев. Краткий русско-нещанский словарь. Санкт- Петербург. ООО “Издательский дом “Светлячок”- 2002 г.