Предисловие
Как увлечь обычного школьника? Здесь только надежда на учителя. Среди различных способов активации познавательной деятельности определенное место занимают игры, развивающие у учащихся аналитическое мышление, умение излагать мысли и свою точку зрения, ставить проблему, организовать проблему по ее решению.
Игра помогает строить продуктивные взаимоотношения педагога и учащегося с присущими ей элементами соревнования, непосредственности и неподдельного интереса, то есть осуществлять принципы педагогики сотрудничества. В своей работе я использую различные виды игр: тренировочные, познавательно – контрольные, сюжетно – ролевые, творческие.
Приведу пример внеклассного мероприятия: “Математика – это гимнастика ума” (для 5-6 класса)
Задачи:
- Развитие логического мышления, внимания.
- Расширение кругозора учащихся.
- Воспитание интереса к математике, формирование навыков общения, умения работать в коллективе.
Оформление: Плакаты с высказываниями: “Математика – это гимнастика ума”, “Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг”, “Высшее назначение математики… состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает”, “Книга – книгой, а мозгами двигай”; сувениры команд, карточки с заданиями, оценочная таблица, жюри.
В игре участвуют две команды по 5 человек в каждой.
Викторина начинается с выступления двух учащихся. (Ведущая)
1-й учащийся:
Тем, кто учит математику
Тем, кто учит математике
Тем, кто любит математику
Тем, кто еще не знает
Что может полюбить математику
Наша викторина посвящается!
2-й учащийся:
Математика повсюду
Математика повсюду
Глазом только поведешь
Примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь
Каждый день, вставая бодро
Начинаешь уж решать
Идти тихо или быстро
Чтобы в класс не опоздать
Вот строительство большое
Спасибо, прежде чем его начать
Нужно все еще подробно
Начертить и рассчитать
А иначе рамы будут с перекосом
Потолок провалиться
А кому, друзья скажите
Это может нравиться?
Ох, скажу я вам, ребята
Все примеры вам назвать
Но должно быть всем понятно
Что математику нам нужно знать на пять
Если хочешь строить мост
Наблюдать движенье звезд
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь
Хорошо работай в школе
Добросовестно учись. (М.Бозаковский)
I. Представление команд.
(Название команды, приветствие)
1.
Он давно знакомый мой, каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны, одинаковой длины
Вам его представить рад, как зовут его… (Квадрат)
Приветствие команды:
Заправлены в планшеты вопросы и ответы
И капитан команды готов в суровый бой
Команда с нетерпеньем ждет своего сраженья
Болельщики готовы за нас стоять гурьбой.
2.
Ты на меня, ты на него.
На всех нас посмотри
У нас всего, у нас всего
Три стороны и три угла
И столько же вершин
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим
Все в нашем городе друзья
Дружнее не сыскать
Мы - ………… семья, (треугольников)
Нас каждый должен знать.
Приветствие команды:
Мы в викторине сразиться с соперником пришли
Юмор, смех и шутки с собою принесем
Соперник наш серьезный, не станем отрицать
Попробуем в сраженьях его мы обыграть.
II. Разминка команд.
(в виде игры “Слабое звено”)
а) логические загадки;
(задаются вопросы, жюри ведет счет: верный ответ- 1балл по 10 вопросов каждой команде).
Вопросы для первой команды.
- Тройка лошадей проскакала 90 км. Сколько км проскакала каждая лошадь? (90 км)
- Чему равно произведение всех цифр? (0*1*2*3*4*5*6*7*8*9=0.
- Исключите лишнее слово: сумма, разность, множитель, частное.
- Какое число делиться на все числа без остатка? (0).
- Как называются цифры II разряда в записи натурального числа? (Десятки, десятых, сотни).
- Число разрядов в классе? (0).
- 6 картофелин сварились за 30 минут. Сколько минут варилась в кастрюле одна картофелина? (5 минут, 30 минут, 6 минут, 10 минут).
- Чем кончается день и ночь? (Мягким знаком).
- Сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр).
- Число, обращающее уравнение в верное равенство. (Корень).
Вопросы для второй команды:
- Два сына и два отца съели 3 яблока. Каждому досталось по целому яблоку. Как это могло случиться? (Дед, отец, внук).
- Сколько будет десятков если три десятка умножить на два десятка?
- Вставьте подходящее по смыслу слово: длина, объем……., масса.
- Сколько пальцев на двух руках? На 10? (10; 50).
- Наименьшее простое число? (0,1,2).
- Какое число кратно всем числам? (о).
- Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. сколько км проехал ямщик? (5 км).
- Что идет, не двигаясь с места? (Время).
- Чему равно ? часть часа? (15 минут).
- Какое из чисел кратно 3: 1993 или 1992.
Б) Конкурс “Счетная машина”
Дикобраз в подарок сыну сделал счетную машину
К сожаленью она недостаточно точна
Результаты перед вами, быстро все исправьте сами.
I команда II команда 83-17=21 (66) 38-17=121 (21) 276-182=114 (94) 286-172=104 (114) 1903-1572=4331 (331) 5903-1572=4371 (4331) 56381-42701=14780 (13680) 57381-42601=14780
в) Конкурс “Кто самый внимательный”
Участвуют двое ребят (по 1 от каждой команды).
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз
Лишь скажу я слово три”
Приз немедленно бери.
Однажды щуку мы поймали
Распотрошили, а внутри.
Рыбешек мелких увидали
И не одну, а целых ….. две.
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом
Смотри на старте не хитри
А жди команду: раз, два,… , марш.
Когда стихи запомнить хочешь.
Их не зубри до поздней ночи.
А про себя их повтори.
Разок, другой. Но лучше…… пять.
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать
Ну что ж друзья вы приз не взял и,
Когда была возможность взять?
III.
Третий конкурс начинаем
Капитанов приглашаем
Будут трудные задачи
Пожелаем им удачи.
Капитаны, капитаны, постарайтесь.
В форме быть от зари до зари.
Капитаны, капитаны, улыбайтесь,
Лишь веселым покоряется жюри.
1 ком. Какую траву и слепые увидят? (Крапива).
2 ком. Из какой посуды не едят? (Из пустой).
1 ком. Какой месяц короче всех? (Май).
2 ком. Сколько месяцев содержит не менее 30 дней? (11).
1 ком. Исключите лишнее число: 2, 4, 5, 8, 10.
2 ком. 15, 51, 100, 35, 20.
1 ком. Отгадать ребус: И 100 РИЯ (История).
2 ком. РО 100 К (Росток).
1 ком.
З Е
М Т (Знаменатель).
2 ком. (Вершина).
IV. Конкурс болельщиков (параллельно с конкурсом команд)
Вопросы поочередно задаются каждой команде болельщиков.
При незнании ответа или неверном ответе вопрос переходит к команде – сопернице. За верный ответ – 1 балл.
Команды решают на время:
Записать число 7 четырьмя пятерками.
Расставьте в клеточках числа 1,4,6,7,8,9 так, чтобы в сумме получить пятнадцать (По горизонтали, по вертикали, по диагонали).
V. Конкурс “Числа в народных пословицах, поговорках, загадках”
Побеждает так команда, которая называет последней пословицу. Время определенное (например 2 минуты) каждая пословица – 1 балл.
VI. Составить как можно больше любых слов из слова: “Информатика”
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?
Жюри после каждого конкурса подводит итог, затем общий счет, награждение команд, болельщиков.
Литература
- Приложение к газете “1 сентября” “Математика”, №23 2001, №48 2001, №45 2001, №22 2001, №22 2002, №24 2002, №45 2004г.