Урок-презентация "Буквенные выражения"

Разделы: Математика


Тема урока: «Буквенные выражения».

Тип урока: Урок усвоения новых знаний, способов действий.

Цели урока:

  1. Обучающая. Сформировать у учащихся понятия: «буквенное выражение», «значение буквы», «значение буквенного выражения». Учащиеся должны научиться находить значение буквенного выражения, выбирать соответствующие буквенные выражения из предложенных, составлять буквенные выражения.
  2. Развивающая.Развитие умственных операций таких как, перенос знаний, сравнение, а также психических процессов - мышления, аргументированной речи, смысловой памяти.
  3. Воспитательная.Воспитание любви к родной школе, к природе.

Средствами активизации на уроке являются:

- живое слово учителя;
- использование видеослайдов;
- рабочие листы.

Ход урока:

1. Устный счёт. Слайд №2.

Узнайте какое слово зашифровано в таблице?

Т О И Н Л Ч О
21 7 54 42 50 64 72

Для этого:

1) Вычислите устно.
2) Ответ запишите в «окошко», а рядом букву соответствующую найденному ответу.
3) Полученное слово само оценит вашу работу.

Учащиеся заполняют таблицу в рабочем листе.

Ответ Буква
21+22+29 72 О
72 - (39+12) 21 Т
95 - 5·9 50 Л
44+38 - 28 54 И
25+(75 - 36) 64 Ч
34+56:7 42 Н
(48+15):9 7 О

Учитель: Как называются выражения стоящие в левом столбце?

Учащиеся: Числовые выражения.

2. Работа над определением предыдущего урока. Слайд №3.

Учитель: Что называется числовым выражением? Расставьте слова в правильном порядке.

3. Постановка темы и целей урока. Слайд №4.

Тема сегодняшнего урока «Буквенные выражения». Мы будем учиться различать буквенные выражения, находить их значение. Составлять буквенные выражения по рисункам, задачам и словесным записям.

4. Создание проблемной ситуации. Слайд №5.

В наборе выражений одной чертой подчеркните те, которые, по вашему мнению, можно назвать буквенными.

21·7 - 36 5·а - 6 а + b
(22+3)·2 «Здорово!» (ху+1)·у

Учащиеся подчёркивают выражения в рабочем листе.

Учитель проверяет задание фронтально, вместе с учащимися в ходе беседы выясняет, чем буквенные выражения отличаются от числовых. Затем ученикам предлагается самим составить определение буквенного выражения в рабочих листах.

Вставьте пропущенные слова в определение

Буквенным выражением называется запись состоящая из

чисел
букв
знаков арифметических действий
скобок.

5. Объяснение нового материала. Слайд №6.

Учитель: Для чего же нужны буквенные выражения. Разобраться в этом нам поможет следующая задача.

Учащимся предлагается устно решить задачу.

После решения учитель предлагает обозначить возраст школы буквой m. И тогда решение этой задачи для каждого случая можно записать с помощью буквенного выражения «1938 + m». Вместо буквы m можно подставлять в выражение разные числа. Например: 70 лет школе будет в 2008 году, а 100 лет в 2038 году.

6. Введение новых определений. Слайд №7.

Учитель читает определения и даёт пояснение на примере предыдущей задачи, просит учащихся прочитать определение ещё раз и повторить.

7. Усвоение новых способов действий.

1.) Работа с учебником. Слайд №8.

Учитель просит учащихся открыть учебник на странице 70, №296(а), прочитать задание. Даёт следующие пояснения к выполнению задания.

В математике принята особая форма записи для нахождения значений буквенных выражений.

Если n = 73 то, (135 + n) - 23 = (135 + 73) - 23 = 135 + 50 = 85.

Учащимся предлагается самостоятельно в рабочих листах найти значение данного буквенного выражения для других значений «n» по схеме на слайде.

№296(а)

Если n=65 то, (135+n) - 23 = (135 + 65) - 23 = 177

Если n = 0 то, (135 + n) - 23 = (135 + 0) - 23 = 112

После выполнения задания учитель просит учащихся прочитать получившиеся записи.

2.) Слайд № 9. Укажите стрелками буквенное выражение для нахождения длины неизвестного отрезка.

img1.JPG (6561 bytes)
а + 5 + 4
5 - 4 + а
а - (5 + 4)
b - 125
125 + b
125 - b
n - m
n + m
m - n

Учащиеся в рабочих листах указывают стрелками выражения. Затем задание проверяется фронтально.

3.) Слайд №10. Решение задачи. Чтение условия, совместное составление краткой записи.

Антон, Боря и Вова нашли в лесу 95 поганок. Боря нашёл m поганок, а Вова 25. Сколько поганок нашёл Антон?

Краткая запись условия:

Антон ?
Боря m поганок 95 поганок
Вова 25 поганок

Ученики составляют буквенное выражение и находят его значение в рабочих листах.

Записывают ответ.

Составим буквенное выражение.

1) Боря и Вова вместе собрали m + 25
2) Тогда Антон 95 - ( m + 25)
Найдём значение буквенного выражения при m=36
3) Если m = 36 то, 95 - (m + 36) = 95 - (36 + 25) = 95 - 36 - 25 = 34

Ответ: 34 поганки собрал Антон.

Решение задачи проверяется, используя слайд.

4.) Слайд №11. Запишите в виде буквенного выражения.

Учитель объясняет, как составляются буквенные выражения по словесной записи, на примере:

1) Частное х + 5 и у - 10

(х + 5) : (у - 10)

Далее ученикам предлагается самостоятельно составить буквенные выражения в рабочих листах.

2) Сумма 25а и с + 8
25а + (с + 8)

3) Разность х + 5 и 3 - у
(х + 5) - (3 - у)

4) Разность произведения 18 на b и а
18·b - a

5) Сумма частного х на 16 и разности с и 5
х : 16 + (с - 5)

Проверка задания. Учащиеся с места зачитывают получившиеся выражения, учитель показывает ответы на экране.

8. Домашнее задание. Слайд №12.

№328(а, б), №304, №322(в, г), №323(в, г).

9. Итог урока. Слайд №13.

Учащимся в рабочих листах предлагается составить предложения о том, что нового они узнали на уроке. Учитель, обобщая всё сказанное, выводит итоги на экран и выставляет оценки за урок.

Приложение