Тема урока: «Буквенные выражения».
Тип урока: Урок усвоения новых знаний, способов действий.
Цели урока:
- Обучающая. Сформировать у учащихся понятия: «буквенное выражение», «значение буквы», «значение буквенного выражения». Учащиеся должны научиться находить значение буквенного выражения, выбирать соответствующие буквенные выражения из предложенных, составлять буквенные выражения.
- Развивающая.Развитие умственных операций таких как, перенос знаний, сравнение, а также психических процессов - мышления, аргументированной речи, смысловой памяти.
- Воспитательная.Воспитание любви к родной школе, к природе.
Средствами активизации на уроке являются:
- живое слово учителя;
- использование видеослайдов;
- рабочие листы.
Ход урока:
1. Устный счёт. Слайд №2.
Узнайте какое слово зашифровано в таблице?
Т | О | И | Н | Л | Ч | О |
21 | 7 | 54 | 42 | 50 | 64 | 72 |
Для этого:
1) Вычислите устно.
2) Ответ запишите в «окошко», а рядом букву соответствующую найденному ответу.
3) Полученное слово само оценит вашу работу.
Учащиеся заполняют таблицу в рабочем листе.
Ответ | Буква | |
21+22+29 | 72 | О |
72 - (39+12) | 21 | Т |
95 - 5·9 | 50 | Л |
44+38 - 28 | 54 | И |
25+(75 - 36) | 64 | Ч |
34+56:7 | 42 | Н |
(48+15):9 | 7 | О |
Учитель: Как называются выражения стоящие в левом столбце?
Учащиеся: Числовые выражения.
2. Работа над определением предыдущего урока. Слайд №3.
Учитель: Что называется числовым выражением? Расставьте слова в правильном порядке.
3. Постановка темы и целей урока. Слайд №4.
Тема сегодняшнего урока «Буквенные выражения». Мы будем учиться различать буквенные выражения, находить их значение. Составлять буквенные выражения по рисункам, задачам и словесным записям.
4. Создание проблемной ситуации. Слайд №5.
В наборе выражений одной чертой подчеркните те, которые, по вашему мнению, можно назвать буквенными.
21·7 - 36 | 5·а - 6 | а + b |
(22+3)·2 | «Здорово!» | (ху+1)·у |
Учащиеся подчёркивают выражения в рабочем листе.
Учитель проверяет задание фронтально, вместе с учащимися в ходе беседы выясняет, чем буквенные выражения отличаются от числовых. Затем ученикам предлагается самим составить определение буквенного выражения в рабочих листах.
Вставьте пропущенные слова в определение
Буквенным выражением называется запись состоящая из
чисел
букв
знаков арифметических действий
скобок.
5. Объяснение нового материала. Слайд №6.
Учитель: Для чего же нужны буквенные выражения. Разобраться в этом нам поможет следующая задача.
Учащимся предлагается устно решить задачу.
После решения учитель предлагает обозначить возраст школы буквой m. И тогда решение этой задачи для каждого случая можно записать с помощью буквенного выражения «1938 + m». Вместо буквы m можно подставлять в выражение разные числа. Например: 70 лет школе будет в 2008 году, а 100 лет в 2038 году.
6. Введение новых определений. Слайд №7.
Учитель читает определения и даёт пояснение на примере предыдущей задачи, просит учащихся прочитать определение ещё раз и повторить.
7. Усвоение новых способов действий.
1.) Работа с учебником. Слайд №8.
Учитель просит учащихся открыть учебник на странице 70, №296(а), прочитать задание. Даёт следующие пояснения к выполнению задания.
В математике принята особая форма записи для нахождения значений буквенных выражений.
Если n = 73 то, (135 + n) - 23 = (135 + 73) - 23 = 135 + 50 = 85.
Учащимся предлагается самостоятельно в рабочих листах найти значение данного буквенного выражения для других значений «n» по схеме на слайде.
№296(а)
Если n=65 то, (135+n) - 23 = (135 + 65) - 23 = 177
Если n = 0 то, (135 + n) - 23 = (135 + 0) - 23 = 112
После выполнения задания учитель просит учащихся прочитать получившиеся записи.
2.) Слайд № 9. Укажите стрелками буквенное выражение для нахождения длины неизвестного отрезка.
а + 5 + 4 5 - 4 + а а - (5 + 4) |
|
b - 125 125 + b 125 - b |
|
n - m n + m m - n |
Учащиеся в рабочих листах указывают стрелками выражения. Затем задание проверяется фронтально.
3.) Слайд №10. Решение задачи. Чтение условия, совместное составление краткой записи.
Антон, Боря и Вова нашли в лесу 95 поганок. Боря нашёл m поганок, а Вова 25. Сколько поганок нашёл Антон?
Краткая запись условия:
Антон | ? | ||
Боря | m поганок | 95 поганок | |
Вова | 25 поганок |
Ученики составляют буквенное выражение и находят его значение в рабочих листах.
Записывают ответ.
Составим буквенное выражение.
1) Боря и Вова вместе собрали m + 25
2) Тогда Антон 95 - ( m + 25)
Найдём значение буквенного выражения при m=36
3) Если m = 36 то, 95 - (m + 36) = 95 - (36 + 25) = 95 - 36 - 25 = 34
Ответ: 34 поганки собрал Антон.
Решение задачи проверяется, используя слайд.
4.) Слайд №11. Запишите в виде буквенного выражения.
Учитель объясняет, как составляются буквенные выражения по словесной записи, на примере:
1) Частное х + 5 и у - 10
(х + 5) : (у - 10)
Далее ученикам предлагается самостоятельно составить буквенные выражения в рабочих листах.
2) Сумма 25а и с + 8
25а + (с + 8)
3) Разность х + 5 и 3 - у
(х + 5) - (3 - у)
4) Разность произведения 18 на b и а
18·b - a
5) Сумма частного х на 16 и разности с и 5
х : 16 + (с - 5)
Проверка задания. Учащиеся с места зачитывают получившиеся выражения, учитель показывает ответы на экране.
8. Домашнее задание. Слайд №12.
№328(а, б), №304, №322(в, г), №323(в, г).
9. Итог урока. Слайд №13.
Учащимся в рабочих листах предлагается составить предложения о том, что нового они узнали на уроке. Учитель, обобщая всё сказанное, выводит итоги на экран и выставляет оценки за урок.