Конспект урока по теме: "Путешествие по городам и странам" (предмет "Окружающий мир"). 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания по теме: “ Путешествие по городам и странам”
  2. Формировать умение работать в группе, оценивать уровень своих знаний.
  3. Развивать память, внимание, мышление, умение читать карту, познавательный интерес.
  4. Воспитывать чувство товарищества, культуру общения.

Оборудование:

  • политическая карта мира,
  • макет корабля,
  • магнитофон,
  • музыка “Шум моря”,
  • жетоны,
  • карточки с названиями команд, стран,
  • конверты с заданиями,
  • колокольчик,
  • бескозырки для капитанов,
  • иллюстрации с достопримечательностями,
  • учебники (3).

Ход урока

I. Введение в тему урока.

Звучит музыка “Шум ветра”.

Учитель:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
В Норвегию и Швецию,
Исландию, Германию,
Францию и Данию, и Великобританию.

II. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы отправляемся в увлекательное путешествие, цель которого вспомнить города нашей Родины, страны Европы, знаменитые достопримечательности.

Но прежде чем наш корабль отправится в путь, давайте распределим обязанности между членами экипажа, познакомимся с правилами, которые необходимо помнить, чтобы путь наш был счастливым и интересным.

Учитель-капитан корабля.

В экипаже 4 команды: “Якорек”, “Чайка”, “Шторм”, “Прибой”. В каждой команде есть старший юнга. Начинаем выполнять задания по сигналу колокольчика. За правильно названный ответ - синий жетон, неполный ответ-зеленый жетон, не ответил - лови спасательный круг.

Правила дружной работы.

  1. При ответе не спеши, четко, громко говори.
  2. Уважай товарища, не перебивай. Лучше при ответе руку поднимай.
  3. Крик не допускается, помощь разрешается.

III.Обобщение, систематизация знаний.

I задание

“3 из 3”

Команда выбирает одного человека, который должен найти и показать на карте страны (3). В случае затруднения команда может помочь товарищу.

Оценивание.

II задание

“Кто такой? Что такое?”

Учитель называет каждой команде по 4 слова, учащиеся должны вспомнить и назвать что это или кто это. В случае затруднения может помочь другая команда.

Слова:

Финифть (украшение) Штраус (композитор) фиакр Рим (город)
Золотое (кольцо) Альпы (горы) Пизанская (башня) Сена (река)
Плес (город) Эйфелева (башня) Колизей Андерсен
Успенский (собор) Сергиев -Посад Колизей Корабль Васа

Оценивание.

III задание

“Географическая карта”

Каждая команда получает конверт, на котором написано название страны. Это - адрес. В конверте 8 карточек. На них записаны различные географические объекты, достопримечательности. Задача команды: оставить в конверте только те карточки, которые относятся к вашей стране, т.е. по адресу.

Карточки:

  1. Россия - г. Москва, Волга, Дмитриевский собор, король, скульптура “Писающий мальчик”, г. Бремен, Пизанская башня, “Золотое кольцо”.
  2. Германия-Успенский собор, Кельн, Берлин, гондолы, Бранденбургские ворота, немецкий язык, финифть, “Золотое кольцо”.
  3. Греция-Углич, Олимпийские игры, Афины, Парфенон, Средиземное море, Пизанская башня, Париж, Владимир Мономах.
  4. Финляндия –Троице-Сергиева Лавра, Хельсинки, Санта Клаус, шведский язык, президент, Ростов, Колизей, Рейн.

Оценивание.

IV задание

“Ты мне я тебе”

Задать по 2 вопроса команде-сопернице.

Оценивание.

V задание

“Узнай меня” (конкурс для старших юнг).

Узнать достопримечательность по картинке, назвать, показать на карте страну, где она находится.

  1. Колизей.
  2. Эйфелева башня.
  3. Парфенон.
  4. Московский Кремль.

Оценивание.

VI задание

“Откуда ты, сказка?”

Узнать по отрывку сказку, назвать страну, где она родилась.

1. “Поздоровалась она с волком и говорит:

- Иду к бабушке и несу ей вот этот пирожок и горшочек масла”.

(“Красная Шапочка”, Франция).

2. “Шли-шли они, и вот настала ночь. Осел и собака легли под большим дубом, кот сел на ветку, а петух взлетел на самую верхушку дерева и стал оттуда смотреть по сторонам”.

(“Бременские музыканты”, Германия).

3. Набрав высоту, он сделал небольшой круг над крышей, облетел вокруг трубы и повернул назад, к окну. Затем он прибавил скорость и пронесся мимо малыша, как настоящий маленький самолет”.

(“Малыш и Карлсон, который живет на крыше”, Швеция).

4. – Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца!

Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошком, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась”.

(“Гуси – лебеди”, Россия).

IV. Итог урока. Оценивание работы команд.

Звучит музыка “Шум моря”, на фоне музыки учитель читает стихотворение.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
В ту страну, где ты родился,
Где живут твои родные:
Мамы, папы и друзья.
Все давно уж ждут тебя.