Тема урока: Природа Африки.
Цели:
- обобщить знания по теме «Природа Африки», углубить их;
- развивать интерес к изучаемому материку;
- совершенствовать умения применять полученные знания в новой ситуации;
- развивать коммуникативные умения.
Оборудование:
шаблон-контур Африки (на доске), задания-карточки группам, «палитра помощи»:
атласы для 7-го кл.(4 шт.), учебники географии (7й кл.) (4шт.), настенная физическая карта Африки, жетоны-«краски», заголовок «Далекая, но знакомая…», задание-тест для каждого ученика.
(Подготовительная работа: учащиеся по желанию формируют 4 группы, выбирают капитана.)
По ходу и содержанию:
1. Организационный момент: приветствие, явка на урок, готовность к уроку.
2. Сообщение темы и задач урока:
Мы с вами изучаем один из южных материков -Африку. Африка находится далеко от нас, поэтому ее можно назвать далекой, но не знакомой для вас она уже не является. Мы познакомились с природой этого материка и сегодня подведем итоги нашей работы, чтобы перейти к изучению стран Африки, населения и его хозяйственной деятельности.
Сегодня мы с вами снова поиграем – будем художниками, будем рисовать «портрет» Африки.
Помогут создать портрет полученные вами знания.
3. Подготовительный этап (знакомство с условиями игры).
- Группы, на которые вы разделились будут творческими группами художников. Но будет одно условие: «портрет» будет необычный – коллективный и рисовать его будем по частям. Для этого условно разделим наш «эскиз» (шаблон-контур Африки на доске) на части: Северная Африка, Южная Африка, Западная и Центральная Африка и Восточная Африка.
Каждый штрих или мазок «красками» - это задание. Красок пока нет, их надо «заслужить, заработать». Цветные жетончики (за правильно выполненное задание) будут «красками».
Но есть еще один нюанс: в нашей «студии» есть уголок, где я поместила «палитру», там есть помощники: атласы, карта, учебники. Старайтесь не прибегать к «палитре», но если без нее не обойтись, направляйте своего товарища, но за это он забирает с собой штрафную «краску» - белый жетон.
- А теперь определим участие каждой группы в общей работе: капитаны команд вытянут название «объекта изображения» - части Африки. (Объявить, показать выбранную часть на шаблоне-контуре на доске).
4. Игра: конкурс «художников»-географов.
Задание 1.
Выберите свою (соответствующую вашей части материка) крайнюю точку и ее координаты. (В конвертиках названия крайних точек Африки и геогр.координаты). (Выбирают и прикрепляют на контур Африки на доске).
Задание 2.
Выберите из конвертика названия объектов, характеризующих береговую линию ВАШЕЙ части материка. (Выбирают и прикрепляют на контуре на доске).
Задание 3.
Какие из предложенных объектов рельефа расположены в ВАШЕЙ части материка? «Нарисуйте» их. (Прикрепляют на контур «силуэты»объектов рельефа и их названия.)
Задание 4.
Вспомним и «нарисуем» водные объекты ВАШИХ частей Африки.
(Рисуют фломастерами реки, озера, прикрепляют таблички с названиями, выбранными из предложенных в конвертах).
Задание 5.
Ребята до этого задания мы выполняли лишь «наброски» к портрету. Сейчас начинается сложнейшая работа. Каждая группа «художников» получает задание, выполнение которого требует вспомнить изученное о климате Африки. (Раздаю конверты с заданиями).
Задание 6.
«Заселим» материк. Каждая группа получает текст с описанием природной зоны. Необходимо узнать, выбрать название из предложенных, выбрать картинки животных, обитающих в данной природной зоне, прикрепить на «портрет».
Каждое задание выполняется в группе; выбирается ученик-художник, который выходит к доске, «рисует» нужное и комментирует. За каждое задание (выполненное верно) группа поощряется «краской»-жетончиком определенного цвета (каждой команде -свой цвет, но почему так – пока не знают).
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
А:
- Изменилось ли что-то на доске? Наш первоначальный набросок превратился ли в портрет? Появилось ли «лицо» у материка?
- А теперь посмотрите на ваши жетончики. Какого они цвета? Давайте добавим красок к портрету.
Каждая группа вспоминает ЧТО же в Африке «ВАШЕГО» цвета? (Жетончики выдавались ЗЕЛЕНЫЕ, ЖЕЛТЫЕ, КОРИЧНЕВЫЕ, КРАСНЫЕ).
Б:
- А теперь последний штрих – каждый оставит свой «автограф» к портрету. Посмотрим, оправдаем ли название «Далекая, но знакомая…». Ваши «автографы» останутся в тесте. Каждый подписывает свой листочек с заданием, читаете вопросы, выбираете верный ответ, подчеркиваете его.
Постарайтесь выполнить до звонка; каждый выполняет сам. Думаю, наша игра вам поможет успешно справиться с этим заданием.
Задание «Твой автограф». (Ответь без карты на следующие вопросы, подчеркивая верный ответ):
- Красное море омывает Африку с севера или северо-востока?
- Остров Мадагаскар находится от Африки на юго-востоке или юго-западе?
- Какое озеро расположено севернее – Чад или Виктория?
- Какое озеро восточнее – виктория или Танганьика?
- Какое течение южнее – течение мыса Игольного или Мозамбикское?
- Конго впадает в Гвинейский залив или в Мозамбикский пролив?
- Что расположено севернее – Восточно-Африканское плоскогорье или Эфиопское нагорье?
- Гвинейский залив омывает западное или восточное побережье Африки?
- Общее течение Нила на север или на северо-запад?
- Замбези впадает в Гвинейский залив или в Мозамбикский пролив?
- Водопад Ливингстона находится на р.Замбези или на р.Конго?
- Какая река находится западнее – р.Нигер или р.Нил?
- Какое нагорье расположено севернее Ахаггар ил иЭфиопское?
- Какое озеро глубже – Виктория или Чад?
- Горы Атлас находятся на северо-западе или на юго-востоке материка?