Урок химии по теме: "Фенол. Строение, свойства, применение. Экологическая опасность"

Разделы: Химия


Цели:

  1. Познакомить учащихся со строением, физическими свойствами и применением фенола.
  2. Развивать умение анализировать , обобщать фактический материал.
  3. Развивать интерес к практической химии.
  4. Воспитывать чувство ответственности человека перед природой.
  5. Продолжить формировать умение работать в группах.

План:

  1. Знакомство со строением и свойствами фенола.
  2. Применение фенола.
  3. Экологически опасные свойства фенола.
  4. Завод Стеклопластиков. Отчёт группы учащихся о посещении ЦЗЛ. (Производство пластмасс из фенол – формальдегидных смол.)
  5. Отчёт другой группы учащихся о посещении Федеральной лаборатории – центра по контролю за состоянием окружающей среды.
  6. Данные Государственного доклада “О состоянии окружающей среды Московской области”.
  7. Почему возникает такое противоречие в результатах исследований и показаний лабораторий?
  8. Способ очистки воды от нефти. От фенола так воду очистить нельзя, почему?
  9. Вывод-обсуждение: “Что нужно сделать, чтобы защитить природу и всех нас от фенола?”

Ход урока

1. Мы продолжаем с вами знакомиться с представителями ароматических углеводородов, сегодня мы поговорим о веществе, которое состоит из двух функциональных групп – бензольного кольца и гидроксигруппы ОН . Такие вещества называются ФЕНОЛЫ. Группа их достаточно велика, мы будем разговаривать о свойствах на примере первого представителя, который так и называется. Тема сегодняшнего урока ФЕНОЛ. (Рисунок на доске, разбор соединения функциональных групп, отличие фенолов от ароматических спиртов.)

2. Физические свойства фенола: кристаллическое, бесцветное вещество с характерным запахом. На воздухе легко окисляется, приобретая вначале розовую, затем бурую окраску. Фенол очень легкоплавок (Температура плавления 42 градуса по Цельсию). Фенол был открыт в 1834 году немецким химиком – органиком Фридлибом Рунге, он обнаружил его при перегонке каменноугольной смолы. Состав вещества был определён лишь в 1842 году Огюстем Лораном. Он же обнаружил кислотные свойства фенола, но считал его спиртом и предложил назвать ФЕНОЛОМ. Очень часто фенол называют карболовой кислотой . Фенол обладает ярко выраженными бактерицидными свойствами, поэтому его довольно часто применяли раньше для дезинфекции помещений и даже для стерилизации хирургических инструментов (С тех времён осталось даже выражение “карболкой пахнет”).

3. Сейчас фенол находит широкое применение при производстве лекарств, красителей, и самый большой объём поступает на производство фенолформальдегидных пластмасс. Вот тут и встаёт первый вопрос, который мне хотелось вам задать “Знаете ли вы что-нибудь о ядовитых свойствах фенола?”

4. Ответы учеников. Рассказ о “фенольных домах” Новые последние научные данные о ядовитых свойствах фенола. (Выступления учащихся подготовлены по газетным публикациям и данным Интернета.)

5. В связи с большой опасностью, которую представляет фенол, возникает вопрос “А мы с вами защищены от его губительного воздействия?”.

На территории нашего города располагается завод Стеклопластиков, который производит пластмассу на основе фенолформальдегидной смолы. С этим заводом мы с вами сталкивались уже два раза. В прошлом году, когда всем классом были на экскурсии, осматривали цеха, заходили и в цех ДСВ, где вы смотрели, как стекловолокно пропитывают смолой. И в этом учебном году, когда начали готовить свой проект “Влияние химических заводов на экологию нашего города”. При посещении этого завода всё время слышали мы эти слова фенол, формальдегид. Как заботятся на заводе о том, чтобы горожане не испытывали на себе вредного воздействия от фенола?

6. Отчёт учащихся о посещении СЗС.

7. Отчёт учащихся о посещении Регионального центра лаборатории.

8. А теперь послушайте данные Государственного доклада “О состоянии окружающей среды Московской области”. “Превышение ПДК по фенолу в реке Ока в районе города Ступино в зимнее время в 2 раза, в летнее время в 4 раза.”

И здесь возникают два вопроса. Первый: как убирать фенол из вод реки? (Очистка вод от нефти) Способ для фенола не подходит. Почему? “По новым разработкам самый безопасный и экологически грамотный способ сбора нефти с помощью специально выведенных бактерий. Для фенола этот способ не подходит, так как фенол обладает бактерицидными свойствами и убивает бактерий сам.”

И второй вопрос, самый главный: “А откуда все же берётся фенол в водах Оки?” Размышления учащихся. Помощь учителя – “сточные воды попадают в канализацию, выбросы вод осуществляются в ручей – всё это подвергается строгой проверке, как мы только что слышали. Ливневые воды – что это такое? Подземные воды, что это такое? Куда стекают подземные воды? Кто- либо может контролировать качество ливневых и подземных вод? Куда на Стеклопластике складируются отходы производства – пластмассы, волокна? Складируются прямо на территории, на почве под открытым небом. При разрушении пластмасс от времени и погодных условий, из них начинают выделяться фенол ( вспомните “фенольные дома”), который с ливневыми и подземными водами попадает в Оку. Вот отсюда и появляется такое большое содержание фенола в реке. А мы купаемся в этой воде. Что же должны делать химики для того, чтобы обезопасить природу и человека от пагубного воздействия фенола?

9. Формулировка выводов: “Все пластмассы с применением фенола опасны для человека и природы. Необходимо найти новый вид полимеров, безопасный для природы и легко разлагаемый в безопасные отходы. Это ваше будущее. Творите, изобретайте, не дайте опасным веществам погубить природу!”

Приложение 1

Приложение 2