Конспект урока по предмету "Изобразительное искусство" на тему: "Здравствуй, птица Счастья!". 8-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 8


Здравствуй, птица Счастья! /Конспект урока, 8 класс./

Цели:

  • Воспитание духовно – нравственного стержня в свете народной культуры.
  • Расширение познавательных интересов учащихся в декоративно – прикладном творчестве.

Задачи:

  1. Расширить знания учащихся в технике оригами, бумагопластике.
  2. Привить эстетическое развитие чувства вкуса, ритма, соразмерности;
  3. Расширить знания о законах дизайна, оранжировки.

Проблема: Создание птицы счастья.

Техника: Оригами, ажурное моделирование.

Оборудование:

1. учащимся:

  1. фльбомный лист;
  2. заготовки из машинописной бумаги – ажурный хвост, крылья, подгрудок, хохолок;
  3. ножницы;
  4. клей;
  5. бумага;

2. учителю:

  1. то же, что учащимся;
  2. предметы быта с изображением птиц (разделочные, пряничные доски, полотенца, глиняные свистульки, Городецкая птица-солонка,
  3. ковш – птица – хохлома, скопинская керамика),
  4. архангельская щепная птица;
  5. иллюстрация Сирина и Алконоста;
  6. видеофильм “Птица счастья” - 3 мин., аудиозапись “Голоса птиц”.

План урока:

  1. Сообщение темы
  2. Беседа-рассказ о птице
  3. Просмотр видеосюжета
  4. Объяснение задания
  5. Выполнение работы

Итог урока

Оформление доски:

  • Архангельская щепная птица (деревянная).
  • Оригами.
  • Ажурное моделирование.

Ход урока

Учитель. Страна наша богата талантами, глубоки её исторические и культурные корни, и многие виды народного искусства широко известны и высоко ценимы не только у нас, но и зарубежом. Во многих её уголках – селениях, деревнях, аулах – продолжают жить интереснейшие ремёсла, уходящие корнями в глубокую древность.

В изделиях народных мастеров – в дереве, камне, глине, на ткани – оживают образы, пришедшие из языческих поверий и легенд, народного эпоса и сказок.

Один из таких образов – п т и ц а . Птица – сказочный персонаж, который умеет не

только красиво петь, но и дарить людям радость!

Изображение птиц на предметах быта (прялках, разделочных досках, избах, вышивке и в народной игрушке ) несло огромный философский смысл и значение.

Эта птица не просто игрушка. Она – сила в руках доброго чуткого мастера.

Весна – время прилёта птиц. Весна – это возрождение нового солнышка. Ожидая птиц, мы хотим, чтоб они принесли нам солнышка, а значит, и тепла.

С прилётом птиц на душе становится теплее, светлее, радостнее.

Сохранились легенды, рассказывающие о чудесных птицах - это Птица - Жар из золотой хохломы, это птицы Сирин и Алконост из русских былин, это Архангельская щепная с Далёкого Севера.

- Просмотр видеосюжета об удивительном мастере Александре Ивановиче Петухове, руки которого творят добро и красоту.

Легенда: На далёком севере в архангельской губернии жил – был охотник. Зима на севере долгая, холодная: то вьюга, то метель, то сильная стужа. А в этот год зима задержалась надолго; выстудила человеческое жильё, и заболел у охотника младший сынишка. Болел долго, исхудал, побледнел; ни врач не помог, ни знахарь. Горе охотнику. Жалко сынишку. Спросил охотник у сына: “Что же ты хочешь?”

Тихо-тихо прошептал мальчик: “Хочу увидеть солнышко…”. А где его возьмёшь на севере? Задумался охотник, истопил очаг, чтоб теплее стало. Но огонь не солнышко.

Обратил внимание охотник на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось улыбкой его лицо; и понял он как можно помочь сыну.

Всю ночь работал охотник. Вырезал из полена птицу, настрогал из лучины щепки, украсил их ажурной резьбой. Повесил птицу над кроватью сына, и птица вдруг ожила: закружилась, задвигалась в струях горячего воздуха, что шёл от печи.

Мальчик проснулся, заулыбался и воскликнул: “Ну, вот и солнышко!”

С этого дня ребёнок стал быстро поправляться. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её “святым духом”, хранительницей детей, символом семейного счастья.

Сам мастер признаётся, что его птицы немного отличаются от тех, что были в старину. Те были проще, неказистее. Объяснение этому вот какое: в старину считали, что основателем каждого рода был домовой. Согласно поверью, чтобы задобрить его, нужно вырезать из дерева его фигуру, и непременно пятьюдесятью двумя прикосновениями к дереву ножа или топора, ни больше, ни меньше, - по числу недель в году. Вот и выходило не очень гладко даже у самого удалого мастера.

Течёт речка не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит,
И вновь за излучиной
Нас ожидают чудеса.

Учитель.

У нас в классе красуется щепная птица. Привезла её я из одной поездки. Это ли ни чудо! С далёкого севера птица поселилась у нас в классе, в нашей школе. Сегодня на уроке мы попробуем сделать свою чудо – птицу счастья из доступного нам материала - бумаги и определим ей место.

Объяснение задания: /учащиеся работают параллельно с учителем/

1. Альбомный лист свернуть по диагонали так, чтоб получился квадрат; лишнее отрываем.

Складываем из квадрата птичку - техника оригами (оригами – искусство складывания из бумаги, в переводе с японского означает “сложенная бумага”. Зародилась более тысячи лет назад).

2. Склеить заготовки: хвост, хохолок, подгрудок /для этого прямоугольный лист печатной бумаги сложить в гармошку шириной в 1 см; маленькими ножницами сделать подсечки/.

- Для хвоста понадобится один печатный лист; сложить пополам, склеить.

- Для хохолка и подгрудка – один печатный лист разрезается на две части, каждая часть сворачивается пополам и склеивается.

Всего нужно три печатных листа. Ажурные заготовки желательно сделать на предыдущем уроке.

3. Проделываем отверстие в туловище птицы. Для этого заготовку – туловище сложить пополам поперёк. На сгибе вырезать сквозную щель, разложить заготовку- туловище – получим сквозное окошко.

4. Вставляем в полученное окошко ажурные крылья, расправляем их.

5. Приклеиваем хвост, хохолок, подгрудок.

6. Украшаем птицу. Нарезать 2-3 полоски бумаги шириной 0,5 см, завить их с помощью ножниц и приклеить по усмотрению.

Мы с вами сделали птицу – символ добра, мира, любви!

Бережно возьмите птицу своими руками, чтоб она слышала биение вашего сердца, читала помыслы вашей души. Представьте, что вы держите в руках настоящую птицу счастья. Какое пожелание вы загадали бы ей?

Ученики. Хорошо учиться, быть здоровым, счастья родным и близким.

Учитель. Загадайте желание себе, семье, классу, а может быть школе. А птичка возьмёт на себя роль нести это желание. С этой минуты поверим, что оно сбудется.

А я скажу своё пожелание: “Пусть вам сопутствует удача, пусть у вас вырастут и расправятся крылья, как у нашей птички, и чтоб вы стали надёжной опорой для ваших родителей”. Я помещаю птичку в “поднебесье” /птица в состоянии парения/.

А мы под её крыльями будем ощущать добро, тепло и любовь.

На протяжении урока у нас звучали голоса птиц. О чём пели птицы? Ученые утверждают, что скоро язык птиц и зверей будет доступен людям. Сколько новых возможностей откроется перед человеком.

Сегодня мы сотворили чудо! Мы делали одинаковые птички, но у всех они получились разные. Я считаю, что все сегодня на уроке справились с заданием и заслужили высоких оценок.

Заканчивая урок, я думаю, что сегодня вы стали:

Добрее сердцем,
Теплее душой,
Возвышеннее духом”.

/Н.К.Рерих/

Приложение 1

Приложение 2