Нашему муниципальному дошкольному образовательному учреждению № 10 “Родничок”-Центру развития ребенка г. Советска Калининградской области – 25 лет. Возглавляет его Отличник народного просвещения , грамотный руководитель, талантливый педагог, Яроц Татьяна Николаевна. Под ее руководством коллектив выстраивает работу с родителями, ориентируясь на особенности открытости ДОУ в новых социальных условиях.
В основе системы взаимодействия нашего дошкольного учреждения с семьями воспитанников лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность (Закон “Об образовании”, ст. 18). И здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия . При этом решаются выделенные нами как приоритетные, следующие задачи:
- повышение педагогической культуры родителей;
- приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
- изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
Для их решения используются следующие методы:
- индивидуальное или групповое консультирование;
- просмотр родителями занятий и режимных моментов;
- привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности;
- анкетирование;
- опрос;
- беседы с членами семьи;
- наблюдение за ребенком (спонтанное и целенаправленное);
- анализ детских рисунков и рассказов на заданную тему;
- фиксация дня ребенка.
Еще до поступления ребенка в ДОУ устанавливаются первые контакты между семьями и нашим детским садом:
- Приглашаем родителей с детьми посетить наш “Родничок” и познакомиться с развивающей средой , особенностями работы ДОУ;
- Представляем письменную информацию о работе ДОУ (презентация услуг детского сада) – “Визитную карточку”;
- Заведующая детским садом беседует на предмет условий посещения ребенком учреждения;
- Оформляем договор.
Дальнейшее взаимодействие родителей и персонала походит в процессе:
- Ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка;
- Неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями воспитателями или специалистами, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;
- Ознакомления родителей с информацией, подготовленной специалистами и воспитателями, об их детях;
- Предложений посетить психолога, врача или других специалистов;
- Посещения родителями учреждения для наблюдения ими деятельности детского сада или, чтобы увидеть, как занимается их ребенок (“Недели открытых дверей для родителей”);
- Работы Попечительского совета ДОУ;
- Решения любых вопросов, касающихся их детей (родительский комитет);
- Оказания помощи детскому саду в качестве организаторов и спонсоров;
- Участия в праздничных и досуговых мероприятиях детского сада и совместной деятельности с детьми;
- Продолжения дома работы по обучению детей, которую ведут педагоги;
- Работы семейного клуба “Домовенок”;
- Приглашения учителей начальной школы, врачей, социолога и др. лекторов по интересующим вопросам;
- Оказания помощи в вопросах воспитания, ухода за ребенком.
Вся система работы в нашем учреждении направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка. Поэтому участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.
Наряду со сложившимися традиционными формами работы с семьей(беседы и консультации, общие и групповые родительские собрания, наглядная пропаганда, педсовет и др. ), в нашем учреждении удачно зарекомендовали себя и не один год используются и новые формы и методы взаимодействия с родителями.
- При составлении социального портрета семьи воспитанника, знакомимся с демографической, социально-профессиональной характеристикой семьи, жилищно-бытовыми условиями, культурным уровнем, составляем краткую педагогическую характеристику.
- Для знакомства родителей со структурой и спецификой проведения занятий, условиями пребывания детей в ДОУ проводим “Неделю открытых дверей для родителей”, а не один день, учитывая сложившуюся тенденцию занятости родителей. В результате этого увеличилось количество мам и пап, посетивших мероприятия, проводимые в течение этой недели.(Выдержки из отзывов: “Дети занимаются с удовольствием, несмотря на то, что работа требует усидчивости, аккуратности”, “Интересно наблюдать, как дети умело перевоплощаются в утят, лягушат, веселых зверушек, прыгают и танцуют”, “Я удовлетворена работой всех педагогов в садике, спокойна за подготовку ребенка к школе”). Эта форма работы нравится родителям, так как позволяет увидеть реальные достижения каждого ребенка, научиться самим некоторым приемам и методам работы с детьми. (Приложение1)
- Для предоставления родителям более конкретной для данной группы информации о ДОУ, о программе, по которой работает эта группа, направлении работы, информации о сотрудниках, режиме работы и др., в раздевалке каждой группы имеется “Визитная карточка группы”. (Приложение 1)
- Участие родителей в проведении праздников и развлечений: выступление в качестве известных детям сказочных персонажей по сценариям осенних, новогодних, весенних, выпускных утренников; участие вместе с детьми в городских фестивалях детского творчества в номинации “вокальное пение”; проведение Масляничной недели с обязательными ярмарочными гуляньями; изготовление необходимых к празднику костюмов и атрибутов, участие в различных конкурсах, аттракционах. Участвуя в спортивных праздниках (“Веселые старты”, “Олимпийские игры в “Родничке”, “Дни здоровья”), родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, оценить его физическую подготовку. Когда родители на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это полезно детям, так как создает хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения. (Приложение 2)
- Активное участие и помощь родителей в конкурсах: “Осенний вернисаж”; на лучшее оформление групп к Новому году (при подведении итогов здесь учитываются все виды работ, выполненные родителями: использование техники украшения окон бумажными салфетками, украшения и поделки, сделанные своими руками, выпуск праздничных бюллетений и др.). (Приложение 3)
- День встречи с выпускниками. Этот праздник организовывается для наших бывших воспитанников и их родителей в дни зимних каникул. У каждого из них есть возможность пообщаться со своими воспитателями, посмотреть концертную программу, отведать манную кашу, обратить внимание на произошедшие перемены.
- Отчетный концерт для родителей детей, занимающихся дополнительным образованием в хореографической студии “Пружинки”, фольклорном ансамбле “Ложкарята”, вокальных ансамблях “Карамельки” и “Прянички”; итоговая выставка работ детей, посещающих кружки изобразительного творчества “Страна чудес” и ручного труда “Топтыжкина мастерская”.
- “День рождения “Родничка”. Как и положено в День рождения, на этот праздник все приходят с подарками: дети готовят концерт, взрослые дарят им игрушки, игры, развивающие пособия.
- Социально-экономическая игра “Юный коммерсант”, которая длится два дня: в первый день ребята приходят в Банк, отвечают на подготовленные вопросы по экономическому образованию, решают кроссворды, после чего они могут получить ссуду в виде специальной валюты “роднички” на открытие какого-либо предприятия в своей группе, приносящее прибыль (в “Кафе” можно угоститься различными блюдами, в “Мастерских” - приобрести сувениры, цветы, различные поделки, в “Балаганчике” - посмотреть концерт, поучаствовать в конкурсах, прокатиться на карусели и т.д.). А во время аукциона на второй день на вырученные от работы предприятий деньги каждая группа имеет возможность приобрести настоящие игрушки и игры.
- Работа семейного клуба “Домовенок” длится всего один год, но родителям понравилась совместная их работа с детьми. На занятиях клуба мы приобщаем детей к основам рукоделия, учим создавать оригинальные аранжировки из природных и искусственных материалов, а мамы заинтересованы конструированием и дизайном из бумаги, ткани, ниток, природного материала, знакомству с техникой “батик”. Готовые работы украшают интерьер детского сада. (Приложение 4)
- “Уголки для родителей”, оформленные в группах. В них помещаются консультативные материалы; в специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленных психологом, воспитателями по валеологии, изодеятельности, экологии, инструктором по физвоспитанию, музыкальным руководителем, логопедами, воспитателями групп.
- Опыт семейного воспитания представляется в виде фотомонтажей “Знакомьтесь: семья …”, выпуска Газеты для родителей, в которых рассказываем об особенностях физического и психического развития детей, о жизни ребенка в детском саду; даем рекомендации по воспитанию и образованию детей. Эта форма работы удобна тем, что родители могут ознакомиться с газетой в то время, когда по тем или иным причинам ждут своего ребенка в детском саду.
- В целях поддержки семейных традиций, ежегодно на выпускном балу каждый дошкольник получает в подарок видеокассету с записями различных моментов из его жизни в детском саду, начиная с ясельного возраста: как одевается, как обедает, как играет, как поет и танцует и многие другие эпизоды повседневной жизни в садике, не известные родителям. Для семьи просмотр такой кассеты является настоящим сюрпризом, ведь за короткий промежуток времени можно вспомнить этапы взросления своего ребенка и немного познакомиться с буднями дошкольного учреждения. Видеофильмы из “Семейного архива” пользуются у родителей большим успехом.
- Работа консультационного пункта для родителей, целью которого является оказание помощи родителям в приобретении педагогических знаний, знаний особенностей физического и психического развития ребенка, знакомство их с практикой работы с детьми.
- В нашем городе наблюдается нехватка мест в дошкольные учреждения. Поэтому, изучив запросы населения и выявив потребность в посещении групп кратковременного пребывания, мы организовали работу такой группы, в которой занимаются дети из семей микрорайона, проживающим в непосредственной близости от детского сада. Педагоги проводят диагностику развития ребенка, планируют образовательный процесс, рассказывают родителям о достижениях ребенка, о задачах, стоящих перед ним, и получают информацию от родителей о ребенке. Такая работа улучшает подготовку детей для дальнейшего обучения в школе, к более легкой адаптации в новой социальной среде. Дети с удовольствием посещают детский сад, общаются со сверстниками.
- Оформление карты развития ребенка для передачи ее в школу, в которой отражается уровень физического, психического, умственного развития детей, краткая характеристика семьи воспитанника.
Согласно полученным данным по результатам анкетирования на предмет удовлетворенности родителей работой нашего учреждения, детский сад имеет достаточно высокий рейтинг у родителей. Отрадно, что родители поддерживают нас и охотно откликаются на все наши предложения и начинания. Практически во всех группах родители активно включаются в обсуждение педагогических проблем, связанных с воспитанием собственного ребенка.
В жизнь входит новое поколение людей, понимающих значение хорошего образования и стремящихся обеспечить его для своего ребенка. Родители должны быть уверены, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении разного рода проблем (от материальных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.