Элективные курсы по иностранному языку как средство повышения мотивации

Разделы: Иностранные языки


В связи с тем, что в проекте государственного образовательного стандарта применительно к обучению иностранному языку на старшей ступени выделяется филологический профиль (углубленное изучение иностранного языка), предпрофильная подготовка рассматривается ориентацией именно на филологический профиль, однако с возможными его модификациями.

Рекомендации по организации предпрофильной подготовки

I. В конце обучения в VIII классе необходимо организовать анкетирование учащихся с целью определения сферы их интересов в области филологии. С этой целью им можно предложить анкету следующего содержания:

Анкета 1

Какие учебные предметы представляю для вас особый интерес?  Да   Нет   Не уверен

  • Родной язык
  • Родная литература
  • Иностранные языки
  • Литература изучаемого языка
  • Страноведение

Эта анкета позволяет получить лишь самое общее представление о направленности интересов школьников. Последующую конкретизацию полученной информации можно осуществить с помощью анкеты, которая предлагает ученикам ответить на вопрос:

Анкета 2

Какой вид деятельности с использованием иностранного языка наиболее привлекателен для вас.  Да   Нет   Не уверен

  • Преподавание иностранного языка
  • Перевод устный
  • Перевод письменный
  • Исследовательская работа в области лингвистики
  • Исследовательская работа в области зарубежной литературы
  • Туристический бизнес
  • Международная журналистика
  • Дипломатическая деятельность
  • Иностранный язык в деловой и межкультурной сфере общения

Полученные данные желательно учесть при выделении элективных курсов в X-XI классах (с учетом имеющихся в школе условий) при организации предпрофильной подготовки.

II. В IX классе могут быть рекомендованы следующие курсы предпрофильной подготовки:

Предметно-ориентированный курс “Иностранный язык”.

Межпредметный (ориентированный) курс.

III. Предпрофильная подготовка может осуществляться в виде различных комбинаций курсов/ модулей двух предложенных выше типов.

Формы обучения могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии: коммуникативно-направленная групповая работа, проектно-исследовательская деятельность, индивидуальная творческая деятельность, выделение проблемы, сбор информации, ее обработка, обсуждение.

В качестве примера предлагается краткое изучение программы элективного межпредметного курса по английскому языку.

Пояснительная записка к элективному курсу предпрофильного обучения “От Емели к e-mail”.

Необходимой предпосылкой для овладения иностранным языком как средством коммуникации в современном мире является одновременная работа над устной и письменной речью, основанная на их взаимосвязи с учетом специфических особенностей каждого вида речевой деятельности. Аудио-речевой метод акцентировал развитие навыков устной речи, и письменная речь была полностью игнорирована, как столь надоевшая за годы доминирования грамматико-переводного метода. Но с водой выплеснули и ребенка, забыв, что люди, выработав письменность много веков назад, и сегодня часто предпочитают общаться на расстоянии, Интернет в настоящее время это расстояние увеличил до глобальных масштабов.

К сожалению, письмо в классе и дома используется чаще всего лишь как средство обучения, т. е как средство для запоминания и закрепления в памяти графического образа слова, а также изучаемых лексических единиц и грамматических структур.

Письменной речи необходимо обучать, она не приходит к ребенку естественно, как разговор.

В результате изучения иностранного языка к концу 9-го класса ученик должен уметь писать личные письма, в то время как написание электронных писем не рассматривается в процессе обучения. Анкетирование учащихся показало заинтересованность ребят в данной теме, в связи, с чем и была создана данная программа.

Данный курс поможет овладеть навыками написания электронных писем, которые в данное время получили широкое распространение и имеют большую значимость.

В данном курсе четко прослеживается связь с информатикой, а также с русским языком, т. к учащиеся имеют возможность вспомнить из курса русского языка основы письменной переписки и применить эти знания, используя знания информационных технологий.

Целью данного курса является формирование коммуникативной письменной компетенции через обучение “e-mail” письму.

Задачи курса:

  • учить учащихся правилам написания эл.писем;
  • учить учащихся пользоваться эл.почтой;
  • учить учащихся писать различные виды эл.писем;
  • учить учащихся применять языковые навыки в написании эл.писем;
  • учить учащихся письменной коммуникации посредством Интернет.

К концу изучения программы учащиеся должны уметь написать электронное письмо своему однокласснику, применив полученные в ходе изучения данной темы знания.

Программа элективного курса рассчитана на 10 часов.

Содержание элективного курса:

Неделя\урок Тема Деятельность уч-ся Количество часов
I Урок 1 Введение:

- цель написания;

- правила написания;

- грамматика, пунктуация.

- ознакомление с правилами написания (чтение материала);

- выполнение письменных упражнений.

1
II Урок 2\3 Что такое e-mail?

- эл.почта / адреса;

- пользование;

- “смайлики”, сокращения;

- этикет.

- чтение текстов по теме;

- выполнение письменных упражнений.

2
III Урок 4 Части эл.писем и ответы на них. -ознакомление с частями эл.письма;

- выполнение п\упр.

1
IV Урок 5\6 Представление себя в эл.письме.

(официальное\неофициальное)

- написание эл.письма. 2
V Урок 7 Приглашения и благодарственные записки. - написание эл.письма. 1
VI Урок 8 Ответные письма. - написание. 1
VII Урок 9 Поздравления и ответные письма. - написание. 1
VIII Урок 10 Практическое занятие-написание эл.письма своим одноклассникам. - оформление стенгазеты с образцами э\п. 1

В процессе изучения каждой темы учащиеся знакомятся с общими правилами написания электронных писем и отдельно по каждой теме прорабатывают материал. Учащиеся имеют возможность познакомиться с образцами написания того или иного вида электронного письма и после этого самостоятельно выполнить то же самое задание, тем самым повышается доля самостоятельной работы учащихся в процессе изучения данной темы.

Приложение

Урок №7 по теме: “Приглашения и благодарственные эл.письма”

Цели урока: формирование коммуникативной письменной компетенции через обучение e-mail письму.

Задачи:

  • учить писать пригласительные письма;
  • учить писать ответные письма;
  • воспитывать учащихся письменному этикету;
  • развивать логику построения письменного высказывания с целью введения в тему.

I. Опрос учащихся об опыте написания

1. Приглашений на открытках и в письмах, особенности написания (части письма);

2. Ознакомление с образцами пригласительных писем и обмен мнениями по теме;

3. Сравнение приглашений на русском языке и английском.

II. Ознакомление с особенностями написания электронных приглашений (части письма, порядок изложения материала).

III. Ознакомление с особенностями написания электронных ответных благодарственных писем (чтение примеров)

IV. Выполнение письменных упражнений на написание приглашений и ответ на них по заданной речевой ситуацию (распечатки).

Образец выполнения письменного упражнения:

Ex.236

Read the electronic thank-you note below and write a similar one expressing your gratitude for your own wonderful stay at somebody’s place and their warm welcome.

To: Olga Boltneva

From: Robin Griffin

Subject: Moscow Workshops

Sunday April 22nd, 2003.

The day before Shakespeare’s birthday.

My dear Olga,

This is my first and most important e-mail of the day, the day following our return to England.

What can we say to you? Mere thanks are not enough. Mark and the Colanski team cannot begin to thank you enough for your wonderful welcome, trust and support during the days spent in Moscow. You were a true pillar of the strength.

Mark and the team were so happy to meet such wonderful students who respond ended so well to the workshops. Of course I too was overjoyed to meet and discuss drama with so many very sensitive teachers both from schools and from the university.

There was nothing amiss and everything went as planned. The tour on the Saturday morning and the visits to the theatre and to the homes of students were very much appreciated.

So really Olga this note is just to say “Thank you”, and to everyone who helped in the visit.

All our love and respect

Mark, Robin, Claire, Vicky, Lara and John

Анкета первичной диагностики:

  1. Любите ли вы писать письма?
  2. Какие виды писем вы знаете?
  3. Что такое e-mail?
  4. Умеете ли вы писать электронные письма?
  5. Хотите ли научиться писать электронные письма?

Анкета итоговой диагностики:

  1. Зачем писать письма?
  2. Научились ли вы писать электронные письма?
  3. Какие виды эл.писем вы умеете писать?
  4. Испытываете ли вы трудности в написании эл.писем?
  5. Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем?

Литература:

  • для учителя:
  1. Эстер Селсдон “ Как писать письма по-английски”. Москва, Астрель, 2004г.
  2. Дидактические материалы. Английский язык. “Развитие навыков повседневной и академической письменной речи”. Москва, Дрофа, 2004г.
  • для учащихся:
  1. журнал для изучающих английский язык “Speak Out”,2000-2004гг.
  2. упражнения из ист.№2 для учителя.
  3. распечатки из журналов, газет.