Цели урока:
1. Систематизация знаний по курсу химии.
2. Повторение сквозных тем курса: “ Строение вещества”,“ Основные стехиометрические законы”, “ Теория А.М. Бутлерова”, “Химическая связь” и др.
3. Формирование навыков:
- системного подхода в решении возникших проблем;
- самостоятельного приобретения ,обработки и обобщения информации;
- умения устанавливать причинно-следственные связи;
- субъектного опыта ученика.
4. Формирование готовности школьников к решению личностно значимых для них проблем на основе своего и чужого опыта.
5. Воспитание личностных качеств:
Оборудование:
- видеопроектор,
- презентация учителя и шесть презентаций учащихся,
- критерии оценивания мультимедийных презентаций (высший балл 3).
ХОД УРОКА
1. Орг. момент (проверка готовности учащихся к уроку).
2. Сообщение темы и целей урока (показ слайдов с темой и эпиграфом к ней – см. приложение 1).
3. Актуализация:
Месяц назад мы с вами обсуждали предложенную мною тему и основополагающий вопрос, который вы видите на слайде. Обсуждали бурно, используя метод “мозгового штурма”. Вы предложили немало областей нашей жизни, через которые можно провести аналогии с предметом “ХИМИЯ”, и все вместе решили, какие области реального мира будет исследовать каждый из вас. Получилось семь тем, вы их видите на экране. А сейчас вспомним некоторый материал, который пригодится нам сегодня для более полного раскрытия темы.
- Одна из областей естествознания, изучающего материальный мир во всем его многообразии форм существования и происходяших явлений –(химия).
- Что такое материальный мир? Материя? (Философская категория для обозначения объективной реальности, существующей независимо от сознания человека и данной ему в ощущениях.)
- Сколько же форм существования материи в реальном мире? (Две: вещество и поле.)
- Вещество ? (Материальное образование, состоящее из частиц, имеющих массу покоя -собственную массу. Элементарные частицы- ядро атома-атомы- молекулы- атомные, ионные и молекулярные агрегации.)
- Поле? (Материальная СРЕДА, в которой осуществляется взаимодействие между частицами вещества или отдельными телами.)
- Что является основным свойством материи? (Основным свойством или способом существования является ДВИЖЕНИЕ.)
4. Постановка проблемы ребятами на основании проведённой беседы. Различные формы движения материи соответствуют разному уровню её организации в тоже время взаимосвязаны между собой и взаимопревращаемы, т.е.другими словами, всё в нашей Вселенной определено зависимостями и законами материи и отсюда можно высказать предположение, что материальный мир живёт и развивается по единым законам? (ПРОБЛЕМА).
НА сегодняшнем занятии мы с вами попытаемся согласиться или полностью опровергнуть это предположение.
В течение месяца вы готовили исследования, которые сегодня вы представите. Кроме того, каждый из вас выступит в роли эксперта проекта ваших одноклассников. (см.приложение 2)
Можем начинать работу. Вам предоставляется возможность выбора: начать непосредственно с презентации или с рекламы вашего исследования
5. Организация работы на уроке:
- каждый ученик презентует своё исследование с помощью программы PowerPoint и медиа –проектора, время на презентацию.3-5минут,
- обсуждение и ответы на вопросы - 5 минут на каждого ученика,
К уроку –конференции были подготовлены следующие исследования, представленные в виде компьютерных презентаций:
- Химия и физика
- Химия и медицина
- Химия и космос
- Химия и языки (см. приложение 3)
- Химия и спорт
- Химия и школьная жизнь
- Химия и музыка
6. Работа в группах: обсуждение результатов презентации, выявление лучших работ ,самых оригинальных и глубоких вопросов 5 минут.
7. Подведение итогов работы в группах
8. Итог урока: Подтвердилось ли наше предположение? Как вы думаете, какую часть нашего предположения мы доказали? Проведя анализ самых несхожих на первый взгляд сторон нашего реального мира, мы с вами нашли аналогии и общие закономерности.