Занятие по педагогике здоровья в 8-м классе на тему: "Здоровое питание"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цели:

  • сформировать чёткое представление у учащихся о том, что важным фактором здоровья является правильное питание;
  • выделить взаимосвязь здоровья человека с питанием;
  • развивать высшие психические процессы;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью, самостоятельность, терпимость, чувство сопереживания.

Оборудование: видеосюжет из программы “Время”, словарь терминов, код пищевых добавок, инструктивные карточки к практическим работам, блюда якутской кухни.

“Здоровье не всё,
но всё без здоровья – ничто”.

Сократ.

Учитель: Здравствуйте, ребята, дорогие гости! Мы находимся в “Кафе, и я приглашаю вас сесть за столики. Рассаживайтесь, как вам удобно.

- А теперь внимание на экран (видеосюжет об отравлении детей недоброкачественной пищей).

- Что скажете? Каковы причины массового заболевания ваших сверстников?

- Так о чём мы сегодня будем говорить?

- Да, о здоровом питании и особенностях питания в районах Крайнего Севера.

- Сегодня вы будете исследователями, отвечать на вопросы теста, покажите правила этикета,а для некоторых из вас я приготовила адресную помощь “Здоровое питание”.В конце нашего занятия мы должны вместе составить основные принципы питания человека, живущего на Севере.

- Записываем тему “Здоровое питание”.

- Правильно ли Вы питаетесь? Попробуем узнать о себе побольше. (Предлагается тест “Правильно ли вы питаетесь” (Приложение)

- Какие продукты лучше применять, а от каких нужно воздержаться?.

- Что показал вам тест?

- Какое важное правило питания мы можем выделить?

На доске открывается запись: “увеличение потребления овощей, плодов, фруктов, ягод”.

БЛИЦ – ОПРОС. Поднимите руки, кто из вас любит чипсы, китайскую лапшу, майонез “Моя семья”.

- Большое значение для здорового питания имеет качество продуктов. Когда вы покупаете продукты питания, вы смотрите на упаковку. Не всегда красивая упаковка соответствует качеству продукта. В странах ЕЭС при производстве продуктов питания не разрешается применять эмульгаторы, консерванты, стабилизаторы и красители, вызывающие расстройства кишечника, оказывающие вредное влияние на печень и почки (у каждого на столе список вредных пищевых добавок с указанием их кода с литером “Е” и словарь терминов).

- Сейчас вы выступите в качестве исследователей.

- Посмотрите на задание и скажите, какая цель вашей работы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

Внимательно посмотрите на упаковки, оставшиеся от продуктов питания. Найдите, какие пищевые добавки имеет в своём составе тот или иной продукт. Сверьте со списком канцерогенов. Сделайте для себя определённые выводы.

- Нужно ли употреблять продукты, содержащие эти пищевые добавки? Вы съели данное печенье, к чему это может привести? Вы заправили салат этим майонезом, что он может вызвать?

- Какой важный принцип питания? Что можно записать?

- Исключать продукты, содержащие вредные пищевые добавки.

(Адресная помощь ученику, у которого выявлено заболевание – гастрит.) (Приложение)

- Проблема питания всегда вызывала большой интерес у всех людей и это неудивительно, т.к. от характера питания зависят рост и развитие организма, его здоровье. В то же время не утихают споры о том, что же значит “правильное питаться”. Существуют разные взгляды на питание: сторонники одной кухни придерживаются вегетарианской диеты, другие предпочитают сыроедение, третьи являются сторонниками энергетического питания.

- Кто же из них прав? В этом мы сейчас попробуем разобраться.

- Внимательно посмотрите задание и скажите цель вашей работы.

(Цель работы: выявить достоинства и недостатки той или иной кухни).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2.

  1. Прочитать и проанализировать выданный текст (Приложение.)
  2. Занести необходимую информацию в таблицу.
  3. Сделать устное сообщение по выполнению задания.

Особенности национальной кухни

Вид национальной кухни Достоинства Недостатки
     

- Из названных достоинств, перечисленных кухонь, сформулируйте следующие принципы (открывается запись на доске).

- Частое употребление зелени, лука, чеснока, салата, укропа, петрушки;

- Употребление кисло - молочных и мясных продуктов.

- Всё это способствует улучшению обмена веществ .

- В нашем “Кафе” присутствует наш школьный медик, которая покажет вам комплекс упражнений, укрепляющих работу кишечника и также стимулирующие обмен веществ.

(Адресная помощь другому ученику.)

- Ещё хотелось сказать несколько слов об особенностях питания человека в условиях Севера. В процессе адаптации на Севере изменяются все виды обмена: белковый, углеводный, жировой, витаминный, микроэлементовый. Для организации рационального питания необходимо максимально использовать местные природные ресурсы. Вам предлагаются блюда якутской кухни. (Девушка в национальном костюме вносит разнос с блюдами. Звучит якутская песня).

- Мы продолжим эту тему и на следующем занятии. Какое домашнее занятие хотели бы вы получить?

Сообщения:

  1. О “родной колбасе”
  2. Жвачка – польза или вред.
  3. Как сделать пищу более безопасной.
  4. История открытия витаминов.
  5. Заболевания желудочно-кишечного тракта.

- Давно замечено, что когда мы едим с удовольствием, выделяется много соков и съедаемая пища хорошо усваивается. Большую роль в развитии аппетита играет высокое качество продуктов, их кулинарная обработка, оформление, сервировка стола.На уроках трудового обучения девочки знакомились с правилами этикета. Давайте вспомним и проведём игру.

Игра.

Используя предложенную литературу, каждая группа составляет карточки по основным правилам этикета (задания выбирает каждая группа)

  • 1 группе “Как вести себя за столом”.
  • 2 группе “Не облизывай перстов”.
  • 3 группе “Чтобы по усам не текло, а в рот попало”.
  • 4 группе “Сервировка стола”.

(После работы по составлению карточек учитель собирает их, затем задаёт вопрос по содержанию одной карточки)

- Используя столовые и чайные приборы, скатерть и другие предметы убранства стола продемонстрируйте своё умение накрывать стол. (Правильность ответа обсуждается и комментируется учащимися всей группы. Для контроля за правильностью ответа используется карточка).

- Подведём итоги (составление схемы – коллаж).

Назовите ключевое понятие нашего заседания (“здоровое питание”). Быстро, чётко напишите на лучах слова, термины, раскрывающие данное понятие, всё о чём говорили,Вы можете записать: “хочу”, “могу”, “надо”, “не надо”, “что можно”, “что нельзя” и т. д.

- Вы составили единую систему здорового питания. Надеюсь, что в жизни она вам поможет.

- Я вас благодарю. Вы были хорошими посетителями “Кафе”. Вы показали культуру поведения, навыки при потреблении пищи, сумели эстетически оформить стол. Спасибо. До свидания.