Цели:
- сформировать чёткое представление у учащихся о том, что важным фактором здоровья является правильное питание;
- выделить взаимосвязь здоровья человека с питанием;
- развивать высшие психические процессы;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, самостоятельность, терпимость, чувство сопереживания.
Оборудование: видеосюжет из программы “Время”, словарь терминов, код пищевых добавок, инструктивные карточки к практическим работам, блюда якутской кухни.
“Здоровье не всё,
но всё без здоровья – ничто”.Сократ.
Учитель: Здравствуйте, ребята, дорогие гости! Мы находимся в “Кафе, и я приглашаю вас сесть за столики. Рассаживайтесь, как вам удобно.
- А теперь внимание на экран (видеосюжет об отравлении детей недоброкачественной пищей).
- Что скажете? Каковы причины массового заболевания ваших сверстников?
- Так о чём мы сегодня будем говорить?
- Да, о здоровом питании и особенностях питания в районах Крайнего Севера.
- Сегодня вы будете исследователями, отвечать на вопросы теста, покажите правила этикета,а для некоторых из вас я приготовила адресную помощь “Здоровое питание”.В конце нашего занятия мы должны вместе составить основные принципы питания человека, живущего на Севере.
- Записываем тему “Здоровое питание”.
- Правильно ли Вы питаетесь? Попробуем узнать о себе побольше. (Предлагается тест “Правильно ли вы питаетесь” (Приложение)
- Какие продукты лучше применять, а от каких нужно воздержаться?.
- Что показал вам тест?
- Какое важное правило питания мы можем выделить?
На доске открывается запись: “увеличение потребления овощей, плодов, фруктов, ягод”.
БЛИЦ – ОПРОС. Поднимите руки, кто из вас любит чипсы, китайскую лапшу, майонез “Моя семья”.
- Большое значение для здорового питания имеет качество продуктов. Когда вы покупаете продукты питания, вы смотрите на упаковку. Не всегда красивая упаковка соответствует качеству продукта. В странах ЕЭС при производстве продуктов питания не разрешается применять эмульгаторы, консерванты, стабилизаторы и красители, вызывающие расстройства кишечника, оказывающие вредное влияние на печень и почки (у каждого на столе список вредных пищевых добавок с указанием их кода с литером “Е” и словарь терминов).
- Сейчас вы выступите в качестве исследователей.
- Посмотрите на задание и скажите, какая цель вашей работы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
Внимательно посмотрите на упаковки, оставшиеся от продуктов питания. Найдите, какие пищевые добавки имеет в своём составе тот или иной продукт. Сверьте со списком канцерогенов. Сделайте для себя определённые выводы.
- Нужно ли употреблять продукты, содержащие эти пищевые добавки? Вы съели данное печенье, к чему это может привести? Вы заправили салат этим майонезом, что он может вызвать?
- Какой важный принцип питания? Что можно записать?
- Исключать продукты, содержащие вредные пищевые добавки.
(Адресная помощь ученику, у которого выявлено заболевание – гастрит.) (Приложение)
- Проблема питания всегда вызывала большой интерес у всех людей и это неудивительно, т.к. от характера питания зависят рост и развитие организма, его здоровье. В то же время не утихают споры о том, что же значит “правильное питаться”. Существуют разные взгляды на питание: сторонники одной кухни придерживаются вегетарианской диеты, другие предпочитают сыроедение, третьи являются сторонниками энергетического питания.
- Кто же из них прав? В этом мы сейчас попробуем разобраться.
- Внимательно посмотрите задание и скажите цель вашей работы.
(Цель работы: выявить достоинства и недостатки той или иной кухни).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2.
- Прочитать и проанализировать выданный текст (Приложение.)
- Занести необходимую информацию в таблицу.
- Сделать устное сообщение по выполнению задания.
Особенности национальной кухни
Вид национальной кухни | Достоинства | Недостатки |
- Из названных достоинств, перечисленных кухонь, сформулируйте следующие принципы (открывается запись на доске).
- Частое употребление зелени, лука, чеснока, салата, укропа, петрушки;
- Употребление кисло - молочных и мясных продуктов.
- Всё это способствует улучшению обмена веществ .
- В нашем “Кафе” присутствует наш школьный медик, которая покажет вам комплекс упражнений, укрепляющих работу кишечника и также стимулирующие обмен веществ.
(Адресная помощь другому ученику.)
- Ещё хотелось сказать несколько слов об особенностях питания человека в условиях Севера. В процессе адаптации на Севере изменяются все виды обмена: белковый, углеводный, жировой, витаминный, микроэлементовый. Для организации рационального питания необходимо максимально использовать местные природные ресурсы. Вам предлагаются блюда якутской кухни. (Девушка в национальном костюме вносит разнос с блюдами. Звучит якутская песня).
- Мы продолжим эту тему и на следующем занятии. Какое домашнее занятие хотели бы вы получить?
Сообщения:
- О “родной колбасе”
- Жвачка – польза или вред.
- Как сделать пищу более безопасной.
- История открытия витаминов.
- Заболевания желудочно-кишечного тракта.
- Давно замечено, что когда мы едим с удовольствием, выделяется много соков и съедаемая пища хорошо усваивается. Большую роль в развитии аппетита играет высокое качество продуктов, их кулинарная обработка, оформление, сервировка стола.На уроках трудового обучения девочки знакомились с правилами этикета. Давайте вспомним и проведём игру.
Игра.
Используя предложенную литературу, каждая группа составляет карточки по основным правилам этикета (задания выбирает каждая группа)
- 1 группе “Как вести себя за столом”.
- 2 группе “Не облизывай перстов”.
- 3 группе “Чтобы по усам не текло, а в рот попало”.
- 4 группе “Сервировка стола”.
(После работы по составлению карточек учитель собирает их, затем задаёт вопрос по содержанию одной карточки)
- Используя столовые и чайные приборы, скатерть и другие предметы убранства стола продемонстрируйте своё умение накрывать стол. (Правильность ответа обсуждается и комментируется учащимися всей группы. Для контроля за правильностью ответа используется карточка).
- Подведём итоги (составление схемы – коллаж).
Назовите ключевое понятие нашего заседания (“здоровое питание”). Быстро, чётко напишите на лучах слова, термины, раскрывающие данное понятие, всё о чём говорили,Вы можете записать: “хочу”, “могу”, “надо”, “не надо”, “что можно”, “что нельзя” и т. д.
- Вы составили единую систему здорового питания. Надеюсь, что в жизни она вам поможет.
- Я вас благодарю. Вы были хорошими посетителями “Кафе”. Вы показали культуру поведения, навыки при потреблении пищи, сумели эстетически оформить стол. Спасибо. До свидания.