Цель:
- Обобщить знания учащихся о твердости и мягкости согласных.
- Закрепить умение обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами.
Пояснение к уроку: у каждого задания перевернутая картинка с животным. Как только задание выполнено, учитель переворачивает картинку и ученики видят кому они помогли.
Ход урока
I. Организация урока.
- Сегодня мы с вами отправимся в гости. А к кому – отгадайте.
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Выручал он из болота.
Он известен, знаменит
Это доктор … (Айболит)
- К Айболиту приходят лечиться, разные звери. А вот кто пришел, вы узнаете, если выполнит задания.
- Поможем Айболиту?
- Итак, первое задание.
II. Чистописание.
л лл л
ло ле ла лы лю ли
- Есть ли разница в написании слогов? Какая?
(Соединения разные, слоги –твердые и мягкие.)
- Сегодня мы вспомним, как обозначается мягкость согласных звуков гласными буквами.
- Задание второе.
III. Словарь.
(Все записывают в тетрадь, а один работает у закрытой доски.)
Класс, ребята, пенал, тетрадь, дежурный.
- Подчеркните мягкие слоги, где мягкость обозначена гласными буквами.
- Третье задание.
IV. Устные. (Дети стоят у парт.)
На доске: а э о е у е я ы ю и
- Назовите те буквы, которые делают согласный звук мягким.
- Четвертое задание.
V. Работа по вариантам.
- I в.- записывает слова, которые начинаются с твердого согласного.
- II в.- записывает слова, которые начинаются с мягкого согласного.
Учитель диктует:
май мяч нос нес люди луна лист лыжи пенал парта
Зрительная гимнастика
- Пятое задание.
VI. Устно (Дети стоят у парт.)
На доске: Н(а), в(ы), л(ю), с(о), м(и)
(гласные закрыты)
- Можно ли сказать, какие слоги –твердые или мягкие?
(гласные открыть)
- Прочитайте мягкие слоги.
- Шестое задание.
VII. Деформированный текст.
земля голая промерзла
вечеру потеплело к
закружились воздухе с снежинки
снег повалил хлопьями
- Подчеркните мягкие слоги.
- Седьмое задание.
VIII. Устно (Дети стоят у доски.)
- Если первый звук мягкий –хлопайте в ладоши, если твердый –приседайте.
Мал, мял, сын, луг, семя, песня, пальто, няня, день, доска, сахар, мел.
- Есть ли разница в словах?
лук-люк
- Какая?
1. (Лук-растение, люк-отверстие, которое закрывают крышкой, особенно опасен на дороге, если открыт.)
2. В первом слове твердый согласный звук, во втором – мягкий.
- Восьмое задание.
IX. Скороговорка
Осталось выполнить последнее задание. Записать и выучить новую скороговорку.
Летели лебеди с лебедятами.
- Подчеркните твердые слоги.
X. Итог
- Назовите гласные буквы. Которые обозначают мягкость согласных.